Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:23, курсовая работа
Целью данной работы является проанализировать предприятии ФГУП «УАПО», используя при этом знания, полученные по курсу «Менеджмент».
Теоретической и методической основой написания работы является литература, рекомендованная в методическом пособии, при написании работы использовалась специальная литература, научная и периодическая литература, статистические данные. В качестве информационно-аналитической базы использовались документы отдела кадров и планово-экономического отдела ФГУП «УАПО» за 2006-2008 гг. работы предприятия.
Введение 1
1. Основы организационного управления 3
1.1 Правовой статус организации 3
1.2 Рыночная концепция организации 6
2.Анализ среды 7
2.1 Внешняя среда организации 7
2.2 Внутренняя среда организации 13
3 Анализ функций управления 30
3.1 Прогнозирование и планирование 30
3.2 Организация и координация 32
3.3 Мотивация 37
3.4 Контроль 39
4.Самоменеджмент руководителя 44
5. Выводы и рекомендации 49
6. Список использованных источников 51
Таким образом, наибольший объем реализации продукции предприятия «УАПО» приходится на население и промышленные предприятия: в этих сегментах относительно невысокая цена изделия, высокая рентабельность, но большое количество конкурентов. Меньшие по объему реализации сегменты 3 и сегмент 4 -это агрокомплекс и авиационная промышленность, здесь выше средняя цена изделия, так как эта продукция более специфична и немного ниже рентабельность, но количество конкурентов в данных сегментах тоже небольшое.
Предприятие ФГУП «УАПО» использует стратегию по освоению новых сегментов рынка, стратегию по привлечению новых покупателей среди населения, а также среди организаций и предприятий.
В настоящее время у предприятия ФГУП «УАПО» достаточно большое количество конкурентов, выберем три предприятия, которые располагаются в городе Уфе: БПО «Прогресс»; Завод №40; УМПО. Определим ёмкость .
Таблица 2
Анализ емкости рынка
Составляющие рынка |
Объем поставок, тыс. руб. |
Доля рынка, % |
1.«УАПО» |
939297 |
35 |
2. «УМПО» |
1207667,5 |
45 |
3. Завод №40 |
402556 |
15 |
4. БПО «Прогресс» |
134185 |
5 |
Итого |
2683706 |
100 |
Таким образом, наибольшую емкость рынка занимает «УМПО», его доля рынка составляет 45%, на втором месте анализируемое нами предприятие «УАПО», доля которого 35%, на третьем месте - завод №40, доля рынка которого 15%, и наименьшую долю рынка занимает БПО «Прогресс» - 5%.
Таблица 3. – SWOT – анализ ФГУП «УАПО»
Возможности (О) |
Угрозы (Т) | |
Сильные стороны (S) |
1. Удержание позиций и
дальнейший рост объемов |
1. Развитие направления
авиационной техники в целях
выживания в условиях |
2.Выстраивание производственных цепочек согласно принципов «бережливого производства» с целью возможности выполнения возросшего объема выпуска |
2. Инвестирование средств в техническое перевооружение для освоения новых изделий конкурентоспособных на мировом рынке | |
3. Наличие ОКБ и НТЦ для разработки агрегатов для двигателей пятого поколения |
||
4. Наличие социальных
программ для удержания |
||
5. Ускоренное освоение
новых видов продукции и |
||
6. Использование собственной
дилерской сети для |
||
Слабые стороны (W) |
1. Сдерживание роста на
материалы благодаря |
1. Организация тендеров
для закупки сырья и |
2. Разработка программы
по повышению мотивации |
На основании таблицы
3 стратегиями развития (направлениями
повышения эффективности
1. Развитие и продвижение
продукции гражданской
2. Развитие авиационной
техники путем разработки
3. Сокращение производства
гражданской продукции и
Относительно жизненного цикла предприятия, ФГУП «УАПО» находится на стадии «расцвета».Т.к. структура организации усложнена, развита организационная культура, организация определила свои дальнейшие перспективы развития, объем продаж и прибыль повышаются, предприятие реагирует на спрос потребителя и стремится удовлетворить его потребности, путем расширения товарного ассортимента и развития технологий производства (улучшение качества в соответствии с современными гос. стандартами).
Целевой аудиторией для нашего предприятия являются как население, так и промышленные комплексы. Среди других конкурентов ФГУП «УАПО» выделяет безупречная репутация, созданная в течении многих лет (предприятие основано в 1941 г.) и положительный имидж компании. На Российском рынке и рынке стран СНГ наше предприятие зарекомендовало себя как надежный партнер и поставщик высококачественных товаров. На рынке среди конкурентов «УАПО» позиционирует себя как поставщик качественного товара по низким ценам. Для этого предприятием разработана система скидок(пункт 2.2).
В настоящий момент ФГУП «УАПО» усиленно работает по двум направлениям:
Основные виды деятельности - разработка,
производство, реализация разнообразной
сложной техники,
- специализированная
- товары народного потребления:
электронасосы, автомобильные
- изделия производственно-
На сегодняшний день ФГУП «УАПО», наряду с изделиями для авиационной техники, производит взрывозащитные электродвигатели, электродвигатели общепромышленного назначения, электровентиляторы для ТЭЦ. Товары народного потребления: электронасосы бытовой серии «Агидель-М» и модификации. В настоящее время ФГУП «УАПО» осваивает выпуск насоса «Агидель-10», и взрывозащищенного электродвигателя для атомной промышленности. Кроме того, производится выпуск свечей для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ. Освоено производство керамических печатных плат для электронного производства.
Таблица 3
Планируемая ценовая политика компании ФГУП «УАПО»
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Оптовая цена руб. |
Розничная цена, руб. |
Средние цены конкурентов |
1 |
Насосы центробежные поверхностные «Агидель–М» |
шт. |
1150 |
1300 |
1700 |
2 |
Насосы погружные «Дельфин» |
шт. |
780 |
900 |
980 |
3 |
Утюги |
шт. |
880 |
1000 |
1050 |
4 |
Пылесосы |
шт. |
2530 |
2800 |
3000 |
5 |
Автомобильные свечи |
шт. |
12 |
15 |
20 |
Кроме установления базового
уровня цен на основную продукцию, на
предприятии предусмотрена
Главная цель Политики
ФГУП «УАПО» в области
- своевременной поставки материалов, соответствующих установленным требованиям по качеству;
- предпочтения поставщиков,
системы управления качества
которых, сертифицированы на
В числе важнейших направлений
снабженческой политики ФГУП «УАПО»
является избавление от полной зависимости
от поставщика и минимизации затрат,
включаемых при формировании цены продукции.
В целях нормального
В связи с этим на каждую позицию материала должно быть не менее двух предприятий - изготовителей. По основным позициям материальных ресурсов имеется утвержденный перечень поставщиков с присвоением им определенного рейтинга. Каждый год данный перечень уточняется. Перечень утверждается заместителем генерального директора по материально-техническому снабжению и согласовывается с коммерческим директором.
Основные технико–экономические показатели по итогам производственно-хозяйственной деятельности ФГУП УАПО за 2005-2008гг.
Таблица 4
Показатели |
2005г. |
2006г. |
Темп роста 2006 к 2005, % |
2007г. |
Темп роста 2007 к 2006, % |
2008г. |
Темп роста 2008 к 2007, % |
Объем реализации (без НДС), млн. руб. |
939,3 |
1 099,3 |
117,0 |
1271,2 |
115,6 |
1200,8 |
94,5 |
Объем производства товарной продукции в ценах 2008г., млн. руб. |
921,9 |
963,4 |
104,5 |
996,2 |
103,4 |
1019,1 |
102,3 |
Темпы роста объема товарной продукции, % |
104,5 |
101,8 |
97,4 |
103,1 |
101,3 |
100,5 |
97,5 |
То же в действующих ценах, млн. руб. |
824,6 |
816,9 |
99,1 |
864,3 |
105,8 |
1019,1 |
117,9 |
Индекс физического объема, % |
104,4 |
104,5 |
100,1 |
103,4 |
98,9 |
102,3 |
98,9 |
Рентабельность производства, % |
29,7 |
25,8 |
86,9 |
16,8 |
65,1 |
10,9 |
64,9 |
Численность ППП, всего: (чел.) |
3 394 |
3 328 |
98,1 |
3 385 |
101,7 |
3 117 |
92,1 |
Средняя зарплата ППП, руб. |
7 092 |
8 376 |
118,1 |
10 210 |
121,9 |
11 056 |
108,3 |
Выработка на одного работника ППП, тыс. руб. |
247,9 |
245,6 |
99,1 |
255,5 |
104,0 |
311,3 |
121,8 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
119,5 |
120,2 |
100,6 |
66,7 |
55,5 |
51,0 |
76,5 |
Загрузка производственных мощностей, % |
56,0 |
49,1 |
87,7 |
52,3 |
106,5 |
34,2 |
65,4 |
Степень износа производственных мощностей, % |
49,8 |
49,6 |
99,6 |
49,5 |
99,8 |
50,3 |
101,6 |
Капитальные вложения, млн. руб. |
45,2 |
63,4 |
140,3 |
76,9 |
121,3 |
66,1 |
86,0 |
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства, % |
19,6 |
24,0 |
122,4 |
27,8 |
115,8 |
26,9 |
96,8 |
Основными факторами, характеризующими рост производства продукции явились: развитие процессов импортозамещения; модернизации и перевооружении производства; освоение новой техники; рост объемов поставок на экспорт, в основном за счет конкурентных преимуществ по параметру «цена-качество».
Однако итоги работы за 2005-2008 годы подтверждают, что факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, исчерпываются. Рентабельность производства с 2005г. по 2008г. снизилась с 29,7% до 10,9%, что показывает крайне негативные тенденции в развитии экономики предприятия.
В таблице 5 представлена структура себестоимости предприятия за 2005-2008гг.
Таблица 5 – Структура себестоимости ФГУП УАПО за 2005-2008гг.
Показатели |
2005г. |
Струк тура, % |
2006г. |
Струк тура, % |
2007г. |
Струк тура, % |
2008г. |
Струк тура, % | ||
1. Материальные ресурсы (млн. руб.), в т.ч.: |
370078 |
46,94 |
404414 |
48,62 |
519655 |
47,00 |
543929 |
46,28 | ||
- основные материалы,
покупные изделия и |
250289 |
31,75 |
277178 |
33,32 |
360684 |
32,62 |
370986 |
31,56 | ||
- поставки по кооперации |
722 |
0,09 |
708 |
0,09 |
673 |
0,06 |
127 |
0,01 | ||
- вспомогательный материал |
69111 |
8,77 |
71794 |
8,63 |
81855 |
7,40 |
91065 |
7,75 | ||
- топливо |
10127 |
1,28 |
10943 |
1,32 |
13368 |
1,21 |
15804 |
1,34 | ||
- электроэнергия |
27470 |
3,48 |
31398 |
3,77 |
45806 |
4,14 |
49919 |
4,25 | ||
-вода |
12359 |
1,57 |
12393 |
1,49 |
17269 |
1,56 |
16528 |
1,41 | ||
2. Трудовые ресурсы (млн. руб.), в т.ч.: |
356448 |
45,21 |
369844 |
44,46 |
507778 |
45,93 |
532027 |
45,26 | ||
- заработная плата |
282380 |
35,82 |
294139 |
35,36 |
404761 |
36,61 |
424392 |
36,11 | ||
- отчисления на соцстрахование |
74068 |
9,40 |
75705 |
9,10 |
103017 |
9,32 |
107635 |
9,16 | ||
3. Амортизация |
26101 |
3,31 |
28914 |
3,48 |
47919 |
4,33 |
64153 |
5,46 | ||
4. Денежные расходы |
35724 |
4,53 |
28695 |
3,45 |
30260 |
2,74 |
35299 |
3,00 | ||
Всего затрат |
788351 |
100,00 |
831777 |
100,00 |
1105612 |
100,00 |
1175408 |
100,00 |