Шпаргалка по "МенеджментУ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

готовая шпора к Госам.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

1.Менеджмент как особый  тип научно-практического управления, его специфика и задачи.

Менеджмент – это тип научно-практического  управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет  решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем. Менеджмент  - проф деятельность по управлению системами в условиях неопред и риска. Объект менеджмента – хозяйственная деятельность, предприятие в целом или его отдельное подразделение. Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов. Менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. Теория менеджмента становится предметом международных исследований, приобретая все более интернациональный характер. Эта тенденция вызвана прежде всего расширением сферы деятельности транснациональных компаний и распространением ее на новые страны. В этой связи возникает необходимость разрабатывать методы управления людьми, товарами и денежными средствами в новых условиях, чему способствует освоение "ноу-хау" менеджмента других стран. В этой связи все большее значение придается сравнительному менеджменту. Он заключается в изучении и анализе опыта различных стран, включая исследование причин, определяющих различия в уровне производительности и результатах деятельности предприятий. Основные задачи, стоящие перед менеджментом: 1.обеспечивать жизнеспособность предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и реализовывать программу развития предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов; совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать орг структуру предприятия, определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие; внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям; подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета; уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации. Менеджер – человек, занимающий постоянную упр должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики. Обязанность менеджера – обеспечение согласованности и единства системы управления как целого. Качества, необходимые современному менеджеру: коммуникабельность, ответственность, исполнительность, стратегическое и оперативное мышление, профессиональная подготовка.

2. Амортизация основных фондов и методы начисления амортизационных отчислений.

Основные фонды – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере изнашивания. К ним относятся: здания, сооружения, машины и оборудования, приборы и инструменты, инвентарь, земельные участки в собственности предприятия, внутрихозяйственные дороги. Для экономического возмещения износа ОФ исп амортизация. Амортизация — перенос стоимости ОПФ в течение срока их службы на выпускаемую продукцию и последующее использование этих средств для возмещения потребленных основных фондов. (Срок использования –период времени, в течение которого использование ОФ призвано приносить доход и служить средством достижения целей предприятия). Расчет амортизации может неск методами.  Применение одного из способов производится в течение всего его срока полезного использования. 1.линейный метод. Сумма амортизации начисляется равномерно по годам и определяется исходя из первоначальной стомости основных фондов (Сперв). Ежегодную сумму отчислений рассчитывают: Агод = Сперв : Т;  Т — срок полезного использования объекта. Размер амортизации зависит только от срока использования объекта ОС. Преимущества: легкостью расчета, стоимость ОС списывается равными частями в течение всего срока его эксплуатации. Недостатки: не учитывается моральный износ объектов ОС-недоамортизация, фактор повышения затрат на ремонты по мере его эксплуатации (особенно в последние годы), во время работы м б простои. 2.При способе уменьшаемого остатка сумма амор отчислений опр исходя из остаточной стоимости объекта ОФ и нормы амортизации: Агод = Сост х На. На = 100/T. Преимущества: в течение первых лет эксплуатации накапливается знач сумма средств, необходимых для его восстановления. Недостатки: при таком способе Сперв никогда не будет списана полностью. 3.По сумме чисел лет срока полезного использования. Годовая сумма амортизации определяется исходя из Сперв и соотношения числа лет, остающихся  до конца срока службы объекта и суммы чисел лет срока службы: Сперв*Тост/Т, где Тост – количество лет, оставшихся до окончания срока полезного использования;  Т – сумма чисел лет полезн исп (5 лет – 1+2+3+4+5). Способ эквивалентен способу 3, но дает возможность списать всю стоимость объекта без остатка. 4. При способе списания  стоимости пропорционально объему  продукции начисление амортизационных отчислений производится на основе соотношения Сперв и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта: Сперв/В, где  А – сумма амортизации на единицу продукции; В – предполагаемый объем производства продукции. Данный метод применяется там, где износ основных средств напрямую связан с частотой их использования.

3.Системный подход в менеджменте.

Менеджмент как наука базируется на системном мышлении. Сис-ма - это  совок. взаимосвязанных элементов. Системная концепция позволяет  более глубоко изучить характеристики изучаемого объекта и процессы его  функционирования. Признаками сис-мы: Наличие цели функционирования; Многоуровневость; Наличие строго определенных характеристик (вход системы, процесс функционирования, выход системы); Упорядоченность сис-мы. Любая организация как объект управления менеджмента явл сис-мой и состоит из двух подсис-м: 1.Основное произ-во. Это объект управления. 2.Сис-ма управления организацией. Субъект управления. Они в свою очередь явл тоже сис-мами. На входе любой производственной сис-мы имеются ресурсы. Ресурсами явл: Методики и стандарты; Информация; Программное обеспечение; Техника; Организационное обеспечение; Кадровое обеспечение. На выходе – продукт или услуга. При поступлении на рынок они становятся товаром. Внутри находится производственно-технологический процесс. Сис-ма управления получает информацию с выхода произ-ва и формирует управляющее воздействие на входе объекта управления. Внутри - технология подготовки и принятия управленческих решений.

4.Бизнес-план предприятия, его назначение.

Бизнес-план –документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации (систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия) (м.б. план создания новой фирмы, путей выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности. Бизнес-план для внешних целей - это обоснование потребности фирмы в привлечении заемных средств или инвестиций, это демонстрация всем заинтересованным лицам, которые имеют ресурсы и возможности, потенциала бизнеса, это презентация проекта и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка к инвестиционному проекту, убеждение их в достаточной эффективности такого проекта, а также в надлежащем уровне квалификации менеджмента предприятия. Бизнес-план для внутренних целей – это планирование бизнеса фирмы, проведение обучения персонала предприятия, понимание управленцами ситуации, в которой находится предприятие, уровня рыночной конкуренции и реального положения фирмы. Очень важны понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. В б-п содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее. Бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое. Т.о. Бизнес-план необходим для: 1) разработки генеральной стратегии развития предприятия; 2) оценки и контроля процесса развития деятельности предприятия; 3) привлечения денежных средств (ссуды кредиты) со стороны; 4) привлечения к реализации планов развития предприятия, за счет возможных партнеров, которые могут вкладывать собственный капитал или технологию. Процедура разработки Б.-п. позволяет предвидеть возможные проблемы, избегать ошибок в управлении, распознавать и оценивать два основных вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над которым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экономические условия, поведение партнеров, конкурентов), т. е. то, что предприниматель не в состоянии изменить. Бизнес-план включает в себя.. 1. Введение. 2. Описание предприятия (организации). 3. Описание продукции (работы, услуги). 4. Анализ рынка. 5. Конкуренция. 6. Маркетинговый план. 7. План производства. 8. Финансовый план. 9. Приложения. Информация обязана быть четко сформулированной, емкой и в то же время краткой. Могут применяться при построении разнообразные ЭММиМ. Напр., модели ЖЦ товара (Для описания жизненного цикла товара используется графическое изображение зависимости объёма продаж и прибыли от времени нахождения товара на рынке. Такая зависимость различна для отдельных интервалов времени, в связи с чем выделяют соответствующие промежутки, для которых имеются свои специфические особенности. За время существования любой товар как бы проходит жизненный цикл из пяти этапов:- этап разработки товара - этап выведения на рынок.- этап роста;- этап зрелости;- этап упадка. Этап разработки товара сложен, но от него много чего зависит. Этот этап включает разработку нового товара и организацию пропаганды с целью ознакомления с товаром потенциальных потребителей и формирования спроса. Основная цель – это создание качественного товара. Этап выведения товара на рынок начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу.  Процедура выведения товара  на  рынок требует времени, а сбыт в этот период обычно растет медленно. Этап  роста. Это период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей. Если новинка удовлетворяет потребности рынка,  то сбыт начнет существенно расти,  увеличиваются темпы роста и прироста. Этап  зрелости. Это  период стабилизации или замедления темпов производства и сбыта в связи с тем,  что товар  уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. Во время зрелости, компании пытаются сохранить отличительные преимущества, например, низкую цену, параметры продукции и расширенные гарантии.Этап  упадка. Это период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей. Падение сбыта объясняется рядом причин, в том числе достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции со стороны соперников. По мере падения сбыта и прибылей некоторые фирмы уходят с рынка.), модели планирования (в том числе мат программирования), матрица для анализа конкурентов, различные модели оптимального поведения на рынке в условиях неопределенности (известна т. н. матрица Бостонской консалтинговой группы).

5.Цель как важнейшая характеристика в менеджменте.

Любая ор-ция – это целенаправленная сис-ма, организованная для достижения целей фирмы. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные цели фирмы используют для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Цели, стоящие перед сис-мой управления, явл отправной точкой планирования. Любая деятельность в сис-ме оправдана если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. От того, насколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит успех деятельности. Значение цели опр. тем , что каждая орг. существует ради некого результата, а цели позволяют определить его и довести инфу до сотрудников. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности подразделений на основе общих целей. На каждом уровне организации возникают некоторые частные цели, поэтому возникает необходимость построения дерева целей. Цели могут устанавливаться как в количественном выражении, так и в качественном. Напр, цели для фин показателей (объем продаж, производства) будут количественными. Нек цели характеризуются показателями, которые имеют нематериальный характер и с трудом поддаются точной количественной оценке (удовл своей работой и должностью, ст удовл потребителей). Эти цели следует отнести к качественным. Как правило, колич цели легко поддаются определению (математическому) и могут быть легко измерены. Классификация: По периоду установления (3-5 лет стратегические, 1-3 года тактические и до 1 года оперативные); По содержанию: Эк цели: укрепление фин устойчивости, рост прибыли, увеличение рыночной стоимости предпр. Производств цели –выпуск опр объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости, экономное использование ресурсов. Административные – высокая управляемость предприятия, взаимодействие сотрудников, дисциплина, слаженность в работе. Маркетинговые цели - завоевание рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продлением ЖЦ товаров и услуг. Научно-технические - создание и внедрение в производство новых и усовершенствовании продукции.Социальные - создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалифицированного уровня и т.п. К технологическим - компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производств зданий. По структуре (маркетинговые, инновационные, кадровые); По среде (внутренние – стабилизация и устойчивость, внешние – кач-во продукции); По приоритетности; По измеримости (количественные и качественные); По повторяемости (постоянные, периодические, разовые); По иерархии (цели организации в целом и ее конкретных подразделений). Общие цели отражают концепцию развития предприятия в целом и важнейшие комплексные направления деятельности (ген цель, миссия). Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей.

6.Износ основных фондов и его виды.

Основные фонды – это совокупность производственных, материально—вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом натурально—вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений. К основным фондам относятся средства труда со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью, превышающей стократный размер минимальной величины месячной оплаты труда за единицу. Основные фонды делятся на: основные производственные, которые принимают участие в производственном процессе непосредственно, т. е. станки, оборудование и иное, или создают условия для производственного процесса (т. е. здания и сооружения производственного назначения и т. п.). Основные непроизводственные фонды – это объекты культурно—бытового назначения (клубы, столовые и т. п.). Они предназначены для обслуживания нужд ЖКХ, здравоохранения, просвещения, культуры предприятия (чаще не приносят прибыли для предприятия, функционируют либо бесплатно (за счет предприятия) для сотрудников, либо на уровне безубыточности). Процесс износа основных фондов и переноса их стоимости на изготовленный с их помощью продукт называется амортизацией основных фондов. Износ основных фондов подразделяется на: 1) физический (прямое изнашивание основных фондов, потеря первоначальных технических характеристик); изменение механических, физ, хим и др свойств мат объектов под воздействием процессов труда, сил природы и других факторов. В экономическом отношении физ износ представляет собой утрату первоначальной потребительной стоимости вследствие снашивания, ветхости и устаревания. Для определения физического износа основных фондов два метода расчета: 1)по объему работ основан на сопоставимости фактических и нормативных сроков службы или объемов работ (по тем объектам, которые обладают определенной производительностью (машины, станки). И= (Тф*Пф)/ (Тн*Пн), где:  Тф – число лет, отраб машиной; Пф – ср объем продукции, факт выработанной за год, нат. ед.; Тн – нормат срок службы, лет; Пф – год производств мощность оборудования, натур. ед. 2)по сроку службы, основан на данных о тех состоянии средств труда, устанавливаемых в процессе обследования, можно применить ко всем видам основных фондов: И = Тф / Тн. Моральный износ проявляется в потере эк эффек­тивности и целесообразности использования основных фондов до истечения срока полного физического износа. 2 вида. 2) моральный износ (потеря стоимости основных фондов – уменьшение стоимости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. Обусловлен созданием и внедрением в производство более производительных и экономичных видов машин и оборудования. Может быть: 1.Частичный моральный износ – это частичная потеря потребительной стоимости и стоимости машины. Постоянно увеличивающиеся его размеры могут послужить причиной использования этой машины на других операциях, где она будет еще достаточно эффективной. 2.Полный моральный износ представляет собой полное обесценение машины при котором ее дальнейшее использование является убыточным. 3.Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценения машины вследствие того, что утверждено задание на разработку новой, более производительной и экономичной техники. Амортизация –метод включения по частям стоимости основных фондов в течение срока их службы в затраты на производимую ими продукцию и последующее использование этих средств для возмещения потребленных основных фондов.

Информация о работе Шпаргалка по "МенеджментУ"