Руководитель в системе управления. Требования к руководителю – профессионалу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы раскрыть роль руководителя в системе управления, какие требования предъявляться для его успешной работы.
Объектом моего исследования стал СПК (колхоз) «Профинтерн». Источник информации годовые отчеты, журналы, учебная литература.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……….. 4
Анализ отрасли растениеводства в СПК «Профинтерн»………… 10
Анализ отрасли животноводства в СПК «Профинтерн»……………14
Экономическая эффективность производства хозяйственной деятельности СПК «Профинтерн»……………………………………15
Анализ трудовых ресурсов в СПК «Профинтерн» ……………… 20
2. Кадры управления и их состав……………………………………… 23
Состав кадров управления предприятием……………………………23
Функции руководителей производственных подразделений, отделов и служб …………………………………………………………………28
3. Совершенствование требований к руководителю – профессионалу… 34
Компетентность руководителя……………………………………… 34
Организаторские способности……………………………………… 36
Качества хорошего администратора………………………………… 38
Руководитель – социальный лидер………………………………… 40
Расчет экономической эффективности управленческого труда……42
Выводы и предложения ………………………………………………… 45
Список литературы……………………………………………………… .47

Файлы: 1 файл

Курсовая по управлению в АПК.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Немаловажным аспектом является уровень образования работников предприятия. Рассмотрим уровень образования персонала, работающего в СПК «Профинтерн» на примере таблицы 10.

 

Таблица 10. - Состав и структура работников по уровню образования

 

Уровень образования

2007г.

2008г.

2009г.

 

Чис-ть, чел.

Ст-ра,%

Чис-ть, чел.

Ст-ра,%

Чис-ть, чел.

Ст-ра,%

Высшее

7

6.1

9

8.0

11

11.5

Неполное средние

        5

4.3

4

3.5

7

7.3

Среднее

60

52.2

70

62.0

46

47.9

Среднее специальное

43

37.4

30

26.5

32

33.3

итого

115

100

113

100

96

100


 

Из таблицы 10 видно, что наибольший удельный вес принадлежит работникам со средним образованием. Также анализируя эту таблицу, нельзя не отметить намеченную тенденцию к увеличению персонала с высшим образованием, их увеличение составляет 5,4%.

 

2. Кадры управления и  их состав

  

     2.1 Состав кадров управления предприятия

 

 

Кадры действительно  решают если не все, то очень многое, и забывать об этом не следует. Впрочем, наиболее известные менеджеры никогда и не нуждались в таком напоминании.

Особенно возрастает роль кадров управления в условиях рыночных отношений, когда сфера  их ответственности значительно расширяется.

Кадры управления - это совокупность работников предприятия, занятых управленческим трудом. Для управления современным агропромышленным производством требуется менеджеры и специалисты самого разного профиля: агрономы, зооинженеры, ветврачи, инженеры, экономисты, бухгалтера, юристы и др.

Кадры управления можно  классифицировать по разным признакам:

    • по уровню управления;
    • профессиональной структуре;
    • видам деятельности;
    • сложности и ответственности выполняемых работ;
    • специализации управленческого труда;
    • по образованию.

Внутри групп персонал делятся на должности, каждая из которых  предоставляет границы компетентности работника, то есть круг его обязанностей, прав и ответственности. Это директор, агроном по защите растений, зоотехник  по племенной работе, инженер - теплотехник и др. Единообразие классификации обеспечивается Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Правительством РФ. В номенклатуре современного сельскохозяйственного предприятия более 50 специальностей.

Классификация работников предприятия осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией по статистики численности и фонда заработной платы рабочих и служащих на предприятиях в учреждениях и организациях. По этой инструкции все работники предприятии в зависимости от выполнимых функции делятся на следующие категории: рабочие, учащиеся, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и персонал охраны.

К инженерно-техническим  работникам относится лица занимающие должности, требующие квалификации агронома, зоотехника, инженера, или техника.

К служащим относятся  работники, которые занимают административно-хозяйственные  должности, но не относятся к инженерно-техническим  работникам, а так же экономисты, не связанные с производственным планированием, с организацией труда и заработной платы, финансовые, счетно-бухгалтерские, юридические работники, делопроизводители и др.

К младшему обслуживающему персоналу относятся: лица по уходу  за служебными помещениями, курьеры, водители.

Нельзя смешивать понятие "профессия" и "специальность".

"Профессия" - это род занятий, форма трудовой деятельности, например агроном или инженер. "Специальность" представляет конкретный вид ее внутри одной профессии (пример, агроном - плодоовощевод).

В зависимости от места в организационной структуре принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители предприятий (организаций) и их заместители, к функциональным - руководители отдельных служб, секторов, отделов и их заместители.

Важно иметь в виду, что роль руководителей и специалистов в управлении далеко не одинакова.

Руководитель (менеджер) - это профессия, но особого рода совсем не напоминающая профессию агронома или инженера. Профессия, значение которой определяется ее центральным местом в управлении, поскольку только руководителю принадлежит функция принятия решения. Но менеджер не только наделен правами и обязанностями принимать решения; он так же должен организовать процесс их подготовки, выполнения и контроль. В отличии от специалиста он должен думать обо всем. В частности, руководитель классифицирует работу, распределяет ее, подбирает соответствующий состав руководящих работников, обеспечивает побудительные мотивы и связь, анализирует деятельность предприятия, оценивает результаты работы, обеспечивает продвижение по службе и т.д.

Безусловно, претендовать на серьезное  знание всех конкретных проблем, с которыми сталкивается руководитель предприятия, очевидно не реально. Руководитель не может быть "универсальным гением", но у него есть свое специфическое занятие. Руководитель побуждает, направляет, организует людей на выполнение работы, но не более. Его единственным инструментом является слово.

Специалисты управляют  технико-экономическими и технологическими процессами производства. К категории  специалистов относятся работники занятые инженерно-техническими, экономическими, сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными, лесовосстановительными работами, мед. обслуживанием, народным образованием, а так же работники науки, искусства и культуры, специалисты на работа по международным связям, специалисты юридической службы.

Важным аспектом менеджмента  является управлением персоналом - целенаправленное воздействие, оказывающая  влияние на подбор и расстановку, обучение и оценку деятельности, движение кадров предприятия.

Система управления персоналом представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а так же сочетание различных видов, методов и форм управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности и качества труда.

Процесс управления кадрами включает в себя:

    • определение общей стратегии управления;
    • планирование общей потребности предприятия в персонале;
    • поиск нужных кадров;
    • разработка и использование системы критериев оценки количества и качества труда;
    • система подготовки и переподготовки кадров;
    • организация рабочих мест;
    • разработку и внедрение мероприятий по улучшению условий труда и техники безопасности, снижения удельного веса немеханизированных и трудоемких работ;
    • политику заработной платы и определение затраты на работу с персоналом.

В сельскохозяйственном производстве вследствие большой зависимости  результатов деятельности от природно-климатических  условий и низкого разделения труда сложнее установить прямую зависимость между количеством  и качеством живого труда и  конечными производственными результатами. Это существенно ограничивает действенность стимулирования, эффективного сочетания методов поощрения и наказания, а следовательно, выдвигается на первый план проблему мотивации к труду.

Набор кадров предполагает создание необходимого кадрового резерва на все должности и специальности; он тесно связан с подбором кадров, то есть поиском лиц, соответствующих основным требованиям по каждой должности. При подборе дается характеристика вакантной должности, проводится сбор информации об имеющихся кандидатах, разрабатывается система критериев для отбора кандидатов (их оценки). На практике используется несколько методов подбора кадров: свободного выбора, формальных требований, конкурса и тестирования.

Руководителям при подборе  кадров рекомендуется использовать современные методы распознания управленческих способностей; с их помощью устанавливают потенциальные возможности того или иного лица. Как правило, применяют сразу несколько методов или всю их совокупность: специальное наблюдение по проявлениям управленческих навыков; опрос (устный и анкетный); пробное назначение (замещение должности на период отпуска, учебы); выполнение общественных поручений; решение учебных управленческих задач; анализ конкретных ситуаций. Научный подход к подбору кадров предполагает, прежде всего, разработку требований к тому или иному виду деятельности. Тогда по любому претенденту можно сравнить данные обоснованной характеристики с требованиями должности и сделать выводы. Существует ряд методов отбора кадров: анкетирование, тестирование, испытание, собеседование.

В анкетах обычно отражаются биографические данные, сведения о  перемещении работника и занимаемых должностях. Считается, что длительная работа на одной должности ограничивает кругозор человека, он свыкается с недостатками, перестает овладевать новыми методами, и его работа становится шаблонной. При смене мест работы появляется возможность сравнивать ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям работы. Разумеется, при этом нужно отличать "летунов" от действительно стоящих работников. При тестировании могут быть использованы тесты на интеллект, способности, индивидуальность, интересы, исполнительность и др.

Отборочные испытания  выявляют способность практически  решать задачи, связанные с предполагаемой работой. Существуют также испытания, предполагающие оценку психологических характеристик кандидата, таких, как энергичность, откровенность, уверенность в себе.

Собеседование остается наиболее широко применяемым методом  отбора кадров. Однако исследования выявили целый ряд проблем, снижающих его эффективность. Так, например, прослеживается тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, которое часто оказывается обманчивым; нередко оценка кандидата осуществляется по сравнению с предыдущим испытуемым или даже лично с проводящим собеседование.

Сейчас во многих отраслях и фирмах получили распространение  найм и оплата труда на основе контрактов, то есть трудовых договоров, заключаемых  письменно. Опыт показывает, что такая  форма вполне приемлема для рыночной экономики, поскольку позволяет предусмотреть все права и обязанности сторон, конкретизировать отдельные условия применительно к каждому индивидуальному случаю. В контракте должны быть оговорены: место, род и срок работы; режим труда и отдыха; техническое обеспечение работника; обязанности администрации по оплате труда; предоставление социальных льгот; возможности повышения квалификации; ответственность за неисполнение обязанностей по контракту; основания расторжения контракта; порядок рассмотрения трудовых споров. Контракт может содержать дополнительные условия (испытательный срок, совмещение должностей, соблюдение коммерческой тайны) и дополнительные льготы (предоставление служебного транспорта и т.п.).

 

2.2 Функции  руководителей производственных подразделений, отделов и служб СПК «Профинтерн»

 

 

Одно из важнейших  мероприятий по совершенствования  управления на предприятиях - определение  основных обязанностей, прав и ответственности  руководителей и специалистов. В  этом разделе приведены базовые  положения, раскрывающие характер их деятельности; они могут служить ориентиром при разработке должностных инструкций.

Руководитель производственного  подразделения возглавляет коллектив  подразделения и организует его  деятельность. Он лично или через  специалистов, звеньевых и старших по группам:

Устанавливает рабочие  задания с учетом квалификации, возраста и состояния здоровья исполнителей; знакомит их с нормами выработки, расценками за объем работ и за единицу продукции; обеспечивает работников необходимыми средствами труда и транспортом для поездки на работу и обратно, к месту жительства закрепляет за звеньевыми и отдельными работниками технику, рабочий и продуктивный скот и другое имущество; следит за качеством и сроками выполнения работ, ведет учет труда; обеспечивает соблюдение производственной и трудовой дисциплины, выслушивает просьбы и пожелания работников; принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности имущества предприятия.

Информация о работе Руководитель в системе управления. Требования к руководителю – профессионалу