Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление организацией".
Экономические методы управления,
представляют собой совокупность экономических
рычагов, с помощью которых достигается
эффект, удовлетворяющий требования коллектива
в целом и личности в частности. Усилением
роли экономических рычагов и стимулов,
не следует ограничивать организационно-
Социально-психологические
методы, которые представляют собой совокупность
специфических способов воздействия на
личностные отношения и связи, возникающие
в трудовых коллективах, а также на социальные
процессы, протекающие в них. Они основаны
на использовании моральных стимулов
к труду, воздействуют на личность с помощью
психологических приемов в целях превращения
административного задания в осознанный
долг, внутреннюю потребность человека.
Социально-психологические методы руководства
требуют, чтобы во главе коллектива были
люди достаточно гибкие, умеющие использовать
разнообразные аспекты управления. В качестве
основных форм такого воздействия можно
рекомендовать: планирование социального
развития трудовых коллективов, убеждение
как метод воспитания и формирования личности,
экономическое
соревнование, критику и самокритику,
постоянно действующие производственные
совещания.
Самоуправление процесс превращения человека, всего трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Самоуправление предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие коллективом тех или иных решений, но и их обязательное выполнение его членами.
38. Организационно-
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают экономические, административные и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия.
Административные методы – способы и формы управления, в основе которых лежит голое администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным состоянием является реализация управленческих воздействий без значительных искажений нижестоящими звеньями управления.
Административное воздействие заключается в целенаправленном изменении субъектом управления состояния объекта.
Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.
В организации возможны три формы проявления административных методов:
– обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
– согласительные (консультация, компромисс);
– рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).
Система административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:
1) воздействия на структуру управления;
2) воздействия на процесс управления.
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Воздействие на процесс управления – это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личности в частности.
Административное воздействие связано с тремя типами подчинения.
1. вынужденное и внешне
навязанное подчинение, которое
сопровождается дискомфортным
2. пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений.
3.осознанное, внутренне обоснованное
подчинение, связанное с пониманием
аргументированности и
Условно среди административных
методов управления различают организационно-
Организационно-
Организационно-
Организационно-
1) руководители всех звеньев
аппарата управления в
2) лица, имеющие в непосредственном подчинении других лиц (определенный управленческий персонал);
3) лица, уполномоченные издавать нормативные и (или) индивидуальные правовые акты.
Организационно-
· на системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами для обязательного применения на территории всей страны – президентом, парламентом, правительством);
· системе нормативных документов вышестоящих структур управления (стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов и действующие во всех организациях, учреждениях и т. п., объединенных данным министерством или ведомством);
· системе разрабатываемых в данной организации планов, программ, организационных документов, регламентирующих её деятельность.
К организационно-
Устав – локальный нормативный акт, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
Организационная структура управления – это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функционирование системы в целом. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.
Штатное расписание – это организационно-
Положение о подразделении – документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения организации, его порядок создания, правовое положение, задачи, функции, структуру, права, ответственность, взаимоотношения с другими подразделениями.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками организации. В последнее время крупные российские компании заключают коллективные договоры со своими сотрудниками. Процедура составления такого договора трудоёмка и не проста, но зато это приносит свои плоды. С помощью коллективного договора более тщательно регулируются отношения работодателя и сотрудника. Типовой коллективный договор, как правило, регламентирует время начала и окончания работы, время перерывов, чередование рабочих и нерабочих дней, индексацию зарплаты, оплату труда в выходные и праздничные дни и прочее. Этими деталями может стать любой вопрос, волнующий сотрудников и работодателей, – от размера ежегодного индексирования зарплаты до употребления ненормативной лексики руководителями.
Должностная инструкция – это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности).
Правила внутреннего распорядка – это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными актами правопорядок в сфере труда, действующий у конкретного работодателя (порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации). Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка обеспечивает координацию во взаимоотношениях между работниками и работодателем, а также между самими работниками. Внутренний трудовой распорядок составляет основу дисциплины труда.
Организационно-
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации (его структурного подразделения), действующим на основании единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчинённости.
Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства.
Приказы в организации делятся на два вида:
1) приказы по личному составу, касающиеся всех изменений, происходящих с кадрами (приём на работу, увольнение, перевод, предоставление отпусков и т. д.). Для создания таких приказов используются унифицированные формы.
2) приказы по основной деятельности, охватывающие все изменения, происходящие в структуре организации (реорганизация, ликвидация, реструктуризация), регулирующие финансовые вопросы, вопросы материально-технического снабжения и т. д.
Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает всех функций организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям. Выделяют следующие виды распоряжений:
– распоряжения длительного действия;
– распоряжения, касающиеся конкретного вопроса.
Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников.
Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на обучении подчиненных правилам выполнения трудовых операций.
39. Нормативно-правовые методы управления
С экономическими методами тесно связан и такой способ государственного воздействия на состояние и поведение управляемой стороны, как государственное регулирование. Этот способ заключается преимущественно в создании нормативно-правовых механизмов, регулирующих отношения и поведение субъектов административного права и позволяющих управляемой стороне самостоятельно ориентироваться в сфере их деятельности. Нормативно-правовой механизм в этих случаях лишь создает условия, стимулирующие (чаще всего экономическими методами) необходимое управляющей стороне поведение управляемой стороны административно-правовых отношений.
Вместе с тем государственное регулирование может реализовываться и путем издания индивидуальных правовых актов управления в отношении определенных субъектов государственного управления. Они, в свою очередь, выполняя эти правовые акты управления, создают условия, стимулирующее необходимое управляющей стороне поведение не участвующей непосредственно в управленческих отношениях третьей стороны. Таким образом, прямого управленческого воздействия управляющей стороны на управляемую третью сторону нет, тогда как цель управления достигается.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"