Шпаргалка по дисциплине "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 63 вопроса по дисциплине "Управление персоналом".

Файлы: 1 файл

упр персон.docx

— 245.21 Кб (Скачать файл)
 

Открытая кадровая политика

Закрытая кадровая политика

Ориентация

На внешний персонал

На собственный персонал

Требования к персоналу

Соответствующая квалификация, компетентность

Личные качества, мобильность, адаптация

Условия применения

Ситуация высокой конкуренции  на рынке труда

Ситуация дефицита рабочей  силы, отсутствие притока работников

Область применения

Новые организации, ориентированные  на быстрый рост

Организации, ориентированные  на создание корпоративной культуры

Стадия жизненного цикла  организации

Рассмотрим влияние стадии жизненного цикла организации и типа кадровой политики на процесс найма персонала (см. табл. 5).

Табл. 5.

Стадии жизненного цикла организации

Кадровая политика

Открытый тип

Закрытый тип

Формирование

Привлечение перспективных  профессионалов. 
Формирование требований к кандидатам. Создание банка кандидатов на работу

Привлечение друзей, родственников  и знакомых. Поиск перспективных  студентов (выплата стипендии)

Развитие

Активная политика привлечения  профессионалов. Лизинг персонала

Проведение внутрифирменных  программ обучения. 
Планирование карьеры

Стабилизация 
(устойчивое функционирование)

Набор эффективных менеджеров (управляющих)

Использование совмещения, реализация программ обучения

Спад

Установление контактов  с фирмами по трудоустройству, консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации

Поиск рабочих мест для  перемещаемого персонала, переподготовка персонала

Реорганизация

Поиск перспективных специалистов.

Консультационная помощь персоналу

Включение персонала в  обсуждение перспектив развития организации, разработка программ частичной занятости

Состояние внешнего рынка  труда (см. рис. 6).

Рис. 6. 

 

 

 

Законодательные и нормативные  ограничения

Во всех странах при приеме на работу существует запрещение дискриминации или оказания предпочтения по причинам: 
• социального происхождения; 
• религиозных убеждений; 
• национальной принадлежности; 
• пола; 
• возраста; 
• участия в политической и профсоюзной деятельности.

При приеме на работу в государственные, муниципальные учреждения, организации  и на предприятия согласно КЗОТ РФ ЗАПРЕЩАЕТСЯ прием на работу служащих, состоящих между собой в близком  родстве или свойстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Национальные особенности

Подход к привлечению персонала  на работу во многом зависит от национальных традиций 
(см. табл. 6).

Табл. 6.

США

Германия

Франция

Япония

Голландия

Ориентация на отдельную  личность. 
Требование максимального соответствия работника критериям организации. 
Очень важны специальные знания, навыки, практический опыт. 
Если во время проверки претендента на рабочее место обнаружится, что он выходит за установленные рамки или не дотягивает до них, его обычно отвергают.

Отличительные особенности: строгая дисциплина и строгий  контроль, безусловное подчинение сотрудников  руководителям. 
Внимание на биографию.

Ориентация на отдельную  личность. 
Требование максимального соответствия работника предъявляемым требованиям. 
Особое внимание на чувство профессионального долга, стремления к автономии.

Ориентация на группу. Основное внимание на «моральное» состояние  работников, т.к. отсутствие энтузиазма к работе и своей компании может  привести к ее гибели. 
Уже имеющийся у нового сотрудника профессиональный опыт часто рассматривается как препятствие. 
Критерии при приеме на работу: качество образования (престижность вуза, личностный потенциал, личностные качества).

Отличительные особенности: коллегиальные методы работы. 
Деловитость ценится выше, чем диплом; выдающиеся достижения значат больше, чем опыт. 
Особое внимание обращается на пунктуальность.

 

 

  1. Технология найма персонала.

Одним из направлений работы службы управления персоналом является наем новых работников. Его основной задачей  является удовлетворение потребности  фирмы в персонале.Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. Некоторые специалисты в области управления персоналом рассматривают этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т. е. до того момента, когда новые сотрудники ограничено впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом.Наем осуществляется:

- при создании фирмы;

- при расширении фирмы;

- при замене работников, уволившихся  из фирмы.

Изучение рынка труда - это первый этап найма работников. Изучение рынка труда обеспечивает информацию о его показателях и динамике.

К ним относятся:

- соотношение предложения и  спроса на труд по интересующим  фирму видам профессий;

- оплата и условия труда в  конкурирующих фирмах;

-   информация о фирмах, оказывающих услуги по обеспечению персоналом (биржи труда, агентства по трудоустройству и т. п.).

Правила отбора и найма персонала  целесообразно иметь в писменном виде. Они должны предусматривать, например, как и когда следует использовать описание требований, предъявляемых к претендентам, сведения о необходимых шагах на каждой стадии отбора, методах получения дополнительной информации, способах контроля, ответственных лицах.

 

  1. Источники найма: преимущества и недостатки.

Есть два возможных  источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак не связанных с организацией). Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала 

 

Преимущества привлечения

Недостатки привлечения

Внутренние источники  привлечения персонала

Появление шансов для  служебного роста.

Повышение степени  привязанности

к организации.

Улучшение социально-психологического

климата на производстве.

Низкие затраты  на привлечение кадров.

Претендентов на должность хорошо знают

в организации.

Претендент на должность  знает данную

организацию.

Ограничение возможности  для выбора кадров.

Возможны напряженность  или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя. Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами.

Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявить более высокие требования в отношении оплаты труда по сравнению с существующей на рынке труда в данный момент). Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации.

Быстрое заполнение освободившейся штатной должности, без длительной адаптации.

«Прозрачность»  кадровой политики. Высокая степень  управляемости сложившейся кадровой ситуации. Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала. Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров. Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желаниями претендента). Решается проблема занятости собственных кадров.

Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом

Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой  стаж работы в данной организации.

Снижение активности рядового работника, претендующего на должность руководителя,так как автоматически преемником является заместитель руководителя. Количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах. Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами

Внешние источники  привлечения персонала

Более широкие возможности  выбора. Появление новых импульсов  для развития организации.

Новый человек, как  правило, легко добивается признания.

Прием на работу покрывает  абсолютную потребность в кадрах. Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации

Более высокие затраты  на привлечение кадров.

Высокий удельный вес  работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров. Ухудшается социально-психологический климат в организации среди давно работающих. Высокая степень риска при прохождении испытательного срока. Плохое знание организации. Длительный период адаптации. Блокирование возможностей служебного роста для работников организации.

Нового работника  плохо знают в организации

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление персоналом"