Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, шпаргалка
Работа содержит 57 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"
- Решение проблемы. Признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.
19. Факторы эффективности менеджмента.
Эффективность менеджмента обуславливается эффективностью управленческих решений в отдельных областях деятельности фирмы: финансах, маркетинге, работе персонала (см. также Управление Персоналом – 35 вопр.) и т.д.
Оценка эффективности менеджмента производится в статике (надежность, устойчивость функционирования организации и др.) и в динамике (оперативность принятия решений в экстремальных ситуациях, реализуемость принятых решений и т.д.)
На основе данных по производственной
деятельности можно оценить совокупную
эффективность того или иного
управленческого решения в
Так, абсолютная эффективность – предполагает использование дифференцированных и обобщающих показателей (прямых и обратных). К дифференцированным относятся:
1. Использование капитала (фондоотдача=ВП/ОФ), (фондоемкость=ОФ/ВП).
2. использованные материальные
затраты (материалоотдача=ВП/
3. Использование трудовых ресурсов (выработка и трудоемкость).
4. Капитал (капиталоотдача К=П/Ка и капиталоемкость Ка/П.
К обобщающим относятся:
1) Рентабельность=П/ОФ+ОС; R=Прп/Срп; R=Прп/С-МЗ.
Сравнительная эффективность предполагает сравнение проектов и выбор оптимального может базироваться на простых оценках. Сравнительная эффективность предполагает использование статистических и динамических оценок.
Статистич: 1. Использование показателей абсолютной эффективности; 2. Приведенные затраты. 3. Срок окупаемости статистический.
Динамические: 1) чистая дисконтированная стоимость. 2) срок окупаемости динамический. 3) внутренняя норма рентабельности.
Эффект – это разница результатов и затрат в процессе управления производственной деятельностью. Экономия связана с оценкой одного показателя.
20, 21 Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.
В истории развития теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов: 1. Древний период. Самый длительный период - с IX - VII тысячелетия до н.э. до примерно XVIII в. Примерно около IX - VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. 2. Индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. 3 Период систематизации (1856-1960).
Историю управления как таковую можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) развитие управления, как научной дисциплины. Фактически первый период длился до начала ХХ века, т.е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к организациям, существовавшим ранее.
Сравнение старой и современной организации:
Старая:
-Отсутствие крупных
организаций или их малое
- Небольшое количество руководителей среднего звена
- Управленческая работа не выделялась в отдельную работу
- Занятие руководящих постов по праву рождения и посредством силы
- Малое количество
людей, способных принимать
- Упор на приказ и интуицию
Современная:
-Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций
- Большое количество любых руководителей
- Существуют четкие
управленческие группы и
- Занятие руководящих постов с компетентностью с соблюдением закона
- Большое количество
людей, способных принимать
- Упор на коллективную работу и рационализм
В классическом менеджменте (другая классификация его периодов) выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза - до XIX в.; начальная фаза - 1800-1917 гг.; фаза развития и подъема - 1917-1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур и создание предприятий различных форм собственности - 1990-й год и по настоящее время.
Развитие управления
в научно-технических
Третий прорыв в управленческой мысли, называемый часто «неоклассическим» — зарождение школы «человеческих отношений» на рубеже 30-х годов и ее деятельности в 1940-60-е годы. Это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, но по своему характеру это было не что иное, как использование достижений психологии и социологии — наук о человеческом поведении — в управлении.
Новый рывок в управленческой мысли — развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950-60-е годы — оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. В нашей стране в этот период экономико-математическое движение было особенно сильным, оно оказало большое и в целом положительное влияние на экономическую и управленческую мысль, хотя и не было лишено серьезных иллюзий и значительных недостатков. Именно «количественная школа» в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики — областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления — к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.
На рубеже 1970-х годов переломной для всей управленческой мысли явилась четко сформулированная идея о том, что организация — это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. 70-80-е годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Увы, этот переход от универсализма к «ситуационному подходу» в отечественной управленческой мысли, находившейся, как и все общество, в застое, к сожалению, прошел почти незамеченным.
Десятилетие 80-х ознаменовалось новым прорывом — неожиданным для многих американцев открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами. Сегодня многие американские теоретики склонны ставить культуру по силе воздействия на людей вровень с организацией как управленческим инструментом, а учебные программы по преобразованию культуры в организациях — модное новшество ведущих школ бизнеса в 90-е годы. Как представляется, в этом есть рациональное зерно. Ведь и мы во второй половине 80-х годов обнаружили, что главный потенциал и в то же время главная опасность для прогрессивных изменений кроется в человеке, а точнее, в его сознании, в культуре, в том числе в культурных стереотипах поведения в организациях.
Основные причины превращения
управления в науку: промышленная революция
в Англии => появление гигантских
монополий, работа в которых требовала
организации и координации
- США поддерживает
идею образования для всех =>
появляется много
- В США отсутствует
государственное регулирование
бизнеса => размеры предприятий
быстро увеличиваются, и
Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента:
- Объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека.
- Развитие управленческой мысли.
- Общее развитие науки,
которое определяет
- Потребность в знании истории.
- Роль истории в
социально-политической жизни
- Структурирование исторических тенденций - потребностей будущего.
22. Этапы и школы в истории менеджмента
История развития менеджмента связана с двумя подходами к управлению:
1. Управление производством, т.е технологической стороной производства;
2. Управление трудовыми коллективами (психологические факторы, мотивация, стимулирование).
Рассмотрим основные этапы развития теории и практики менеджмента.
1.Классическая школа управления (1911г.): уделялось внимание рациональному поведению человека. Человеку отводилась роль механизма в среде производства.
Основатель – американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор.
Он понимал труд антропологически-
Макс Вебер – немецкий социолог. Указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы.
Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем. Файоль попытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры (руководящий субъект должен курировать корреспонденцию двух субъектов).
По мере развития новой техники наблюдается достижение большей гибкости производства. В соответствии с концепцией гибкой производственной системы предусматривается более однородная квалификация персонала. Планирование и подготовка производства осуществляется самим коллективом.
Мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой управления персоналом. Результат в значительной степени зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Этот факт потребовал поиска новых подходов к управлению.
2.Поведенческая школа управления (30-60гг.): Начало этому направлению положил американский социолог и психолог Элтон Мэйо, основоположник индустриальной социологии и социологии труда.
Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, з/пл, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо пришел к открытию роли человеческого и группового факторов.
Таким образом, политика человеческих отношений должна включать ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников, управлению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведения свободного времени.
3. Ситуационный подход (60 гг) Подход использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств.
Ситуационный подход указывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить, какие перемены являются значимыми, как они влияют на эффективность организации.
4. Системный подход: Это методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.
Главный инструмент системного анализа – модель изучаемой системы. Этот подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредотачивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.
Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.