Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление организацией".
Каждый менеджер отличается
своим, присущим только ему стилем
руководства. В то же время
существует определенная
^ Объективные факторы
включают: стиль руководства
Самой известной
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Подчиненным предоставляет лишь минимум информации. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.
Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание — с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя — внутри группы, т.е. руководитель ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.
При либеральном руководителе
подчиненные получают почти
Как ни странно, но
почти за полвека исследований
стилей руководства
Исследования показывают,
что авторитарный стиль
1) того требует производственная ситуация;
2) персонал добровольно
и охотно соглашается на
Ведь этом авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства:
• обеспечивает четкость и оперативность управления;
• создает видимое
единство управленческих
• минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
• не требует особых материальных затрат;
• в «молодых», недавно
созданных предприятиях
Очевидные недостатки этого стиля:
• подавление или неиспользование инициативы, творческого потенциала исполнителей;
• отсутствие действенных стимулов труда;
• громоздкая система контроля;
• в крупных организациях — обюрокрачивание аппарата управления;
• невысокая
• высокая степень
зависимости группы от
Преодолеть эти недостатки
позволяют экономические и
• стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;
• успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
• эффективнее использовать
материально-договорные
• включить также
психологические механизмы
• повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
• создавать благоприятный
психологический климат в
Однако демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:
• стабильном, устоявшемся коллективе;
• высокой квалификации работников;
• наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников (пусть даже и в небольшом количестве);
• неэкстремальных производственных условиях;
• возможности осуществления весомых материальных затрат.
Такого рода условия
далеко не всегда имеются, да
к тому же это именно условия,
делающие применение
Все это говорит
о необходимости гибкого
Руководитель, который строго придерживается одного стиля руководства в силу того, что этот стиль зарекомендовал себя при решении конкретных задач в прошлом, не может рассчитывать, что этот стиль будет также эффективен в других ситуациях и на более высоком посту. Аналогичная проблема может возникнуть при переводе на работу в другое подразделение.
Лучшим во всех ситуациях
может быть только адаптивный
стиль, т. е. стиль, ориентированный
на конкретную реальность, определяемую
внешней средой, возможностями подчиненных,
особенностями решаемой задачи,
ресурсами и возможностями
Т.о., эффективным руководителем
может считаться только тот, который
может вести себя по-разному, в
зависимости от требований
Лидерство, как и управление,
является до некоторой степени
искусством. Возможно, именно по
этой причине исследователям
не удалось разработать или
обосновать какую-либо простую
теорию. Разделяя ситуационный подход
к лидерству, можно предполагать,
что при соответствующей
Организационная культура
в определенной степени
46. Организация рабочего места руководителя (специалиста)
Планировка рабочего места
Рациональный ее вариант предполагает размещение средств и предметов труда в пределах зон, наиболее удобных для выполнения трудовых процессов. Их принято называть рабочими зонами.
При правильной рабочей позе значительно облегчается труд и повышается его продуктивность. Рациональной считается такая рабочая поза, при которой не возникает преждевременного утомления. Для этого необходимо, чтобы:
1) рабочая поза была свободной и удобной;
2) имелась возможность
для чередования рабочих поз "стоя",
"сидя", что рабочая поза
обеспечивала прямую осанку (возможен
наклон туловища особенно
3) сиденье стула было
регулируемым по высоте, а для
ног необходимо иметь
4) наклон туловища вперед при работе стоя не превышал 15°.
Основное требование, предъявляемое к рациональной планировке рабочего места, — обеспечить экономию времени на поиск средств и предметов труда и сокращение физических усилий работника. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
• на рабочей поверхности стола не должно быть ничего лишнего;
• каждый предмет и средство труда должны иметь свое место, поскольку беспорядочное расположение их вызывает лишние движения и затраты времени. В зарубежной практике используется закон "свободного стола": на столе может находиться лишь одна работа с необходимыми для нее документами и средствами труда, все остальное должно быть внутри стола;
• канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, скрепки и т. п.) следует хранить в ящике стола со специальными разделителями;
• все средства коммуникационной техники (телефон и др.) надо располагать слева или на специальной подставке, чтобы можно было пользоваться ими левой рукой, оставляя правую свободной для работы;
• документы, с которыми работает служащий, помещаются в зоне, обеспечивающей их обзор, для обработанных документов целесообразно иметь специальные лотки или отделения в ящике;
• документы и средства труда располагаются так, чтобы обеспечивалась наилучшая последовательность выполнения работы;
• движения работника должны быть оптимальными, т. е. более короткими и экономными с позиций затрат времени и сил.
Оснащение и оборудование рабочих мест
На эффективность управленческого труда решающее влияние оказывает оснащение рабочих мест техническими средствами для выполнения различных управленческих работ, средствами связи и служебной мебелью — так называемая оргтехника.
Выделяют следующие виды (классы) средств управленческого труда:
1) средства составления
документов: пишущие машинки (ручные
и электрические), диктофоны, средства
механизации чертежно-
2) средства обработки
и оформления документов: резальное,
скрепляющее и склеивающее
3) средства хранения и группировки документов: средства скрепления документов (сшиватели, специальные папки с зажимами), разного рода картотеки, специальные шкафы и стеллажи для хранения документов, чертежей, магнитных лент, машины для уничтожения ненужных документов;
4) средства выполнения вычислительных операций: счетно-справочные линейки, микрокалькуляторы разных видов, механические вычислительные машины, ПЭВМ;
5) средства обеспечения
оперативной связи: телефонная связь,
радиосвязь, директорские коммутаторы,
позволяющие вести разговор (проводить
совещания) с несколькими абонентами
одновременно, концентраторы, автоответчики,
двусторонняя радиотелефонная
6) специальная служебная мебель: мебель и оборудование для рабочих мест в служебных помещениях.
Современная техника управления располагает достаточно многообразным составом средств по каждому из рассмотренных видов технического и организационного оснащения. Их характеристика, условия целесообразности использования, а также достигаемый за счет применения эффект подробно освещены в специальной литературе и методических рекомендациях НИИ труда . Поэтому в данном учебном пособии первые пять из указанных видов оснащения подробно не рассматриваются.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"