Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 10:19, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность «руководства»;
Проанализировать стили руководства и методы управления организацией;
Провести анализ руководителя в системе управления ДО №7690/092 Саянского ОСБ;
Разработать программы-рекомендации по совершенствованию руководства в системе управления ДО №7690/092 Саянского ОСБ.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
5
Определение понятия и сущности «руководство»
Стили руководства
Методы управления организацией
Административные методы управления
Экономические методы управления
Социально-психологические методы управления
5
6
11
11
15
18
ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
22
2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России», анализ организационной структуры управления дополнительного офиса №7690/092 Саянского отделения Сбербанка России
22
2.2. Изучение личности руководителя дополнительного офиса №7690/092 Саянского отделения Сбербанка России
28
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДО №7690/092 САЯНСКОГО СБ
32
Рекомендации руководителю по совершенствованию управленческой культуры
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стр. | |||||
ВВЕДЕНИЕ |
3 | ||||
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ |
5 | ||||
|
5 6 11 11 15 18 | ||||
|
22 | ||||
2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России», анализ организационной структуры управления дополнительного офиса №7690/092 Саянского отделения Сбербанка России |
22 | ||||
2.2. Изучение личности руководителя дополнительного офиса №7690/092 Саянского отделения Сбербанка России |
28 | ||||
|
32 | ||||
|
32 | ||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
35 | ||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
37 | ||||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
38 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общество с момента его возникновения всегда нуждалось в управлении социальными процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни. Даже в первобытном обществе необходимо было планировать, организовывать и контролировать добычу и создание запасов пищи, охрану племени, передавать знания, традиции и пр. Эти функции выполняли вожди, старейшины, военачальники, жрецы. Со временем процессы управления стали более сложными, требовали больше людей, осуществляющих функции управления государством, армией, экономикой.
Эффективная экономика – прежде всего, это эффективное управление. Особенная роль, пожалуй, даже главная, в организации принадлежит руководителю потому, что только он в состоянии приложить достижения науки управления и экономики к конкретным ситуациям и условиям.
Управление, в широком смысле этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения наилучших результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
На сегодняшний день, организации нуждаются в специалистах, отличающихся обширными и глубокими знаниями в области современного менеджмента. Нынешние условия представляют новые требования к руководителям, вызывая высокую напряженность их труда, способность ценить время, необходимость пользоваться комплексом организационных и психологических качеств и умение вносить элемент творчества в работу.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в систему управления, занимая в ней определенное место. Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей. Поэтому понятно, почему большое внимание уделяется в настоящее время именно вопросам управления.
В связи с этим целью данной работы является определить влияние методов и стилей руководства на деятельность организации и на внутреннюю атмосферу в коллективе, а также выявить, какие качества нужны руководителю для успешного и эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является руководитель, как важнейшая сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и осуществляющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом – методы, стили управления и их применение в системе управления ДО №7690/092 Саянского ОСБ.
В процессе написания данной работы необходимо научиться выбирать эффективные методы и стили управления, направленные не только на улучшение экономических показателей деятельности организации, но и на удовлетворение потребностей сотрудников.
1. Теоретические основы управления
1.1. Определение понятия и сущности «руководство»
Для эффективного осуществления функций, организации, планирования, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в рамках установленных полномочий обязаны выполнять его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Сущность деятельности руководителя состоит в творческой организаторской работе, причем по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются.
Однако руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников, способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на поведение. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов, групп и решение управленческих задач.
Особенность положения руководителя состоит в следующем: он сосредотачивает функции реальной решающей силы и власти; имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения; как правило, исключен из окружения и первичного коллектива; является воплощением справедливости, поэтому выполняет для подчиненных функции арбитра; все его поведение постоянно оценивается подчиненными.
Руководство — это процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью людей — это значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации [4, с.239].
Как определить влияние? Влияние — это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство. Лидер эффективно осуществляет формальное и неформальное руководство. Итак, определим еще одно понятие. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации [7, с.87].
Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически не делает его таковым. Можно быть первым лицом в организациях, но не являться фактическим лидером, так как он не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций.
Руководитель обеспечивает производство продукции, управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы, интегрирует и координирует деятельность других сотрудников.
Таким образом, можно сделать вывод, что руководство - основная сила в организациях, его главная задача состоит в достижении поставленных перед организацией целей. Поэтому для успешного осуществления этих целей каждому руководителю нужно уметь вести за собой подчиненных, при этом проявляя себя, как лидер в организации.
1.2. Стили руководства
Существенное значение для состояния климата в коллективе имеет умение руководителя строить свои взаимоотношения с коллективом, это стабильная и продуманная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном стиле. Под стилем руководства понимают совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных. Эти способы воздействия зависят от ряда факторов:
Каждый человек уникален, поэтому, сколько руководителей, столько и стилей руководства. Однако в поведении руководителей можно наблюдать определенные типичные черты, имеющие степень выраженности. Это служит основанием для выделения различных типов руководителей.
Наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей руководства получила система, разработанная американским производственным психологом Ренсинсом Лайкертом. Он выделил четыре стиля руководства:
Эксплуататорско-авторитарный стиль. Менеджеры этого стиля навязывают свои решения подчиненным, мотивация осуществляется посредством угроз, высшие уровни менеджмента несут большую ответственность, в то время как низшие— практически ее не несут, недостаточная коммуникабельность. Менеджеры этого стиля исходят из теории «X» МакГрегора.
Благожелательно-авторитарный стиль. Менеджер относится к подчиненным, в отличие от первого случая, уже снисходительно, по-отечески. Мотивация осуществляется уже на основе вознаграждения. Управленческий персонал несет определенную ответственность, но это касается в основном среднего уровня. Этот стиль характеризуется также малой коммуникабельностью и ограниченностью групповой работы.
Консультативно-демократическмй стиль. Менеджеры этого стиля советуются с подчиненным и стремятся конструктивно использовать все лучшее, что они предлагают. Мотивация уже не только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляется как сверху вниз, так и снизу вверх. Существуют средние возможности групповой работы.
Демократический стиль, или система группового участия. В основе лежит привлечение подчиненных как к определению целей организации или подразделения, так и контролю за их достижением. Менеджеры полностью доверяют подчиненным. Мотивация — за счет экономического вознаграждения, основанного на целях организации. Персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации, существует множество коммуникативных связей и большие возможности групповой работы. Менеджеры этого стиля исходят из теории «У» МакГрегора [9,с.292].
Организации, где такой стиль доминирует, характеризуются высокой степенью децентрализации, активным участием сотрудников в принятии решений. Лайкерт и ряд других ученых считали, что подобная система является идеалом для ориентированных на прибыль организаций. Вместе с тем выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям. В некоторых случаях под руководством автократического менеджера удается выполнить больший объем работы, чем при демократе. Но за это приходится расплачиваться меньшей оригинальностью решений, низким энтузиазмом, повышенной агрессивностью людей друг к другу и к руководителю и одновременно более зависимым и покорным поведением.
Помимо стиля руководства, балансирующего между демократией и аристократией, выделяют также стили, ориентирующиеся на результаты работы, либо на человека, благоприятный климат в коллективе.
Подобная классификация была предложена Робертом Блэйком и Джейн Мутон из Техасского университета. Они представили ее в виде управленческой сетки или решетки которая включает 5 основных стилей руководства (рис.1). Сетка представляет собой таблицу 9.9 позиций. По вертикале отражены 9 степеней «заботы о человеке», а по горизонтали 9 степеней «заботы о производстве».
Информация о работе Руководитель в системе управления организации