Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и содержание  государственного и муниципального  управления, их сравнительная характеристика.

Государственное управление—  деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.  
Государственное управление как самостоятельная отрасль научного знания оформилась во второй половине 20 века. До этого времени она была практической отраслью знаний, она представляла собой совокупность отдельных концепций, теорий, направлений. Целостной системы знаний государственного управления не было.  
Объект науки государственного управления - деятельность государства и иных субъектов публичной власти преимущественно на собственной территории, претендующая на соответствие общественным интересам и на решение общественно-значимых задач. 
Предмет науки государственного управления.Все зависит от того, какой подход рассматривать в теории государственного управления. Основные подходы в теории государственного управления:Правовой подход. Предмет - правоПолитический подход. Основная задача – максимальное лучшее воплощение воли народа. Предмет – отношения, возникающие между государством и народомУправленческий подход. Государственное управление заключается в эффективном, экономичном и результативном подходе к организации деятельности государства в сфере общественных и иных отношений. Исходя из этого предметом будет являться в рамках данного подхода – основные принципы и методы управления.

Муниципальное управление—  это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.  Муниципальное управление – это комплексное и многоуровневое явление, которое определяет многообразие явлений. Местное самоуправление – это организация властвующих сил на малой территории, которая предполагает решение возникших вопросов на месте. В полномочия местных органов самоуправления входит право регулирования подведомственных вопросов и управление в интересах населения. Муниципальное управление выполняет ряд установленных функций и имеет перед собой задачи. Понятие функции определяется как определенная совокупность направленных действий, которые приводятся в исполнение управляющими органами в целях достижения вышепоставленных задач. К функциям муниципального управления относят:

 

 

2. Государство как  управляющая система. Функции  государства. Формы правления  государственного устройства, политический  режим и их влияние на систему государственного управления.

Система гос. Управления — целостная организованная на единой прав.основе совокупность взаимосв.элементов, включающая субъекты и объекты гос. Управления, взаимосв между ними, средства деятельности, нормы и цели.

Гос.упр-ем условно выделяют 3 вз системы: Управл.система — субъект  упр, Управляемая сис.- объект управления, Система их взаимосвязей.

Функции государства  классифицируются:по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства)и временные (отражающие определённый этап развития государства),по значению: на основные и дополнительные,по видимости: на явные и латентные,по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета ибезопасности государства.

Функция поддержания  мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими  государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке  политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Конкретный тип системы  ГМУ определяется характером политического  режима, особенностями гос.устройства.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.Основными формами правления являются монархия и республика.Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.Монархия может быть:абсолютная (всевластие главы государства)конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией)Республика может быть:парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.По форме государственного устройства государства делят на:УнитарныеФедеративныеКонфедерацииУнитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.Признаки унитарного государства:существование одноуровневой системы законодательства;подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);существование только одного гражданства;С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик)Федерация облагает такими признаками:союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;наличие двухуровневой системы государственных органов;двухканальная система налогообложения.Федерации можно классифицироват по принципу формирования субъектов:административно-территориальные;национально-государственные;смешанные по юридической основе:договорные;конституционные;по равенству статусов:симметричные;ассиметричные.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.Различают следующие виды конфедераций:межгосударственные союзы;содружества;сообщества государств.

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

 

 

3. Основные этапы развития теории  государственного управления.

В политической науке выделяют, как  правило, три этапа формирования и эволюции теорий государственного управления. 
Первый этап теории государственного управления приходится на конец XIX - начало XX в. В это время складываются основополагающие концептуальные установки и принципы теории государственного управления как самостоятельной научной области. Ее главным разработчиком стал М. Вебер, а также В. Вильсон, Ф. Гудноу и другие.  Вебер выделял три вида внутренних причин, на основании которых люди могут подчиниться власть имущим. Это, во-первых, авторитет "вечно вчерашнего", т.е. нравов, освященных традицией, традиционное господство, как его осуществляли патриарх или патримониальный князь старого типа. Во-вторых, харизматическое господство, как его осуществляют пророк или в политической области избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. И, наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами.Веберу принадлежит важная роль в разработке теории бюрократии. Бюрократия, по его мнению, является историческим феноменом, возникновение которого совпадает с появлением современного национального государства, способного за свой счет содержать собственных служащих. 
Вильсон обосновывал мысль о том, что смена политического руководства в ходе очередных президентских выборов не должна отражаться на административном аппарате. Тем самым провозглашалось положение о независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Вильсону принадлежит и приоритет во введении так называемой теории административной эффективности, суть которой состоит в предложении использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления, заимствованные из бизнеса и системы управления корпорациями. Заслугой Вильсона считают обоснование синтеза бюрократии с принципами и институтами демократии. 
Вслед за М. Вебером Ф. Гудноу пытался провести четкое различие между политиками и администраторами. При этом, как и Вильсон, Гудноу был сторонником научного управления и менеджмента, независимого от политики и идеологии. Он ставил под сомнение компетентность демократического правительства, не владеющего научными методами управления. 
Второй этап в развитии теории государственного управления охватывает 1910-1950 гг. Значительно повышается роль ученых, особенно в государственном управлении экономикой. Университеты и другие независимые организации обрели возможность совершенствовать знания о государстве и проводить исследования для его нужд, оставаясь независимыми от правительства. В результате был предложен новый набор стандартных процедур, позволяющих успешно анализировать управленческие проблемы и давать практические рекомендации.Важное значение имели идеи известного английского экономиста Дж. М. Кейнса, изложенные им в книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). Эти идеи сыграли немаловажную роль в совершенствовании государственного регулирования экономики. Кейнс и его сторонники взяли на вооружение макроэкономический подход, поставив целью выявление и анализ различных переменных величин, влияющих на экономическое развитие страны. В отличие от сторонников микроэкономического подхода, изучающих отдельные части экономики - фирмы, хозяйства, а также процессы на отдельных рынках, Кейнса интересовала экономика как целостная система. Главным недостатком рыночной экономики Кейнс считал ее подверженность периодическим экономическим кризисам и безработице. Его заслуга состояла в том, что он предложил программу антикризисной политики и политики полной занятости трудоспособного населения, что позволило его последователям в 1940-60-х годах создать концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Ключевую роль в этом играло государство, призванное осуществить комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рынка. Среди этих мер немаловажное место занимает перераспределение доходов в пользу неимущих слоев населения путем прогрессивного налогообложения, развития бесплатного образования и здравоохранения для предотвращения социальных потрясений.На этой основе кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики. В условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций, во-первых, путем увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента, которая в целях расширения инвестиций не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос. Кейнсианские рекомендации широко использовались правительствами всех развитых капиталистических стран в 50-60-х годах XX в. 
Во Франции после Второй мировой войны сформировалась теория и практика дирижизма, который был призван обеспечить послевоенное восстановление экономики страны, ее модернизацию, реконструкцию старых и создание современных отраслей производства, ускорение темпов экономического роста. Ее представители объявили принцип избирательности политики государства для восстановления и развития прежде всего таких "привилегированных точек применения силы", как отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки, рассматриваемые как моторы, движущие силы экономического и социального прогресса. При этом главную задачу они видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Однако теория дирижизма имела ограниченное применение. 
Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 50-м годам минувшего века. Он характеризуется утверждением в социальных и гуманитарных науках, в том числе и в исследовании теории государственного управления, бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы. 
Наибольший вклад в разработку рассматриваемой проблематики в контексте названных подходов внесли американские социологи и политологи Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томпсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. По мнению сторонников структурно-функционального и системного подходов, в обществе в одинаковой степени действуют принципы универсализма и партикуляризма, частного и общего, конфликта и консенсуса и т.д. Если, например, конфликты происходят по поводу распределения ресурсов, которыми располагает данное общество, таких, как материальные блага, деньги, власть и т.д., то консенсус поддерживается волей к сохранению единства и общими интересами большинства членов общества.

 

 

4. Субъект и объект. Специфика  взаимосвязей в системе государственного  управления.Цели и задачи государственного  управления.

Специфика государственного управления составляет характер и объем общественных явлений, которые попадают под гос.упр.

Субъект г/у-это органы гос власти, наделенные констит полномочиями осуществлять власть, управлять общ процессами и собст деят гос-ва.

Деятельность с.гос упр характеризуется  рядом форм признаков: 1)регл законом, осущ офиц разр методами,2)Осущ в рамках разр компетенций,3)с, отв перед гос-вом суверенны, незав от давл к-л внеш сил.

СУбъекты можно класс  по разл.основаниям: 1)по видам гос  власти(зак,исп, суд)2) по уровням управления(цент,рег, мест)3)по сферам деят-сти(обр. здравоох)4)по целям и средствам возд-я ( поли рук-во и гос админ-е) 5) по составу, форм пон упр реш (коллегиальные-орг зак вл, индивидуальные)6) по хар-ру институционализации(формально созд гос органы, действующие под игидой общ-ых институтов- партии,общ палаты, незав эксп)

Объект г/У. В науке  сущ дисск о границах объекта  г\у. О том, как широко должно простираться упр возд-е гос-ва на общество. Противоположные  концепции сформ предст либерализма  и этатизма. Либ- считают, что с  разв демокр сокр простр прямого возд гос-ва на жизнь людей. Объектом гос упр должна явл пол-прав сфера общ жизни, а осн рычагами упр обществом должны быть рынок в эк-ке и общ самоупр-е.

Этатизм- все стороны  общ жизни были под контр гос-ва. В зав виде данные идеи реализ в  тоталитарных режимах.

Нельзя жестко прочертить линию, разделяющую деят гос-ва и ф-циях общ-ва, гос-во оказ возд на многие структуры общ-ва, не охватывая каждую из них полностью, оно должно регул лишь те вопросы, которые имеют значимость с т\зр вссеобщих интересов. Границы объекта гос упр в разных сферах общ жизни различны. Н-р в эк-ке это опред форм собс-сти. Макроэк рег-е, антикризисное упр-е и тд.

Субъект и объект гос  упр находятся в пост взаимод. Объект — т.е общество активен  и в случае несогл с гос пол-кой  может уходить из под ее возд или оказ акт давление на гос-во. В связи с тем, что общество активно, многие социологи говорят о том что сущ не субъектно-объектные отн, а субъектно-субъектные. Го-во должно стремится к активному вовлеч граждан в процесс упр-я гос-вом. (публ осужд законоппректов, разл публ слуш. Интернет-форумы)

Цель является отражением общественных потребностей и интересов  общества, продуктом сознания, субъективным отражением объективного. Цели управления – то, что должен достичь субъект  управления, конечный результат управленческой деятельности.

Цель государственного управления – отражение общественных потребностей и интересов. Иерархия целей государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества. Можно выделить следующие виды классификации целей:

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"