Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

1.Исторические корни менеджмента и необходимость управления в деятельности человека.
2.Менеджмент, как искусство управления, вид деятельности и аппарат управления.
3.Понятие и содержание общего и функционального менеджмента в организации.
4.Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.
5.Новая школа менеджмента и современные подходы к нему.

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по менеджменту. 791 группа..doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)
  • имея много подчиненных, руководитель вынужден делегировать свои полномочия, чтобы их всех загрузить работой;
  • наделяя своих подчиненных правами по выполнению работы, руководитель должен быть уверен, что они с ней справятся, и поэтому чаще всего в таком случае подбирается сильная и квалифицированная команда.

К недостаткам широкого масштаба управляемости можно отнести:

  • ситуацию, приводящую руководителя к перегрузке в решении рутинных задач;
  • потерю контроля над подчиненными, находящимися за пределами возможностей руководителя.

11.Основные типы структур управления. Бюрократические (механистические) и органические (адаптивные) структуры управления организациями. Распределение прав и ответственности. Существуют различные подходы к классификации организационных структур. Например, по взаимодействию с внешней средой выделяют два основных типа организационных структур:

• механистические (или

бюрократические) организационные  структуры управления; • органические (или адаптивные) структуры управления.

В основе этой классификации  лежат два различных подхода, причем характеристики механистических (иногда используются термины «иерархические» или «бюрократические») структур прямо противоположны характеристикам органических (или адаптивных) структур.

Механистическая структура строится таким образом, чтобы работники и функции вели себя предсказуемым образом и были ответственными за свои действия. Можно выделить ряд основных характеристик таких структур:

  1. Высокая централизованная иерархия полномочий.
  2. Коммуникации и принятие решений по принципу "сверху вниз".
  3. Высокий уровень использования стандартов: много детальных правил и стандартных операционных процедур.
  4. Четко специфицированные задачи и роли и определенное разделение труда.

Из-за предсказуемости  поведения работников и функций  в рамках механистической структуры, деятельность организации может запрограммирована для достижения предсказуемого результата. Механистическая структура соответствует стабильному окружению.

Высокая эффективность  механистической модели обеспечивается за счет:

- комплексности –  упор на специализацию работ;

- централизации –  акцент на полномочия и ответственность;

– высокой степени  формализации – основой управления служат функции.

Органические  структуры Структуры управления органического типа характеризуются

слабым или умеренным  использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, а также широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Её основные характеристики:

  • Плоская децентрализованная иерархия полномочий.
  • Горизонтальные коммуникации и децентрализованная система принятия решений.
  • Широкое использование прямого взаимодействия (взаимного приспособления): использование коммуникаций "лицом к лицу", межфункциональных групп и команд.
  • Сознательно нечетко определенные задачи и роли и свободное разделение труда. Работники вовлекаются в деятельность за пределами своих ролей, берут на себя новую ответственность, в случае, если в этом возникает необходимость.

Органические структуры  усиливают обмен информацией и комбинирование идей,

ипредполагается периодическое  формирование временных комиссий и  межфункциональных команд, которые  могут принимать эффективные  решения в ситуации неопределенности.

 

12. Факторы, влияющие на децентрализации и централизации. Новые оргструктуры в управлении.  

 На практике, однако, не встречается полностью централизованных  или децентрализованных организаций. Такие организации представляют собой лишь предельные точки некоего континуума, между которыми лежат все встречающиеся на практике типы структур. Степень централизации варьирует от организации, где большая часть (если не все) полномочия, необходимые для принятия важнейших решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды. Так, например, «Ай Би Эм» имеет относительно централизованную структуру управления, но расширяет использование децентрализованных структур. В Европе, например, «Ай Би Эм» подразделила все свои филиалы и отделения на пять экономических центров. Руководителям этих центров даны очень большие права для принятия решений, определяющих важнейшие экономические показатели отделений .   

 Понять, насколько  данная организация централизованна  в сравнении с другими, можно  определив следующие ее характеристики.

1. Количество решений,  принимаемых на нижестоящих уровнях  управления. Чем больше количество  тех решений, которые принимают  нижестоящие руководители, тем большая  степень децентрализации.

2. Важность решений,  принимаемых на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.

3. Последствия решении, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация, по-видимому, децентрализованная.

4. Количество контроля  за работой подчиненных. В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей, исходя из предположения, что все эти решения правильные. Оценка действий руководства делается на основании суммарных достигнутых результатов, в особенности, уровня прибыльности и роста организации. 

Говоря о той или  иной степени централизации или  децентрализации организации, мы фактически определяем степень делегирования  высшим руководством нижестоящим уровням  управления своих полномочий по принятию важнейших решений в таких областях, как определение цен, разработка видов продукции, маркетинг и вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Даже в большой степени децентрализованных организациях высшее руководство оставляет за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, формулирование политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, разработка финансовой и бухгалтерской системы фирмы. Ясно, что было бы глупо позволить руководству какого-либо одного отдела диктовать, как должна работать организация в целом. По аналогичным причинам руководство высшего звена должно оставлять за собой контроль за расходами и стратегическими планами своих важнейших отделений. 

 Функциональная организация  и централизованный порядок принятия  решений в прошлом доказал  свою эффективность, по мере  расширения номенклатуры продукции  этих фирм, проявления активности  в новых областях бизнеса, выхода на международные рынки, руководство высшего звена осознало, что количество и сложность решений, которые они должны принимать, превышает их возможности. Руководство этих фирм пришло к выводу, что для обеспечения дальнейшего роста и развития организации, а также эффективности решений, принимаемых по ключевым вопросам, необходимо делегировать некоторые важные полномочия нижестоящим иерархическим уровням управления. Таким образом, эти организации стали переходить к децентрализованной структуре управления, при которой за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям отделений было делегировано право принимать решения в области, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

13) Основы  построения оргструктур управления– это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Оргструктура определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Элементы организационной  структуры управления – это либо отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), либо службы и органы аппарата управления.

В процессе исследования оргструктур был выработан ряд требований, которым они должны удовлетворять, чтобы деятельность организации была эффективной:

  1. Оптимальность. Установление рациональных связей между звеньями управления на всех его уровнях и в каждой системе управления на основе соответствия количества структурных звеньев управления количеству конкретных функций системы.
  2. Оперативность. Все распоряжения выполняются оперативно. Одно из условий этого – минимальное количество посредников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем.
  3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных.
  4. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
  5. Экономичность. Нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат.

 

2. Факторы,  влияющие на формирование оргструктуры  организации

 

Кроме вышеуказанных  требований на разработку структуры  управления оказывают влияние внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы:

- технические (масштаб  и сложность производства, уровень  механизации и автоматизации  производства и управления и  др.);

- организационные (тип  производства, производственная структура,  уровень специализации и кооперирования  и т.д.);

- экономические (хозрасчетные отношения, система планирования и оценки деятельности, система материального стимулирования и др.);

- социально-психологические  (психологический климат, авторитет  руководства, неформальные отношения  и др.).

Внешние факторы:

- территориальное размещение (объем и характер внешних связей и т.д.);

- климатические условия.

 

14. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. основные внутренние переменные, характеризующие условия функционирования организаций.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на  уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.

 

 Внешняя среда в  стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"