Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление организацией".
Психическое состояние зависит от свойств личности.
У человека инертного типа НС состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа.
Личность вступает в многообразные общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит из разных побуждений или мотивов.
Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.
43. Производственный
коллектив и стадии его
В процессе своего развития трудовые коллективы проходят через ряд последовательных этапов (стадий)
Формирование (зарождение) коллектива
Для стадии формирования
трудового коллектива
На данном этапе
формируются все виды
2 Становление коллектива
На этапе становления
трудового коллектива
3 Зрелость коллектива
Трудовой коллектив
на стадии зрелости имеет все
признаки и выполняет все
Для данного этапа
характерны: демократический стиль
руководства, коллегиальное принятие
решений, преимущественное применение
социально-психологических
Данной стадии развития
трудового коллектива присущи
высокие экономические
4 Старение коллектива
На стадии старения
коллектив перестает
44. Конфликты и управление ими. К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими.
Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты, ко вторым межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
^ Внутриличностный конфликт обусловлен противоречием человека с самим собой. Чаще всего он порождается, когда человек сталкивается с несовпадением внешних требований и внутренних позиций и мотивации (неудовлетворенность трудом, невозможность реализации своего трудового потенциала), либо когда встает проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов (ролевой конфликт).
^ Межличностный конфликт. Наиболее распространен, вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения (проблемы распределения ресурсов в коллективе, споры за вакантное рабочее место, несовпадение взглядов и др.). Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность.
^ Конфликты между личностью
и группой. Они в основном
обусловлены несовпадением
^ Межгрупповые конфликты,
т. е. между группами (формальными
и неформальными), а также между
профсоюзами и администрацией. Такие
конфликты обычно носят
^ В зависимости от организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты делятся на:
– горизонтальные – между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальными и неформальными коллективами и т. п.;
– вертикальные – между различными уровнями иерархии, их большинство, около 70–80 %;
– смешанные, содержащие элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
^ По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на:
– деловые, связанные с официальной деятельностью человека, с выполнением деловых обязанностей;
– личные, затрагивающие неофициальные отношения.
^ По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на:
– симметричные, с распределением поровну результатов конфликта;
– ассиметричные, когда одни теряют или выигрывают значительно больше, чем другие.
^ По степени проявления конфликты делятся на:
– скрытые, обычно затрагивающие двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб;
– открытые, находящиеся под контролем руководства, поэтому они менее опасны для организации.
^ По характеру конфликты принято делить на:
– объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации, т. е. имеют деловую основу;
– субъективные обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми. Они всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
По своим последствиям конфликты бывают:
– конструктивными, способствующими развитию организации. Однако любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный;
– деструктивными, наносящими организации ущерб. Важно знать, что деление конфликтов на виды условно.
Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит как минимум от четырех факторов:
адекватности восприятия конфликта;
открытости и эффективности общения;
создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
определения существа конфликта.
В основе управления конфликтом лежит пошаговая стратегия поведения. Шаг 1. Определение основной проблемы. Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.
Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. Шаг 5. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта.
Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.
Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации)причин конфликта или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей.
Менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости, психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников, т. к. чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.
^ Существуют три точки зрения на конфликт:
1)менеджер считает, что
конфликт не нужен, наносит только
вред организации, поэтому его
нужно устранить любым
2) конфликт – нежелательный,
но распространенный побочный
продукт любой организации, и
менеджер должен устранить
3) конфликт не только
неизбежен, но и необходим и
потенциально полезен, и это вполне
нормальное явление. В зависимости
от точки зрения на конфликт,
которой придерживается
– педагогические (беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих);
– административные (силовое разрешение конфликта, разрешение по приказу).
Для разрешения организационных конфликтов используются структурные методы управления конфликтами внутри организации, связанные с использованием изменений в структуре организации и направленные на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:
– разъяснение требований к работе, т. е. того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения в рамках делегирования полномочий и ответственности, четко сформулированной политики и определенных правил поведения в организации;
– применение координационных и интеграционных механизмов. Первый, самый распространенный, представляет собой последовательное применение цепи команд, которая упорядочивает взаимодействие людей в рамках установленной иерархии полномочий. Для осуществления интеграции используется создание специальных служб, целевых групп для осуществления связи между функциями в рамках управленческой структуры;
– установление общеорганизационного комплекса целей, для осуществления которых требуются совместные усилия двух или более сотрудников либо отделов. Важно, чтобы каждый из участников четко понимал свое место и роль в общем процессе;
– использование системы вознаграждения, которую можно использовать для оказания положительного влияния на поведение людей в том случае, если руководитель видит, что отдельные сотрудники эффективно помогают в достижении общеорганизационных целей и стараются подойти к решению проблем комплексно. Система вознаграждений не должна поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц и групп. Систематическое использование системы поощрения помогает людям быстрее понять основные правила поведения в коллективе и конфликтных ситуациях.
45. стиль руководства: понятие и сущность.
Стили руководства.
Все факторы, связанные
с использованием власти и
других методов влияния
Стиль руководства — это совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления деятельностью организации, определяющая его способность влиять на подчиненных для более эффективного достижения ее целей.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"