Шпараглка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:13, шпаргалка

Описание работы

Рабоата содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

men_shpora.docx

— 147.07 Кб (Скачать файл)
  1. Основные принципиальные модели орг-ции. Модель участия.

Ранее отмечалось, что под организацией понимается объединение людей совместно  реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Рассмотрим, что  же собой представляет модель. В самом общем виде под моделью понимается представление предмета, если речь идет о деталях или изделиях; представление системы, если объектом рассмотрения является структура управления организацией, фирмой; представленные идеи, если делается попытка сконцентрировать наше внимание на какой-либо новой технической, экономической, социальной проблеме. Модели не всегда можно видеть, трогать, держать в руках, нередко они в нашем воображении. Скажем, мы решили открыть торговую фирму. Не обязательно сразу на бумаге выстраивать ее модель. Часто она представляется в нашем воображении, в наших мыслях.

Все это указывает на то, что  модели имеют позитивное значение, они упрощают реальное представление  о них, дают возможность увидеть их внутренние отношения, их взаимосвязь между собой.

На практике применяют различные  модели.

Модели линейного программирования, которые можно использовать, например, для распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребителями или распределения земельных участков среди потенциальных застройщиков с учетом их финансовых, трудовых и иных возможностей.

Модели массового обслуживания, которые используются для определения оптимального числа фирм обслуживания с учетом необходимой потребности в них.

Модели потребительских ожиданий, суть которых сводится к прогнозу, основанному на изучении потребителей организации. На практике различают также модели принятия решений, когда из нескольких альтернатив надо выбрать одно наиболее оптимальное решение.

Модели управления запасами когда, имея материальные и финансовые запасы, возникает необходимость более рационально, более эффективно их использовать при достижении стратегических целей организации. Следует иметь ввиду, что модели организаций имеют ряд разновидностей. Среди них классическая бюрократическая модель участия, ситуационная и предпринимательская. Наиболее прогрессивной моделью, имеющей большой практический и теоретический опыт, принято считать классическую — бюрократическую модель. Основной характерной ее чертой является четкое разделение труда. При этом, как правило, все категории работающих должны знать свои обязанности, права, формы поощрения и наказания, условия труда и отдыха. Все это дает реальную возможность подготовки высококвалифицированных специалистов в каждой должности, профессии и специальности.

В бюрократической модели организации четко соблюдается иерархичность уровней управления, когда нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется только ему.

Бюрократической системе присуще  наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, которые излагаются в виде должностных инструкций, правил по технике безопасности, стандартам качества и т. д. Все они призваны обеспечить однородность выполнения сотрудниками своих должностных, профессиональных и специальных заданий, а также координированность различных задач.

Для бюрократической модели характерна формальная обезличенность, при которой официальные должностные лица выполняют свои обязанности. При указанной модели организации, как правило, ведется прием на работу в соответствии с техническими квалификационными требованиями и на основе коллективных договоров между профсоюзами и администрацией организации, и на основе действующих законодательных актов обеспечивается социальная защищенность работающих членов коллектива от произвольных увольнений со стороны работодателя.

В обыденной жизни часто под  бюрократией понимается канцелярская волокита, плохая работа чиновников, бесполезная трата времени и сил. Однако негативные явления — это не бюрократия сама по себе, а результат неорганизованности в конкретной системе управления, отсутствие должного учета и контроля, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины. Принято считать, что концепция бюрократии, сформулированная впервые в начале 1900-х гг. немецким социологом Максом Вебером, это одна из наиболее полезных идей того времени.

Ситуационная модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной орг-ции.

Например, сложилась ситуация, когда  в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значительные потери в бизнесе, перед ней встают задачи:

1) найти новую сферу деятельности  по оказанию услуг;

2) совершенствовать действующую  структуру управления, упразднив  отдельные производственные подразделения, сократив штат работников.

Для этого в качестве ситуационной модели может быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных рез-тов в достижении поставленных целей.

Предпринимательская модель является наиболее мобильной, демократичной и легко управляемой. Как правило, структура управления в предпринимательстве небольшая по численному составу и функционирует в рамках четко очерченных направлений. Любой предприниматель стремится в своей деятельности иметь такую модель или ряд моделей, которые бы обеспечили ему максимальную прибыль. Одной из таких моделей является разработка модели снижения налоговых выплат, не конфликтуя с действующими законодательными актами.

  1. Формальная и неформал. стр-ры и их роль в системе мен-та.

Работник в любой организации  общается с другими, вступает в те или иные группы людей, которые взаимодействуют  друг с другом таким образом, что  каждый оказывает влияние на другого  и испытывает его влияние. По размерам различают большие и малые группы. По времени деятельности группы бывают формальные и неформальные, постоянные и временные. Группы, которые создаются официально, называются формальными. Формальные группы создаются на основе законодательства, инструкций, положений. В них четко регламентируются структура, иерархия, полномочия и ответственность. Существует 3 типа формальных групп:

1.Командная группа состоит из руководителя и его подчиненных.  2.производственная или целевая группа создается для достижения определенной цели, имеет определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своей деятельности 3.комитеты – группа, состав которой определен другими группами. Комитетами называют советами, комиссиями. Они могут быть временными и постоянными. Временные комитеты создаются для выполнения определенной задачи. Постоянные комитеты руководят, консультируют, планируют, помогают и т.д. Неформальные группы – это группы, в которых межличностные и межгрупповые связи и взаимодействия не закреплены в документах. Эти связи складываются по разным признакам: общность профессий, близость характера, интересов, стремлений и т.д. Причинами, заставляющими людей объединяться в неформальные группы, служат потребности помощи, защиты и т.д. Не учитывать роль неформальных отношений в исследовательских, научных организациях, в сфере творческой деятельности Формальные и неформальные группы тесно взаимосвязаны , поэтому важно найти относительную меру сочетания формального и неформального.

  1. Понятие основных и специфических функций в менеджменте.

Общие ф-ции менеджмента осущ в  любом виде деят-ти, всеми руководителями и специалистами. Таким обр, к  общим ф-циям управления можно отнести  весь комплекс обязательных работ, который  подлежит обязательному выполнению в процессе реализации конкретной функции  управления. Данные ф-ции наход в  постоянном взаимодействии друг с другом. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выявлены А. Файолем.

В состав общих ф-ций входят: 1.Планирование – управленческая деят-ть нашедшая отражение в текущих и перспективных планах. 2.Фиксирующая – будущее состояние объектов управления в текущие моменты. 3.Организационная – управленческая деятельность, по средствам, которой система управления приспосабливается для выполнения задач поставленных на этапе планирования. 4.Регулирующая – управленческая деятельность направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведения объектов в заданное состояние. 5.Мотивация – процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения собственных потребностей и для достижения целей всех членов коллектива. 6.Контроль – управленческая деят-ть фиксирующая состояние объекта управления в заданный момент времени. 7.Учет - управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с заданного до данного момента времени. Функции специализированного управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).Функции специализированного управления делятся на три группы: Технологические ф-ции предусматривают разработку рацион. систем произв-ва продукции, технологии ее создания, переработки, хранения и транспортировки. Обеспечив. ф-ции предусматривают выполнение требований технологии произв-ва продукции путем обеспечения его всем необходимым. Сюда относятся инженерное, материал.-технич., культурно- бытовое и хозяйств. обслуживание. Координирующие функции обеспеч. прогнозирование развития предприятия; производств.-эконом. и оперативно-технич. планирование; орг-цию производств. процессов и труда людей; упр-е, контроль и регулирование хода произв-ва.

Для выполнения специализированных ф-ций  создаются службы управления производством. Они представляют собой группы специалистов и вспомогательных работников, осущ опред специализированные ф-ции  управления. Во главе служб упр-я  стоят глав. специалисты: гл. экономист, гл. технолог, гл. менеджер и др специалисты.

  1. Основные направления интеграции в системе менеджмента.

Новая черта современных рыночных отношений, предпринимательства определяется переходом к интеграции экономической, технологической, организационной, информационной, социальной и культурной составляющих деятельность предприятий, позволяющей  наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать  интересы потребителя и производителя. Под интеграцией понимается процесс  объединения усилий всех подразделений  организации для достижения ее целей  и задач. В экономике в последнее  время развивается экономическая  интеграция как регулируемый процесс  проведения согласованной межгосударственной экономической политики, базирующийся на разделении труда, развитии производственного  и научно-технического сотрудничества, кооперации и т.д. Термин «интеграция» к управлению предприятием применялся редко и подменялся понятием «системный подход», рассматривающим систему  как целостное образование. Необходимость  в интегрированной теории руководства  увеличивается с ростом конкуренции  на рынках сбыта, с усложнением структуры  предприятия, в связи с новыми усилиями в области инновационной  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие глобальной цели и целей функционирования.

Показателем устойчивости функционирования организации относительно поставленной цели принимается вероятность ее достижения, учитывая непредсказуемые изменения состояния внешней среды. Миссия орг-ции - глобальная цель, ради которой организована и сущ орг-ция, смысл существования; основной внутренний фактор, определяющий все задачи, которые ставятся перед мен-том фирмы. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и смысла существования орг-ции. Философия орг-ции опред ценности, верования и принципы, в соотв с кот орг-ция намеревается осущ. свою деят-ть.  В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине сущ орг-ция, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл сущ орг-ции, в кот проявл отличие данной орг-ции от ей подобной.  Миссия явл более конкретным ориентиром, чем видение. В отлич от видения у миссия есть своя финишная черта - период времени, по истечение кот она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в орг-ции с опред риском деят-ти. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего до 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть рез-ты своего труда. Содержание миссии может включ в себя след осн пункты:

  • описание продуктов и (или) услуг, предлаг. орг-цией;
  • хар-ки рынка – орг-ция опред своих осн. потребителей, клиентов, пользователей;
  • цели орг-ции, выраж в терминах выживания, роста доходности;
  • технология: хар-ка оборудования, технолог. процессов, инноваций в области технологии;
  • философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности орг-ции, служащие основой для создания системы мотивации;
  • внутренняя концепция, в рамках кот орг-ция описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, осн слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
  • внешний образ компании, ее имидж.

Орг-ция должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание соц значимости обеспеч ей выживание и устойчивое функционирование в будущем. Прибыль не может провозглашаться глав целью орг-ции, потому что прибыль - это внутренняя проблема, хотя и очень важная.

Целью функционирования организации, в самом общем смысле, будем наз сов-ть желательных значений некот параметров орг-ции; то есть, таких их значений, достижение кот, с точки зрения управляющего звена организации, составляет абсолютное предпочтение достижению других, отличных от них значений соотв параметров. Всякая орг-ция стремится функционировать в соотв с поставленной целью. Цели опред управляющим звеном орг-ции, кот осущ опред действия по их достижению. Цели могут быть неочевидны, и если кажется, что функционирование орг-ции происходит не адекватно продекларированной цели, следует задать вопрос не о том, происходит ли функционирование организации в соответствии с поставленной целью, а о тождественности продекларированной цели поставленной на самом деле. Потому что подобно тому, как в здоровом организме органы тела «подчиняются» сигналам мозга, или движение технически исправной автомашины происходит в строгом соотв с управляющими воздействиями водителя, в действующей орг-ции функционирование происходит в соответствии с сигналами звена управления, которые всегда адекватны реально поставленной цели, так как явл ее прямыми следствиями. Цель отражает желаемое состояние орг-ции в некотором периоде, кот характеризуется опред набором показателей ее функционирования (напр, полученной прибылью, долей рынка, объемом сбыта и других параметров). Функционирование орг-ции, связанное с достижением поставленной цели, может быть описано соотношениями между управляемыми и неуправляемыми параметрами организации и параметрами, характеризующими цель.

Информация о работе Шпараглка по "Менеджменту"