Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Организация предъявляет требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине, умению работать в коллективе, готовности положительно воспринимать имеющиеся условия производства. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации.
Принято выделять первичную и вторичную
Трудовая адаптация имеет
1. Психофизическая адаптация - это процесс освоения совокупности всех условий, необходимых для работника во время труда.
2. Социально-психологическая
3. Профессиональная адаптация
Адаптация означает включение личности
в новую для нее предметно-
28. Современные
подходы к пониманию
Организационное поведение — это наука о поведении людей
и групп в организациях, формировании поведенческих моде-
лей и инструментах управления указанными предметными об-
ластями.
Основная практическая цель OП как науки — определить
пути повышения эффективности трудовой деятельности чело-
века как в индивидуальном режиме, так и в коллективном. Ос-
новная научная управленческая школа ОП является эмпири-
ческой. В рамках этой
школы тщательно изучается
опыт большого числа организаций, с тем чтобы пополнить не
только теоретические знания, но и совокупность моделей ОП
Глобализация мировых связей
Анализ различий рабочей силы можно осуществлять по двум на-
правлениям:
• Уровень внутренних различий. Под ним понимается различие в
поле, образовании, возрасте и т.п. Эффективные менеджеры ценят такое
разнообразие и модифицируют организационную практику для улучше-
ния результатов работы.
• Уровень международных различий. Между рабочими разных
стран существуют различия, и менеджеры, понимающие это, могут изме-
нять стиль своего поведения, исходя из этих различий.
Факторами, усиливающими глобализацию экономических связей,
являются развитие транспортных систем и систем связи, а также вывоз
капитала, приводящий к тому, что определить страну происхождения то-
вара достаточно сложно. Так, например, IBM, Gillette, Coca-cola более по-
ловины своих доходов получают от операций за пределами США. Россий-
ская НК «ЛУКОЙЛ» имеет нефтеперерабатывающие заводы в Болгарии и
Польше, а также сеть заправочных станций в США.
Основные формы проявления глобализации экономики:
1) ТНК – транснациональные компании, т.е. компании националь-
ные по капиталу, но многонациональные по сфере деятельности;
2) региональные экономические соглашения, такие, как Европей-
ский союз и и NAFTA (Северо-американское соглашение по свободной
торговле).
Менеджер, работающий в новой культуре, сталкивается с рядом
препятствий, к которым относятся:
• культурные различия (язык, религия, ценности, обычаи). Дж. В.
Ньюстрем и К. Дэвис классифицируют культуры как культуры вы-
сокого контекста, где особое значение придается личным отношени-
ям (Китай, Корея, Япония) и культуры низкого контекста, где приня-
то полагаться на письменные нормы и юридические документы
(Германия, США, Скандинавские страны); 12
• узость взглядов, т.е. стремление использовать привычные образцы
поведения, ориентируясь на собственные представления, не пытаясь
осознать различия между культурами разных стран;
• этноцентризм, т.е. предрасположенность людей оценивать условия
своей культуры как наиболее предпочтительные;
• культурный шок, т.е. ощущение растерянности, опасности, трево-
ги, вызванное новой окружающей средой. Неподготовленные со-
трудники воспринимают новую среду как хаотичную и, в некоторой
степени, подавляющую.
Цикл культурного шока состоит из четырех этапов (фаз). Первый
этап – этап новизны – сопровождается оптимистическим настроением и
восхищением всем новым. Второй этап – этап крушения иллюзий, т.к.
возникают проблемы борьбы за установление контактов. На третьем этапе
работники испытывают незащищенность и дезориентацию, вызванную
различными проявлениями незнакомой культуры. Те, кто смог преодолеть
эмоциональное напряжение, достигают четвертой стадии – адаптации, на
которой познается истина, появляется умение конструктивно реагировать
на новое окружение.
I II III IV
Высокий
уровень
Настроение
Низкий
уровень
1 2 3 4 5 6
Месяцы пребывания в новой культуре
2.2. Исследование культурных различий
Существует несколько базовых измерений, влияющих на формиро-
вание различий между культурами разных стран. К ним относятся:
- специфика правовых систем, в которых особое значение для ме-
неджеров имеет трудовое законодательство и законы о методах ве-
дения бизнеса. Менеджерам необходимо знать о различиях в зако-
нах, определяющих приемлемое и неприемлемое поведение в зару-13
бежных странах;
- этические условия, т.е.
нравы, обычаи и этические
ляющие бизнес-сферу;
- политические условия,
т.е. стабильность/
ственной власти, националистические движения. Политические ус-
ловия создают среду для инвестиций, оказывают влияние на дейст-
вия работников;
- экономические условия,
т.е. уровень жизни, темпы
вень занятости и т.д.
С точки зрения ОП существуют значительные различия в установках
работников, их ценностях и т.д. Этим различиям посвящено много иссле-
дований. К наиболее известным и более цитируемым относится исследо-
вание голландского ученого Г. Хофштеде. Он выявил существенные раз-
личия в поведении и отнош шении работников из 70 стран, занятых в филиа-
лах IBM. Хофштеде выделил четыре показателя национальной культуры:
1) индивидуализм/коллективизм. Индивидуализм – это склон-
ность к заботе о себе и своей семье, противопоставление личных интере-
сов общественным. Коллективизм делает акцент на коллектив, на гармо-
нию отношений между частями общества. Ярким примером страны с кол-
лективистской культурой является Япония: «Торчащий гвоздь нужно за-
колотить»;
2) неприятие неопределенности (избегание неопределенности), т.е.
показатель того, насколько люди страшатся неопределенных ситуаций и в
какой степени они стремятся избежать ее.
В культурах с высокой степенью уклонения от неопределенности
создаются организации с большим количеством формальных правил и
процедур, отвергается поведение, которое не соответствует этим правилам
(Япония, Греция, Бельгия). Низкая
степень уклонения от
сти характерна для Ирландии и США;
3) дистанция (расстояние) власти, т.е. степень, до которой обще-
ство воспринимает неравномерность распределения власти в организаци-
ях, насколько работники согласны с тем, что их начальники имеют больше
полномочий, чем они.
4) Там, где титулы, должности, статус имеют большое значение, от-
мечается большая дистанция
власти (азиатские и
страны);
5) Количество жизни/качество
жизни или мужское/женское
ло. Количество жизни или мужское начало определяет, насколько в обще-
стве доминируют ценности,
связанные с приобретением
благ (Япония). Качество жизни (женское начало) определяет значимость
духовных ценностей, заботу о других людях и интерес к качеству рабочей
жизни (страны Скандинавии).
29. Вхождение индивида
в организацию: основные
Основные стадии (этапы) вхождения
индивида в новую социальную группу:
1. Адаптация - присвоение индивидом социальных
ноpм и ценностей, становление социально-типического.
2. Индивидуализация - откpытие или утвеpждение "Я",
становление индивидуального.
3. Интеграция - изменение жизнедеятельности
окpужающих людей, становление всеобщего.
Быть членом организации совсем не одно и то же, что входить в организацию.
Необходимым условием успешного
вхождения в организацию
В зависимости от того, кто входит в организацию,
выделяют два подхода к обучению (модели). Первый процесскасается того, что человек
приходит в новую организацию,уже находясь
ранее в другой, схожей с этой по нормам,
ценностям и т.д. (здесь ему нужно просто
уяснить конкретное знакомое
поведение, принципы и подстроиться под
них).
Второй процесс - человек приходит из среды с
отличными ценностями и нормами поведения
(изучаются нормы и стандарты организации,
соотносятся со своими с целью отказа
от поведенческих норм, неприемлемых в
новой организации, пересмотр ценностей).
О.С.Вихорский выделил четыре типа включения человека в организацию.
1. Человек, принимающий групповые нормы
и ценности. 2. "Приспособленец" - это человек,
не принимающий ценностей группы, но следующий
ее нормам. 3. "Оригинал" - приемлет ценности
организации, но не разделяет ее нормы.
"Оригинал" полезен при необходимости
перемен.4. "Бунтарь" - не принимает ни ценностей
группы, ни ее норм. Он может помочь организации
выявить проблемы.
30. Природа групп в организации. Классификация групп, стадии развития группы. Групповая динамика. Общие характеристики групп в организации (состав, структура, групповые процессы, нормы, санкции).
Группа – объединение определенного количества людей (2 и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, и рассматривающих себя как часть единого целого.
Классификация групп. По природе их образования (формальные – создается как часть формальной организации, имеет задачу и ресурсы; неформальные – возникает вследствие индивидуальной потребности в общении (напр, - по интересам);неформальные группы могут быть горизонтальными (люди, выполняющие одинаковые функции и занимающие одинаковый уровень), вертикальными, смешанные (по логике). По размеру(большая – более 15 чел. (собрание акционеров), малая – от 4 до 15 (наиб.типичная, сплоченная – отдел, бригада), особо малая (м.б.формальной)–2 чел. (диада – неустойчивые, т.к.сложно найти общее решение) или 3 чел. (триада – конфликтность из-за треугольника интересов).По целевому назначению (первичные– самая близкая человеку – семья, узкий круг топ-менеджеров – влияет на ценности и убеждения); (социальная группа – спонтанная, неформальная – хобби и интересы); (целевая группа - формальная, для выполнения задачи, м.б.постоянной и временной).
Стадии развития группы: 1. Формирование. 2. Штормовая (напряженность, возникновение первых проблем и кризисов). 3. Урегулирование (установление норм и правил). 4. Результативная деятельность. 5. Закрытие.
Групповая динамика - это совокупность групповых действий, возникающих в результате взаимоотношений членов группы и представляет собой развитие группы во времени (задачи, нормы, групповые роли, лидерство, сплоченность и т.д.).
Характеристики групп. 1. Состав (школьный класс, спортивная команда); 2. Структура (структура предпочтений, структура коммуникаций); 3. Групповые процессы. 4. Нормы (выполняют регулятивную функцию). 5. Санкции (поощрительные и запретительные, позитивные и негативные, существуют для того, чтобы выполнялись нормы).
31. Взаимодействие человека и группы. Положение индивида в группе (позиция в группе, статус, роль). Групповая идентичность. Групповые защитные механизмы.
Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.
Статусиндивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.