Руководитель в системе управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность «руководства»;
Проанализировать стили руководства и методы управления организацией;
Провести анализ руководителя в системе управления ДО №7690/092 Саянского ОСБ;
Разработать программы-рекомендации по совершенствованию руководства в системе управления ДО №7690/092 Саянского ОСБ.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
5
Определение понятия и сущности «руководство»
Стили руководства
Методы управления организацией
Административные методы управления
Экономические методы управления
Социально-психологические методы управления
5
6
11
11
15
18
ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
22

2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России», анализ организационной структуры управления дополнительного офиса №7690/092 Саянского отделения Сбербанка России
22

2.2. Изучение личности руководителя дополнительного офиса №7690/092 Саянского отделения Сбербанка России
28
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДО №7690/092 САЯНСКОГО СБ
32
Рекомендации руководителю по совершенствованию управленческой культуры
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 438.00 Кб (Скачать файл)

ДО № №7690/092 имеет в своей организационной структуре три отдела: отдел кассовых операций, операционный отдел и кредитный отдел (рис.3).   


 



 

 

Рисунок 3 – Организационная структура ДО № №7690/092

Основные направления деятельности отдела кассовых операций:

    • Покупка-продажа монет из драгоценных металлов;
    • Оплата коммунальных услуг, налогов, государственных пошлин и других сборов в пользу бюджетов всех уровней, целевых внебюджетных фондов, а также платежей в пользу организаций различных форм собственности в валюте РФ;
    • Осуществление операций с лотерейными билетами;
    • Покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации.

Основные направления деятельности операционного отдела:

    • Выпуск банковских карт;
    • Предоставление услуги «Мобильный банк»;
    • Осуществление вкладов.

Основные направления деятельности кредитного отдела:

    • Осуществляет различные виды кредитных программ, таких как: пенсионный кредит, образовательный кредит, автокредит и т.д.

На основе анализа можно сделать вывод, что организационная структура ДО №7690/092 Саянского ОСБ № 7690 является линейной. Линейная организационная структура - это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний [12, с.156].

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки, соответственно  накладывающиеся на методы и стиль руководства.

Преимущества:

    • Четкая система единоначалия- один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
    • Единство и четкость распорядительства;
    • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания руководителя;
    • Согласованность действий исполнителей;
    • Простота управления (один канал связи);
    • Четко выраженная ответственность;
    • Оперативность в принятии решений;
    • Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения [13, с.42-43].

 Недостатки:

  • Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;
  • Руководитель несет за все ответственность;
  • Повышенная зависимость результатов работы банка от стиля и метода управления руководителя;
  • Загруженность руководителя, избыток информации, множество контактов с подчиненными;
  • Затруднительные связи между инстанциями;
  • Концентрация власти управления.

Возглавляет управленческое подразделение руководитель, сосредоточивающий в своих руках все функции управления и полномочия по принятию решений. Четко выражен принцип единоначалия; высокая степень централизации в управлении; полномочия функциональных специалистов незначительны, носят рекомендательный характер [10, с.88].

Вместе с развитием банка возрастает и внимание к руководителям - для успешного функционирования  необходимо иметь эффективных руководителей в каждом филиальном подразделении.

В целом, можно сделать выводы, что под влиянием организационной структуры (в данном случае -  линейная) и современных условий в банковской сфере наиболее эффективен руководитель:

  • с жесткой ориентацией относительно содержательно-деловых сторон работы и мягкой ориентацией относительно взаимодействия с коллегами и подчиненными; 
  • имеющий стратегическую ориентацию на успех общего дела и умеющий предпочесть общие цели реализации своих личных потребностей;
  • гибкий, способный применять комбинированные методы руководства с элементами жесткости, мягкости и партнерства; 
  • умеющий правильно чувствовать цели и стремления коллеги или подчиненного, понимать его намерения; 
  • способный искусно выбирать стиль руководства в зависимости от трех факторов: ситуации, индивидуальных особенностей сотрудника и своего собственного характера.

Изучив организационную структуру дополнительного офиса, преимущества и недостатки управления при данной структуре, методы и стили руководства, обусловленные оргструктурой, рассмотрим роль руководителя в ДО №7690/092 Саянского ОСБ.

 

   2.2 Изучение личности руководителя ДО №7690/092 Саянского ОСБ

«Главная роль высшего руководства – чтобы управлять ценностями организации» 

Питерс, Уотермен. 

Руководителем дополнительного офиса является заведующий. Объем полномочий заведующего дополнительным офисом определяется доверенностью, выданной ему в порядке, установленном Сбербанком России и территориальным банком. Стоит заметить, что заведующего дополнительным офисом назначает и освобождает от должности управляющий отделением. Заведующий дополнительным офисом несет персональную ответственность за работу дополнительного офиса и за решение возложенных на него задач, а также непосредственно подчиняется управляющему отделения. Заведующему дополнительным офисом предоставляется право вхождения в Состав Совета отделения СБ России.

 Руководство текущей деятельностью ДО №7690/092 Саянского ОСБ осуществляет Савастеева Валентина Александровна - заведующая дополнительным офисом. В состав обязанностей и задач руководителя входит: организация и контроль за выполнение перспективных и текущих планов работы,  обеспечение взаимодействия с другими  филиалами, выполнение  задач и функций по достижению установленных планов по каналу кредитования, обслуживания и т.д., осуществление поиска, подбора, приема на работу и увольнение сотрудников дополнительного офиса, их аттестация и повышение квалификации.

Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем руководства, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчиненными. Для выявления стиля руководства, которого придерживается данный заведующий, был проведен опрос среди сотрудников ДО №7690/092 Саянского ОСБ. В опросе приняло участие 10 человек, из них: в возрасте от 20 до 30 лет – 3 человека, в возрасте от 30 до 40 лет – 3 человека, в возрасте от 40 до 50 лет – 4 человека. Данные опроса представлены на рис.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - опрос среди сотрудников ДО №7690/092 Саянского ОСБ об эффективности управления заведующего.

Из результатов опроса видно, что мнения коллектива расходятся.

Большинство сотрудников считает, что руководитель перегибает палку в попытке показать свою начальственность, не пытается заинтересовать сотрудников в лучшем отношении их к работе, не старается приблизиться к людям и их земным проблемам. Т.е. для них начальник выказывает все признаки авторитарности.

И лишь малая часть сотрудников считает, что руководитель – демократ. Что он в коллективе, а не отдельно от него, готов прийти на помощь. Но при этом, как настоящий управленец держит всех в строгости и умеет приказывать так, чтобы его приказы исполнялись.

На основе исследования, можно сделать вывод, что стиль управления данного заведующего относится к авторитарному стилю. На что показывает его нежелание обращать внимание на проблемы коллектива, его жесткость и единовластие. Но его поведение можно оправдать тем, что такова специфика банковской работы.

При управлении дополнительным офисом Валентина Александровна использует следующие черты указанного стиля: интересуется мнением сотрудников, при принятии некоторых решений, но поступает в большинстве случаев по-своему. Она властна и настойчива. В неординарных ситуациях не разбирается, кто прав – кто виноват, наказывает того, про кого доложили. Возможность делегирования полномочий крайне редка, чаще всего это происходит из-за недостатка времени. Она очень требовательна, иногда требует больше, чем положено по должностным инструкциям. Ее мало интересует проблемы сотрудников, как рабочие, так и личные. Она живет сама в себе, обособлено от коллектива и работы. К дисциплине в коллективе относится строго, иногда даже жестко. Предпочитает больше наказывать, чем поощрять сотрудников к работе.

Отрицательные стороны существующего авторитарного стиля управления заключаются в следующем:

    • директор единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу. Подчиненным известны лишь непосредственные, ближайшие цели и при этом они получают минимум необходимой информации;
    • контроль за деятельностью подчиненных основан на силе власти руководителя. Вообще, голос руководителя всегда является решающим, всякая критика в его адрес пресекается;
    • поток информации направляется сверху вниз, а та информация, которая поступает наверх, как правило, не точна и искажена.

Валентина Александровна своим своеволием парализует работу коллектива, на который опирается. Она не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ей самой. Недовольные сотрудники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды, к примеру пассивности работников можно привести конкурс на звание «Самый клиентоориентированный офис», который состоялся в июне 2013 года среди дополнительных офисов Сбербанка России в г. Саянск, так вот ДО №7690/092 занял предпоследнее место, что говорит о незаинтересованности сотрудников в творческом элементе их работы.

Поведение руководителя должно быть направлено на создание наиболее позитивного отношения подчиненных, объединяющих свои личные цели с целями организации. Первым условием такого поведения является убежденность самого руководителя в необходимости поставленных целей. Второе условие - взаимопонимание и доверие между руководителем и сотрудниками.

Так как мы живем в 21 веке, пора начать думать о подчиненных как о людях, а не как о мелких винтиках большой банковской системы. Для этого необходимо разработать программы по совершенствованию данного стиля руководства.

 

 

 

 

3. Разработка программ по повышению эффективности руководителя ДО №7690/092 Саянского ОСБ

3.1. Рекомендации руководителю по совершенствованию управленческой культуры

«Эффективные руководители — это те, кто может

вести себя по-разному — в зависимости от требований реальности»

Крис Аджирис

Рассмотрев стиль управления в данной организации, учитывая профессионализм сотрудников, сложности при решении поставленных задач, ценностные ориентации, можно сделать вывод, что наиболее приемлемый стиль управления это ситуативный стиль.

Главной идеей ситуационного подхода к лидерству было предположение, что управление должно быть разным во всевозможных ситуациях. Основателем теории ситуационного лидерства справедливо считают Фреда Фидлера. Его модель позволяет предсказать эффективность рабочей группы, управляемой лидером. В модели используются три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля [15, с.67]. Согласно этой модели существует три основных фактора, наиболее влияющих на поведение руководителя в определенной ситуации и одновременно - характеризующих сами ситуации:

    • отношения между руководителем и подчиненными;
    • структура задачи и, преимущественно такие ее параметры, как четкость и определенность формулировки, привычность и понятность, структурированность;
    • должностные полномочия, включающие нормативный объем законной власти, которой располагает руководитель, а также уровень действительной поддержки, которую ему выражают подчиненные [5, с.515].

Каждый из этих параметров может быть описан на минимальном и максимальном уровнях, т.е. как «плохой» и «хороший». Сочетание двух уровней трех параметров дает восемь основных типов управленческих ситуаций (рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Как меняется стиль эффективного руководства в зависимости от ситуации.

Можно увидеть, что эти восемь типов ситуаций характеризуются различной степенью благоприятности для руководства и она уменьшается вдоль оси абсцисс. Весьма благоприятной является ситуация первого типа, а наименее - ситуация восьмого типа. Общим показателем благоприятности ситуаций является предложенное Фидлером понятие ситуационного контроля - степени, в которой руководитель владеет ситуацией и может оказывать на нее воздействие. Проведенные исследования выявили следующую главную закономерность. Эффективность управленческой деятельности в этих типах ситуаций у представителей разных стилей является различной. В ситуациях очень высокого и очень низкого ситуационного контроля лучшие результаты дают руководители, ориентированные на задачу. В ситуациях со средним контролем лучшие результаты наблюдаются у руководителей, ориентированных на отношения.

Практическая значимость модели состоит в том, что она позволяет в зависимости от сложившийся ситуации подбирать стиль руководства, при этом, стиль должен соответствовать конкретной ситуации.

Таким образом, ситуативный стиль управления в настоящее время считается наиболее эффективным, т.к. сочетает в себе множество стилей, использование которых зависит от управленческих ситуаций. Иными словами практически все стили управления могут быть составляющими ситуативного стиля. В связи с этим он имеет большую эффективность, данный стиль стоит и нужно задействовать руководителю ДО №7690/092 Савастеевой В.А.

На основе проведенного анализа, можно предложить Валентине Александровне больше внимания обращать на работу сотрудников и временами мотивировать их на лучшее выполнение своих обязанностей.

Так же хотелось бы пожелать руководителю немного демократичности в его управлении, гораздо чаще советоваться с работниками дополнительного офиса, прислушиваться к их мнению, обсуждать вопросы, имеющие отношение к сотрудникам и работе, которую они выполняют. Стараться держать дистанцию между руководителем и подчиненными на разумной позиции, чтобы они искренне уважали заведующего, но не боялись – такая позиция позволила бы Валентине Александровне более эффективно и рационально выполнять функции, поставленные перед всем дополнительным офисом в целом.

Информация о работе Руководитель в системе управления организации