Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

1.Исторические корни менеджмента и необходимость управления в деятельности человека.
2.Менеджмент, как искусство управления, вид деятельности и аппарат управления.
3.Понятие и содержание общего и функционального менеджмента в организации.
4.Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.
5.Новая школа менеджмента и современные подходы к нему.

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по менеджменту. 791 группа..doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)

1.Исторические  корни менеджмента и необходимость  управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий  рыночной экономики. Научные определения  менеджмента и его аспекты. Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гант. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материалная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мэйо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегор, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации. Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цель человека - эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”. В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.

Менеджм – управление социально-экми системами. Управление – процесс целенаправленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджм и управление слова – синонимы. Менеджм – процесс планирования, организации, мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их достижения. Менедж – особый вид деятельности, превращающий неорганиз. толпу в эффективную, целенаправленную и производственную группу. Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей. 2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений. 4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 5. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений. Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

2.Менеджмент, как искусство управления, вид  деятельности и аппарат управления. Цели и задачи . Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска.  В задачу менеджмента входит: 1.  обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 2. стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; 3. постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; 4. постоянный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также определение конкретных целей развития фирмы, выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; разработка стратегии развития фирмы. Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

В менеджм. существует 3 осн. уровня управления: •высший уровень управления (ген. директор, зам директора) •средний уровень (руководители подразделений, начальники цехов) •низовой уровень (старшие  мастера, мастера). На высшем уровне управления решаются стратегические задачи, ориентированные на долгосрочный период. В их компетенцию входят такие вопросы как: •открытие новых филиалов •выпуск новых акций •выпуск новых товаров •открытие представительств •выработка миссии. Менеджеры среднего звена занимаются сбором информации и разработкой управленческих решений для руководителей высшего уровня. Они организуют работу руководству низового уровня, т.е. являются связующим звеном. На низовом уровне управления находятся руководители, которые руководят непосредственно теми, кто производит материальные блага или оказывает услуги. Наибольшее внимание уделяется контролю.

Организация составляет предмет и  мир менеджера. Прежде чем управлять, нужно изучить объект управления. ОРГАНИЗАЦИЯ – объект, система, функция, объединение людей, процесс. Организация – деятельность людей, которая сознательно координируется для достижения общих целей. Под организацией, как объектом понимают фирмы, учреждения. Признаки организации: •наличие минимум 2 человек •наличие хотя бы 1 цели, которую принимают все члены организации •наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общей цели. Классификация организаций: 1)По виду деятельности (производственные, учебные, исследовательские) 2)По формам собственности (частные, гос.) 3)По размеру (малые, крупные) 4)По срокам деятельности (временные, постоянные) 5)По отношению к прибыли (коммерческие и некоммерч.) 6)В зависимости от формализации (формальные и неформ.).

Цели и задачи менеджмента.  Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска.  В задачу менеджмента входит: 1.  обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 2. стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; 3. постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; 4. постоянный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также определение конкретных целей развития фирмы; выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения; выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; установление контроля за выполнением поставленных задач. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

3.Понятие  и содержание общего и функционального  менеджмента в организации. Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей. 2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений. 4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 5. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений. Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Он американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, или работать по найму на должности менеджера. Хозяйственная деятельность в определении менеджмента это понимается деятельность фирмы: 1. в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.; 2. в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли. Менеджмент относится только к тем категориям фирм или .приятии, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.  
Содержание понятия «менеджмент». Содержание понятия "менеджмент" - наука и практика мышления, организация управления фирмой и как процесс принятия управленеских решений. Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:1. подход к управлению как к процессу; 2. системный подход; 3. ситуационный подход. Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Основоположник Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областьк исследования. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работы по управлению - это определенная специальность и что организация в целом вы выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельностью без учета влияния внешней среды. Согласно А. Файоля(классической теории управления), "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, контроль. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Исследования А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. своим трудом и отношениями в коллективе. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм – основополагающая тенденция развития зарубежной теории управления. Концепция адаптации - в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы - это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды. Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы: необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо -повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных. Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

 

4.Эволюция  менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Классический менеджмент. Доктрина человеческих отношений. “Эмпирическая” школа и школа “социальных систем”. Первое значительное проявление интереса к менеджменту было отмечено в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. В труде описывалась теория научного управления: применение научных методов для определения одного, наиболее эффективного способа выполнения работы. Исследования, которые проводились до и после публикации этой книги сделали Тейлора «отцом» научного менеджмента. Но, конечно же, понимание того, что организацией можно управлять более систематизировано, для более эффективного достижения её целей, не возникло в один момент. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX-го века до 20-х годов века XX-го. Основной причиной её возникновения была промышленная революция в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке. В первой половине двадцатого века развивались четыре четко заметные школы управленческой мысли, а также три подхода к менеджмента. Не все утверждения, определенные данными школами оказались в дальнейшем действительными, однако, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в сферу исследования менеджмента. Даже в настоящий момент современные прогрессивные компании используют определенные концепции и приемы, которые возникли в рамках данных школ. Школа научного управления в менеджменте: Фредерик Уинслоу Тейлор, супруги Гилберты, Генри Гант

Административная (классическая) школа  в менеджменте,Школы человеческих отношений в менеджменте,Школы поведенческих наук в менеджменте,Школа науки управления (количественная школа) в менеджменте,Школа научного менеджм. имеет еще название «Научный подход к управлению Ф.Тейлора». Тейлор 1-ый поставил задачу усовершенствовать существующий метод управления. Он использовал такие приемы как наблюдение, замер, анализ для совершенствования операций ручного труда, при этом использовались хроно-метры и кинокамеры. Сущность системы Тейлора сводится к 3 осн. моментам: 1)Рациональная организация труда 2)Разработка формальной структуры организации (определенных мер по сотрудничеству управляющего и рабочего). Заслуга Тейлора состоит в том, что он разделил труд на исполнительский и распорядительский. Суть сводится к тому, что резко разграничили труд рабочего и труд управляющего. Тейлор создает много карточек, стандартов, методических указаний, которые в последствии станут переменными научной организации. 3)Сотрудничество между администрацией и рабочими для практического внедрения норм 4)Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими 5)Использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности. Сторонники данной школы считали, что необходимо отделить управленческий труд (планирование и прогнозирование) для того, чтобы специалисты занимались только своим делом.

Осн. управленческие концепции административной школы А.Файоля отражены в его  работе «Общее и промышленное управление». Оно заключается в следующем: 1)Осн. принципы управления являются универсальными: •разделение труда •полномочия и ответственность •дисциплина •единоначалие •единство направления •подчиненность личных интересов общим •справедливое вознаграждение •централизация и децентрализация •иерархия •порядок на рабочих местах •стабильность рабочего места •поощрение инициативы •корпоративный дух. 2)Теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. 3)Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

 

5.Новая школа  менеджмента и современные подходы  к нему. Разнообразие моделей  менеджмента. Особенности российского  менеджмента. Становление Новой школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган. Новая школа сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В Новой школе различают два главных направления:1. Рассмотрение производства как “социальной системы” с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга новой школы заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Второе направление новой школы связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801--1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью “К теории сбалансированности бюджета потребителя”, которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым. В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация “Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой”, в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал “Эконометрика”. Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов. Отличительной особенностью новой школы является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"