Реорганизация как способ урегулирования корпоративных конфликтов (на примере шахты «Воргашорская»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ природы корпоративного конфликта, анализ способа решения конфликтов на примере шахты «Воргашорская», предложить меры по совершенствованию концепции управления конфликтами в компании.
В соответствии с целью задачами являются:
Анализ теоретических источников на тему корпоративных конфликтов;
Анализ причин их появления в российских компаниях;
Анализ корпоративного конфликта на примере компании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Корпоративный конфликт и его роль в современной экономике
Понятие корпоративного конфликта. Типы конфликтов……..……………5
Причины возникновения корпоративных конфликтов……………………..8
Правовое регулирование и способы разрешения корпоративных конфликтов…………………………………………………………………...11
1.4 Зарубежный опыт регулирования конфликтов (на примере Великобритании)………………………………………………………………..17
Глава II. Реорганизация как способ урегулирования корпоративных конфликтов (на примере шахты «Воргашорская»)
2.1 Организационно-правовая форма и технико-экономические показатели предприятия……………………………………………………………………...21
2.2 Корпоративный конфликт и реорганизация шахты «Воргашорская»…..22
Глава III. Механизм предотвращения корпоративных конфликтов
3.1Меры по совершенствованию концепции управления конфликтами в компании…………………………………………………………………………32
3.2 Корпоративное управление как способ защиты от корпоративных конфликтов……………………………………………………………………….37
3.3 Роль международных принципов корпоративного управления и Российского кодекса в предотвращении корпоративных конфликтов……....40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курсач по КМ 4 курс.docx

— 89.51 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, научной доктриной  и судебной практикой так и  не решен вопрос: кому должен «служить»  член совета директоров - корпорации или  акционеру (группе акционеров), выдвинувшему его и проголосовавшему за него на общем собрании акционеров.  В результате это является одной из причин отсутствия практики привлечения к юридической ответственности членов совета директоров за причинение убытков компании. С управленческой точки зрения это приводит к определенному выхолащиванию сущности совета директоров как ключевого органа корпоративного управления, институционально и функционально отделенного как от менеджеров, так и от акционеров. Нередко это выливается в трансформацию совета директоров в своеобразный придаток к общему собранию акционеров, отличиями которого являются более оперативный созыв, меньшая процедурная регламентация и влияние акционера исходя не из количества его голосующих акций, а числа членов совета, которое ему удалось избрать.

Возможные пути решения:

Ликвидация пробелов в  процессуальном законодательстве для  реализации практики косвенных исков; необходимо создание корпоративных  процедур в процессуальном праве, для  эффективной реализации косвенных  исков; установление коллективной ответственности  коллективных органов управления (совет  директоров и правление).

4. Слабый внутренний и внешний контроль за состоянием корпоративного управления в компании

Отсутствие корпоративных  норм об осуществлении контроля над  ведением бизнеса в корпорациях; отсутствие роли совета директоров в  обеспечении независимости органов  как внутреннего, так и внешнего контроля.

На практике российские компании фактически не используют потенциал  ревизионной комиссии как органа внутреннего контроля. Между тем, в соответствии с выводами арбитражных судов по ряду дел именно проводимая ревизионной комиссией ежегодная проверка финансово - хозяйственной деятельности АО свидетельствует, что общество узнало или должно было узнать о нарушениях, допущенных топ - менеджментом при совершении сделок с заинтересованностью или крупных сделок, и соответственно дает базу для отсчета годичного срока исковой давности по оспариванию недействительности таких сделок.

Наличие в ревизионной  комиссии представителей миноритарных акционеров позволит им отстаивать свои права при совершении обществом  сделок с заинтересованностью и  крупных сделок.

Возможные пути решения:

1) ввести запрет на  вхождение в состав ревизионной  комиссии для всех без исключения  работников аппарата управления  компании (а не только для членов  советов директоров и лиц, занимающих  иные должности в органах управления);

2) ввести обязательное  кумулятивное голосование при  выборах членов ревизионной комиссии (аналогично выборам в совет  директоров, для учета мнения  миноритарных акционеров).

5. Конфликт интересов

У акционеров (особенно мажоритарных) и менеджмента может возникнуть конфликт их личных интересов с интересами корпорации, что приводит к убыткам  для корпорации в целом не только вследствие конкретных сделок с заинтересованностью, но и методов и практики ведения  бизнеса, которые не обеспечивают полного  удовлетворения интересов компании.

Много столкновений между  субъектами корпоративных отношений  возникает, если акционер одновременно является и кредитором компании.

Возможные пути решения:

Введение принципа исключения конфликта интересов в корпоративное  право на уровне специального закона, распространяющего свое действие на все законодательство о юридических  лицах, включая коммерческие и некоммерческие организации; распространение данного  принципа на все нормы корпоративного права. Например:

- запретить исполнительным органам входить в состав контролирующих органов (включая советы директоров) или каким-либо иным образом участвовать в их работе, влиять на результаты их работы;

- сделать обязательным включения независимых лиц в состав совета директоров (не менее одной трети);

- сделать обязательным требование об исключении конфликта интересов (и предусмотреть необходимые механизмы) у мажоритарного акционера в дочерней компании, входящей в холдинг.

- установить четкие критерии  независимости членов совета  директоров на основе международного  опыта, включая 

- работа по найму, осуществление  управленческих функций в рамках  компании;

- оказание компании аудиторских, консультационных услуг;

- совместная работа в другой компании в прошлом;

- связи в рамках осуществления бизнеса;

 

3.2 Корпоративное управление как способ защиты от корпоративных конфликтов

Организация системы эффективного корпоративного управления связана  с затратами на привлечение специалистов, таких как корпоративные секретари и другие профессионалы, но выгоды от создания такой системы существенно превышают затраты.

Система надлежащего корпоративного управления нужна, прежде всего, открытым акционерным обществам с большим  количеством акционеров, ведущим  бизнес в отраслях с высокими темпами  роста и заинтересованности в  мобилизации внешних финансовых ресурсов на рынке капиталов. Внедрение  такой системы позволяет оптимизировать внутренние бизнес-процессы и предотвратить  возникновение конфликтов, организовав  должным образом отношения компаний с собственниками, кредиторами, потенциальными инвесторами, поставщиками, потребителями, сотрудниками, представителями государственных  органов и общественных организаций.

Основными принципами эффективного корпоративного управления являются:

1. Права акционеров: система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций и обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров.

2. Деятельность совета  директоров: совет директоров обязан обеспечить стратегическое руководство бизнесом, осуществлять эффективный контроль над работой менеджеров и отчитываться перед акционерами и компанией в целом.

3.Раскрытие информации и прозрачность: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах и перспективах деятельности, составе собственников и структуре управления.

4. Соблюдение интересов и иных заинтересованных сторон и корпоративная социальная ответственность (политика социальной ответственности и учета интересов иных заинтересованных групп, трудовые конфликты, социальные проекты для персонала и местного населения, экологичность).

Эффективное корпоративное  управление дает компании следующие  конкурентные преимущества:

  1. Облегчение доступа к рынку капиталов

Практика корпоративного управления - один из важнейших факторов, определяющих способность компаний выйти на внутренние и внешние рынки капиталов. Реализация принципов надлежащего корпоративного управления обеспечивает необходимый уровень защиты прав инвесторов, поэтому они воспринимают эффективно управляемые компании как дружественные и способные обеспечить приемлемый уровень доходности вложений.

  1. Снижение стоимости капитала.

Акционерные общества, которые  придерживаются высоких стандартов корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, ими в своей деятельности, и следовательно, снижение стоимости  капитала в целом.

Стоимость капитала зависит  от уровня риска, присваиваемого компании инвесторами: чем выше риск, тем больше стоимость капитала.

  1. Содействие росту эффективности.

Соблюдение стандартов корпоративного управления помогает усовершенствовать  процесс принятия решений, способных  оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной  деятельности общества на всех уровнях.

Качественное корпоративное  управление упорядочивает все происходящие в компании бизнес процессы, что  способствует росту оборота и прибыли при одновременном снижении объема требуемых капиталовложений.

Надлежащее корпоративное  управление строится на принципах прозрачности, доступности, оперативности, регулярности, полноты и достоверности информации на всех уровнях. Если прозрачность увеличивается, инвесторы получают возможность  проникнуть в суть бизнес - операций. Даже если информация, исходящая от повысившей свою прозрачность компании, оказывается негативной, акционеры  выигрывают от сокращения риска неопределенности. Таким образом, формируются стимулы  к проведению советом директоров систематического анализа и оценки рисков.

  1. Улучшение репутации.

У компаний, соблюдающих  права акционеров и кредиторов и  обеспечивающих финансовую прозрачность и подотчетность, будет формироваться  репутация ревностных хранителей интересов  инвесторов. В результате такие компании смогут стать достойными «корпоративными  гражданами» и пользоваться большим  доверием общественности.

Таким образом, руководствуясь принципами эффективного корпоративного управления, можно избежать внутренних и внешних корпоративных конфликтов, что в свою очередь значительно повысит конкурентные преимущества компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Роль международных  принципов корпоративного управления  и Российского кодекса в предотвращении  корпоративных конфликтов

Рациональные деловые  нормы и корпоративная практика ЕБРР рекомендуют компаниям во взаимоотношениях с заинтересованными сторонами соблюдать следующие принципы, в частности:

    1. во взаимоотношениях с клиентами:
  • высокое качество и конкурентоспособные цены на выпускаемые товары и предоставляемые услуги;
  • надлежащее информирование о товарах и услугах;
  • долгосрочная перспектива в отношениях;
    1. во взаимоотношениях с работниками: соблюдение трудового законодательства, норм охраны и гигиены труда;
  • наличие четких принципов при приеме на работу, оплате труда, продвижении по службе и отсутствие дискриминации;
  • уважение права работников на участие в профсоюзной деятельности;
    1. во взаимоотношениях с государственными органами местными властями:
  • соблюдение всех обязательных норм;
  • получение всех необходимых разрешений и лицензий;
  • отсутствие заинтересованности;

Принципы корпоративного управления ОЭСР (OECD Principles of Corporate Governance) предназначены не только для государств - членов ОЭСР, но и для других государств, а также фондовых бирж, инвесторов, компаний и иных лиц. Принципы ОЭСР не носят обязательного характера, они могут быть использованы в качестве рекомендаций для усовершенствования национального законодательства, а также для разработки практики в области корпоративного управления  в частном секторе.

Области, которые охватывают принципы корпоративного управления ОЭСР:

1) права акционеров: структура  корпоративного управления должна  защищать права акционеров;

2) равное отношение к  акционерам: структура корпоративного  управления должна обеспечивать  равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных  инвесторов. У всех акционеров  должна  быть возможность получить  эффективную защиту в случае  нарушения их прав;

3) роль заинтересованных  лиц: структура корпоративного  управления должна признавать  предусмотренные законом права  заинтересованных лиц и поощрять  их активное сотрудничество с  компанией в создании рабочих  мест, повышении благосостояния  и обеспечении финансовой стабильности  предприятий;     

4)   раскрытие информации  и прозрачность: структура корпоративного  управления должна обеспечивать  своевременное и точное раскрытие  информации по всем существенным  вопросам, касающимся компании, включая  финансовое положение, результаты  деятельности, собственность и управление  компанией;

5) обязанности совета  директоров: структура корпоративного  управления должна обеспечивать  стратегическое управление компанией,  эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерам.

Во многих странах мира  как экономически развитых, так и развивающихся, существуют национальные стандарты (кодексы) корпоративного поведения, разработанные на общепринятых принципах - Принципах корпоративного управления ОЭСР. Национальные стандарты (кодексы) представляют собой свод правил в виде общих принципов и рекомендаций по реализации корпоративных отношений. Основное внимание в таких кодексах уделяется регулированию порядка осуществления акционерами права голоса, формированию деятельности совета директоров, раскрытию информации и прозрачности деятельности компании, а также другим механизмам обеспечения и защиты прав инвесторов.

Информация о работе Реорганизация как способ урегулирования корпоративных конфликтов (на примере шахты «Воргашорская»)