Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 57 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Шпоры к ГОСЭкзамену.doc

— 809.50 Кб (Скачать файл)

Социальные организации  охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях.

Социальные  организации могут быть:

  • правительственные и неправительственные;
  • коммерческие и некоммерческие;
  • бюджетные и небюджетные;
  • общественные и хозяйственные;
  • формальные и неформальные.

Кроме того, различают  социальные организации по:

  • отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.) ;
  • самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые) .

Особенности социально-экономических  организаций 

Социально-экономическая  организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся:

  • межличностные, бытовые отношения;
  • отношения по уровням управления;
  • отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся: - материальное стимулирование и ответственность;

  • прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

Хар-ка социальных методов управ-я

Базируется на законах  управленческих поведений групп  людей и отдельной личности. 3 группы социальных м-в упр-я:

  1. м-ды упр-я организованными коллективами
  2. соц-ми процессами внутри коллектива
  3. отд-ной личностью
  4. Каждая организованная группа хар-ся разл-ми значениями набора соц-х пар-ров: числ-ть коллектива, уровень образования, интелектуальный уровень, профес-й уровень и др. Большой и малой группой невозможно упр-ть одинаковыми м-дами: чем больше коллектив, тем больше значение приобретают средние хар-ки вышеуказанных пар-ров. Средние хар-ки лучше указ-т потенциальные возможности большого кол-ва.

М-ды упр-я: м-р д сделать  осн-е содерж-е воздействия понятным, доходчивым, убедительным для каждого уровня подчиненных(ср-е образ-е, высшее). Чем меньше кол-в кот-м руководит м-р, тем больше знач-е приобретает индивид-е особенности кажд-й личности, в силу возрастания значимости отд-й личности в деят-ть фирмы. Меры воздействия на малую группу д б убедительными и ясными для каждого члена группы.

  1. независимо от численности коллектива в силу соц-х основы ч-ка в любом колективе стихийно возникают различные соц-е процессы. Эти процессы оказ-т большое влияние на хоз-ю деятельность. Следовательно у м-ров 2 задачи:
  • постоянно знать процессы, их состояние, учитывать их в своей деят-ти
  • воздействовать на эти процессы, направлять их в нужную сторону.

Чтобы определить состояние  соц-х процессов необходимо знать неформальную стр-ру коллектива, носителей этих процессов: лидеров, кот-е явл-ся осн-ми возбудителями соц-х процессов, их надо перетянуть на свою сторону, тогда они будут использовать свой авторитет на те цели кот-е важны для м-ра.

3) Здесь следует учесть  индивидуальные особености чел-ка, кот-е в нем воспитаны и развиты в течении жизни. Например, м-д личного примера, м-д создания ориентирующих личность целей, м-ды внушения и убеждения.

В хозяйственных  организациях производственного типа основными производственными подразделениями являются цеха, самостоятельные участки и склады. Последние выполняют накопительную функцию и обеспечивают непрерывность процесса производства. Кроме того на складах осуществляются такие производственные операции, как сортировка, комплектовка, упаковка и т.п. В отдельных случаях именно на складах происходит основной процесс преобразования сырья и полуфабрикатов в готовый продукт (виноделие, изготовление сыров и др.).

Эффективность функционирования хозяйственной организации прежде всего зависит от того насколько рациональна ее производственная структура, как своевременно она совершенствуется и приспосабливается к современным условиям рынка, а также техническим и технологическим нововведениям. Поскольку все эти задачи составляют сферу деятельности аппарата управления, то и эффективность организации в конечном итоге являются следствием его работы

 

 

 

 

 

 

29. Организация  и управление

 

На эффективность функционирования любой организации огромное влияние  оказывает система управления. Система управления – это достаточно сложный элемент организации. В её составе можно выделить 4 подсистемы по функциональному признаку:

1

Методология управления

В её составе выделяют: законы (закон функционирования организации) закономерности; принципы организации; методы управления организацией; цели функционирования; технология управления; стадии управления

2

Сам процесс управления

Подготовка, разработка управленческих решений; реализация управленческих решений; информационные связи

Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности

3

Структура управления

Структура организации (по функциональным и др.признакам); схема  характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные)

4

Техника управления

Т.е. технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях

Эти 2 подсистемы образуют механизм управления


Система управления одновременно и статична (стабильна), и в то же время подвижна (изменчива).

В составе этих 4-х подсистем  и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные элементы. (закон – самый консервативный, чтобы его изменить нужно изменить характер многих факторов -  но это в экономике, в управлении законы менее консервативны)

Система управления должна постоянно совершенствоваться.

В составе этих подсистем  ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деятельность проявляется  в выполнении управленческих функций.

 Управленческая ф-ция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих ф-ций. Эти группы отражают 3 уровня управления:

1. Производственные ф-ции  – это ф-ции, которые выполняют  работники первичного звена деятельности  любой организации (рабочие). В  ТО они называются специалисты.

2. Функция управления производственными ф-циями – среднее звено (бригадир, нач.цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.

3. Управление управленческой  деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров  – высший уровень. В ТО – руководители.

Работники каждого уровня выполняют соответствующие ф-ции. Ф-ция – это одна из основных составляющих управленческого процесса на любом её уровне, т.к. в ф-ции отражено само содержание управления. Ф-ция как элемент тоже имеет своё строение, структуру, т.е. это не последняя неделимая составляющая. В её составе выделяют: процедуры и операции. Они имеют свои свойства и инструменты измерения этих свойств.

Выделяют 3 параметра:

1

Трудоёмкость (ф-ций, процедур, операций)

- измеряется в единицах  времени (часы/дни, часы, минуты)

2

Сложность (ф-ций, процедур, операций)

- 4 уровня сложности  (высший, средний, нижний, нулевой). Критерии  этих уровней: нижний – отражает  наиболее простой характер процедур  операций (технические ф-ции); средний  – ф-ции логического характера;  высший – ф-ции содержат элемент творчества. Требования этих уровней отражены в нормативных документах

3

Стоимость (ф-ций, процедур, операций)

- это параметр, в котором  отражен объём затрат на выполнение  затрат всех видов ресурсов, которые  могут быть выражены в денежной форме - ЗП


В ТО используется соответствующая  классификация  ф-ций. Любая классификация  имеет практическую направленность (полезность), классификация ф-ций  используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение)

В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы ф-ций:

    • конкретные ф-ции управления
    • общие  ф-ции управления

Каждая группа состоит  из подгрупп однородных ф-ций:

1

Подгруппы 1-ой группы выделяются по предметному признаку (т.е. по характеру объекта, относительно которого выполняются эти ф-ции)

По предметному признаку в составе 1-ой гр. Можно выделить сл. подгруппы:

- управление производством

- управление финансами

- управление ЗП

- управление трудом

- управление маркетингом

- управление техническим  развитием

- управление техникой  безопасности

- управление охраной  окружающей среды

- управление качеством…  и т.д.

2

Подгруппы 2-ой группы выделяются по содержанию самих функций

- организация

- планирование

- контроль

- мотивация

- регулирование

- прогнозирование… и  т.д.


Эти ф-ции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной ф-ции, и они определяют и образуют состав этих конкретных ф-ций, т.е. например управление производством, но её реализаций посредством ф-ций.

В любой организации  выполнение ф-ций всех видов (т.е. сам  управленческий процесс) – это управленческая работа регламентированная, т.е. она  осуществляется на основе соответствующих нормативных документов, правил. Но параллельно с регламентированными действиями имеют место и нерегламентированные организации и управления, т.е. осуществляемые не на основе правил, норм. Это и есть самоорганизация, самоуправление, т.е. в условиях самоорганизации субъекты и объекты организации совпадают. Организационно управленческие действия осуществляются самостоятельно организацией как системой либо отдельными её частями, или отдельными работниками. В определённых ситуациях самоуправление оказывается более эффективным.

В ТО различают следующие  основные формы самоорганизации:

  1. самообучение
  2. самовоспитание
  3. самообразование
  4. самоконтроль
  5. изобретательская и рационализаторская деятельность

1),3) – самообразование  отдельных организаций и каждого  работника. Поколение знаний, т.е. формирование таких параметров, которые были бы максимально адекватны требованиям. Осуществляется через учебные заведения, либо через индивидуальное самообразование. В современных рыночных условиях роль самообразования возрастает, т.к. имеет место быстрое устаревание знаний. В современных условиях всё более остро стоит проблема квалификации. Самообразование – более гибкое, чем в учебных заведениях.

2) – устранение отклонений, которые возникли в поведении  организации, отдельных работников, в сравнении с нормативными ориентирами. Цель самовоспитания организации – формирование устойчивого максимально положительного имиджа организации.

4) – форма самоорганизации,  направленная на выявление резервов, повышения эффективности управленческой  деятельности на всех уровнях управления. Особенно значима роль самоконтроля в условиях, когда в деятельности организации возникают серьёзные отклонения. Содержание: самоанализ, самооценка, самоотчёт.

5) – особая значимость  этой формы в сравнении с  другими проявляется в том, что изобретательство и рационализаторская деятельность в наименьшей степени может быть управляема посредством регламентированных управленческих действий. Эта деятельность – творческая, и требует максимально полной самостоятельности. Значимость этой формы всегда очень велика, а в условиях НТП – повышается.

 

30 Теория организации   и ее место в системе научных  знаний.

 

ТО – это управленческая дисциплина. От других дисциплин, таких  как отраслевое управление, территориальное  государственное управление, и т.п. она отличается объектом. Объектом ТО является организация. Этот объект имеет свои особенности в сравнении с объектом других дисциплин. Эти особенности проявляются по многим направлениям.

 Во-первых, организация  как объект управления имеет  особую значимость, т.к. организация – это основное звено в социально-экономической системе страны (именно в организации создаются различные виды продукции, услуг). Состояние организации (качество её функционирования) определяет состояние её отраслей и всей страны. Во-вторых, организация является составными частями других объектов и страны в целом. Т.е. если нет организации как объекта, то нет и отрасли как объекта и территории как объекта. В-третьих, это самый сложный из всех объектов, он самый значимый. Именно в организациях осуществляется процесс изготовления продукта или услуги, а производственный процесс – это самое сложное.

Организация (по научной  литературе) представлена в виде 2-х  понятий, категория для выяснения  сущности:

    1. – организация как процесс,
    2. – организация как явление.

Организация как процесс  означает, что организация это  комплекс управленческих действий, направленных на формирование элементов организации, на соединение элементов и на совершенствование  этих связей. Какие это элементы: ресурсы (материальные, трудовые, финансовые). Организация как явление означает что организация – это материальный объект (т.е. конкретное предприятие функционирует). ТО как научная дисциплина изучает этот объект и как процесс и как явление. Т.е. она изучает методы создания организации, выявляет условия, необходимые для создания организации, факторы, влияющие на процесс создания организации, изучает законы функционирования организации. Т.е. для того чтобы создать организацию нужно ответить на вопрос как создать организацию, и нужно знать законы функционирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"