Шпараглка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:13, шпаргалка

Описание работы

Рабоата содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

men_shpora.docx

— 147.07 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Бизнес-планирование и его роль в рыночной экономике.

Бизнес-план рассматривается  с двух точек зрения. 1.Это план развития предприятия, определение его дальнейшего пути работы. Бизнес-план создается как для вновь открывающейся организации, так и для давно существующей, когда необходима модернизация ее хозяйственной деятельности в связи с изменениями в экономике. Основные цели бизнес-плана включают в себя: 1)установление и разработку основного направления работы предприятия в соответствии с потребностями рынка на основе экономического обоснования; 2)определение видов деятельности и источников ресурсов; 3)прогнозирование возможных рисков их последствий и способов их избежания. 2.Это документ, который предназначен как для собственного пользования, так и для внешнего. Внешними пользователями являются кредиторы и банки, которые предоставляют кредиты или делают финансовые вложения в развитие предприятия. Структура бизнес-плана раскрывает почти все возможные вопросы, связанные с будущей деятельностью, и включает в себя несколько обязательных разделов. Титульный лист и оглавление состоят из заголовка плана, даты его создания, указания лица, подготовившего бизнес-план, полного названия и адреса фирмы и того, для кого он был подготовлен. Резюме является одной из самых главных частей плана. Оно пишется после его окончательной разработки, но размещается в начале. Резюме вкл. в себя 3 части: 1)введение, в котором отражается основная суть и цель проекта; 2)краткое описание важных частей проекта; 3)заключение, которое раскрывает основные действия предприятия для достижения намеченных целей и факторы, этому способствующие. Производственный план вкл. в себя описание технологий производственного процесса, используемого сырья и оборудования. План маркетинга вкл. в себя сведения о маркетинговой стратегии, целевой аудитории, на которую ориентируется фирма, ценовой политике, системе дистрибуции и предлагаемых интегрированных маркетинговых коммуникациях. Финансовый план включает в себя баланс предприятия, расчет будущих прибылей и убытков, а также срока окупаемости, рентабельности  и предела безубыточности.

 

  1. Мотивация как важнейшая функция в менеджменте. Классификация потребностей.

Понятие мотивации тесно связано  с проблемой управления персоналом. В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание  иметь гарантированную заработную плату. Мотивация – процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Основные задачи мотивации: - формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значение мотивации в процессе труда; - обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общества; - формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использ. современных способов. Для решения этих задач применяются следующие теории мотивации. Все они делятся на 2 большие группы: содержательные и процессуальные теории мотивации. К 1-й группе в основе которых лежит анализ потребностей и их выявление на мотивы побуждающие  человека к деятельности относятся: 1.Иерархическая теория потребностей по Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на 5 групп: - физиологические потребности; - потребности в безопасности и уверенности в будущем; - социальные потребности; - потребности в уважении; - потребность самовыражения. Первые 2 группы потребностей – первичные, а следующие 2 – вторичные. Согласно теории Маслоу эти потребности можно расположить в иерархической последовательности. Самая высокая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. 2.Концепция приобретенных потребностей Мак Клелланда.  Согласно его утверждениям структура потребностей сводится к 3-м факторам : стремление к успеху, стремление к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как, похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, готовность участвовать в принятии сложных решений. Стремление к власти должно показывать умение человека успешно работать на разных уровнях организации управления, а признание – его способность быть не формальным лидером. Согласно этой теории люди стремящиеся к власти должны удовлетворить свои потребности и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. 3.Теория Ф. Герцберга. Он разработал 2-х факторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворение работой. В этой модели выделил 2 большие категории: гигиенические факторы и мотивация. Гигиенические факторы : политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения, степень контроля за работой. Мотивация: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности делового и творческого роста. По этой теории гигиенические факторы не мотивируют работников, а только сокращают возможность возникновения чувства неудовлетворенности работой. Для того, чтобы добиться мотивации, руководитель обязан обеспечить наличие мотивирующих факторов. 2-я группа – процессуальные теории мотивации, базирующиеся на том как люди себя ведут с учетом их восприятия и познания: 1.Теория ожидания. Исходя из этой теории работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. 2.Теория справедливости.  Мотивация оценивается работником не по определенной группе факторов, а с учетом оценки вознаграждений. Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. 3.Теория мотивации Портера – Лоулера. Теория постр. на сочетании элементов теории ожидания и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждениями и достигнутым результатом.

 

  1. Показатели эффективности системы менеджмента.

Эффективность менеджмента  – управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте вы делят экономическую и социальную эффективность. Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижение издержек, повышение качества и т.д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он закл. в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников. Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, т.к. зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы, а след-но к удовлетворению работников Повышение социальной удовлетворенности способствует улучшению производительности и улучшению качества, след-но увеличивается прибыльность. Факторы, повышающие эффективность менеджмента: 1.взаимодействие в системе управления предполагает влияние всех предприятия друг на друга. 2.Оптимальное использование времени основывается на четком планировании менеджером выполняемых им и подчиненными работ. Эффективность управления может характеризоваться количественными и качественными показателями. Количественные показатели деятельности системы управления включают: - комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; - финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); - показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения т.е. информационных технологий, организационных процедур). Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): - повышение научно-технического уровня управления; - уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; - повышение уровня обоснованности принимаемых решений; - формирование организационной культуры; - управляемость системы; - удовлетворенность трудом; - завоевание общественного доверия; - усиление социальной ответственности организации; - экологические последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципиальные модели организации. Ситуационная модель.

Организация это группа людей и  необходимых ресурсов, деятельность которых сознательно и целенаправленно  координируется для достижения общей  цели. Другими  словами, организация  – это система, решающая конкретные проблемы и связанные с  ними задачи. Существуют определенные условия формирования или создания организации: Наличие  по крайней мере 2-х людей, которые  считают себя частью организации. Наличие  по крайней мере одной цели (миссии), которая группой этих людей принята  как общая Наличие планов развития организации Основные характеристики организации: наличие цели; наличие  необходимых ресурсов; взаимосвязь  с внешней средой; разделение труда: горизонтальное (связано с основной производственной деятельностью);вертикальное (линия управленцев); наличие структуры  организации; необходимость управления организацией или наличия системы  управления как важнейшей подсистемы организации. Модели организаций как  предприятия: 1.Классическая или бюрократическая. Бюрократ – человек, организующий порядок  делопроизводства. Эта структура  характерна для стабильной внешней  среды. 2.Модель участия. Более эффективная  форма. Предполагает участие в управлении всего персонала. 3.Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке  и во внешней среде. 4.Предпринимательская  модель. Предполагает участие персонала  не только в управлении, но и в  собственности предприятия. Выделяют несколько принципов  построения организации: 1.Развитие демократических основ управления. Большую роль играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений. 2.Принцип системного подхода. Структура управления требует формирования полной совокупности управленческих решений. 3.Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4.Принцип соответствия объекта и субъекта управления.  Заключается в том, что структура управления должна формироваться исходя из особенностей управления. 5.Принцип адаптации. Организационная структура должна быстро реагировать на изменение внешних и внутренних условий среды. 6.Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений. 7.Принцип централизации.  При проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций. 8.Принцип профессиональной регламентации  предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне. 9.Принцип правовой  регламентации. Создание подразделений должно быть закреплено правом. 

Ситуационная модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной организации.

Напр, сложилась ситуация, когда  в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значит потери в бизнесе, перед ней встают задачи:

1) найти новую сферу деятельности  по оказанию услуг;

2) совершенствовать действующую  структуру управления, упразднив  отдельные производственные подразделения, сократив штат работников.

Для этого в качестве ситуационной модели может быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных результатов в достижении поставленных целей.

 

  1. Понятие стратегического менеджмента. Разработка концепции и стратегии развития организации.

Стратегический менеджмент – рассматривает большой круг вопросов, связанных с проблемами управления компанией на стратегическом уровне. В менеджменте понятие стратегии пришло из военной сферы. Первоначально оно означало проведение в жизнь определенной политики и использование для этого всех возможных средств. С точки зрения менеджмента – это ориентация на решение долгосрочных задач, разработку долгосрочных планов, и под стратегией понималось в основном управление ресурсами и большими массами товаров. В 80-е годы западные страны вступили в эпоху избыточного предложения, и это определенным образом повлияло на стратегический менеджмент. Одной из главных особенностей товаров была их новизна, отличие от товаров конкурентов. На стратегический менеджмент так же оказал влияние и возврат к традиционным качествам предпринимателей. Эти люди должны быть способны правильно определять потребности на микрорынках, ставить и решать деловые задачи, проявлять решимость и энергию в решении этих задач и уметь действовать в условиях жесткой экономии ресурсов. Т.о., возникла потребность объединять практику с опытом, аналитические методы  заменять более эффективными, применимыми к конкретным ситуациям. В этих условиях проблемы управления предприятия приобретают совершено другой характер, проявляется стратегия/, направленная на создание конкурентных преимуществ, а общая стратегия распадается на несколько видов: портфельную, деловую, функциональную. Появляется и несколько уровней управления этими видами стратегий. Стратегия в управлении – это масштабные, не ограниченные рамками временные прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. Стратегия – генеральная программа действий предприятия, установленные приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществления миссии и достижения стратегических целей предприятия. Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбор специфических стратегий для ресурсов и их распределения, с целью обеспечения эффективной работы предприятия в будущем. Существует 2 понятия характеризующие процесс перспективного планирования: 1.Долгосрочное планирование – осуществляется построением планов от прошлого к будущему с перенесением всех прошлых закономерностей и характеристик на будущее развитие. 2.Стратегическое планирование – его отличительным принципом является построение планов от будущего к настоящему. Деловая стратегия – стратегия на уровне отдельных фирм входящих в корпорацию или холдинг. Главная задача: обеспечить своей фирме долгосрочные конкурентные преимущества, что позволяет ей достичь поставленных целей и высокого уровня рентабельности. Реализация деловой стратегии вкл. 3 этапа: 1.Разработка правильной корпоративной миссии. Корпоративная миссия – концепция бизнеса, т.е. совокупности убеждений которыми руководствуется аппарат компании, ценности, стиль управления и подход менеджеров в принятии решений. 2.Разработка видения и целей корпорации. Для успешной работы фирмы необходимо решить проблему единства видения и целей. Видение – это, то состоящее бизнеса, которое может быть достигнуто в будущем при самых благоприятных случаях. Наиболее важную роль играет видение в мотивации, в том, чтобы придать смысл и значимость труду и побудить заинтересованность всего персонала компании. Понятие цели используется в данном случае для обозначения конкретных результатов видения. Цель отражает уровень, на который необходимо вывести фирму п созданию таких видов товаров и услуг, которые обеспечат фирме устойчивое конкретное преимущество. 3.Разработка мер для достижения стратегических преимуществ. Конкурентные преимущ-ва – это все, то на что направлена деловая стратегия. Они отраж множественностью факторов, но на первое место ставятся факторы кач-ва (кач-во прод-ии, кач-во самой компании, маркетинговое понятие кач-ва (подкрепление товара, отличительное кач-во)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процедура подготовки и принятия управ решений и ее эл-ты.

Управленческое решение - это трудоемкая и ответственная решения основывается на анализе деятельность, от результатов которой зависит развитие предприятия. Разработка решения основывается на анализе сложившейся ситуации, в процессе которого выдел проблемные области. В данном процессе опред содержание проблемы, расположение ее во времени и пространстве, ее последствия, степень важности и лица, причастные к ней. Итог анализа - формулировка проблемы и постановка цели, а также выяснение основных причин сложившейся ситуации. После этого разрабатываются критерии, на которые должно опираться решение. На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений, из которых составляется база данных. Этот процесс позволяет найти наиболее оптимальное и объективное решение. Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления , направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятия решения и организации его выполнения Процесс принятия решений состоит из следующих этапов: 1.Диагностика проблемы . Первый шаг на пути решения проблемы – ее определение , или диагноз. Правильно сформулировать проблему – значит, наполовину решить ее. Проблема – расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. Определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом было минимальным. 2.Формирование ограничений и критерий принятия решений. Прежде, чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет произ-ся сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. 3.Определение альтернативы 4.Оценка альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. 5.Выбор альтернативы.  Выбор альтернативы следует согласовать с непосредственными исполнителями и людьми, напрямую заинтересованными в успешном исходе дела. После выработки и принятия решения оно реализуется. Для этого составляется детальная программа по реализации решений, в которой определяются сроки, средства, источники этих средств, ответственные за выполнение, а также способы контроля. Контроль позволяет отслеживать процесс исполнения и вносить в него коррективы. Для максимизации его эфф необходима четкая обратная связь между руководящим звеном и исполнителями. Каждое решение представляет собой компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть всесторонне благоприятным. Недостатки принимаемых решений могут быть очень значит, но с учетом сложившейся ситуации и конечного рез-та наиболее приемлемыми, поэтому руководитель должен уметь сглаживать их. Методы принятия решений: 1.Метод анализа: - метод сравнения - позволяет оценить работу предприятия. - индексный метод – применяется при изучении сложных явлений. - балансовый метод – предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хоз. деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния. - метод цепных подстановок – в получении ряда корректируемых значений в, обобщающего показателя , путем последовательной замены базисных значений. 2.Метод прогнозирования: - метод экстраполяции - по уравнению регрессии- экспертные методы.

Информация о работе Шпараглка по "Менеджменту"