Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Различают вербальную коммуникацию, при которой в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, для осуществления которой используются различные формы неречевых знаковых систем.
Вербальное общение. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный язык. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Среди невербальных средств коммуникации можно выделить следующие знаковые системы: оптико-кинестетическую, паралингвистическую, экстралингвистическую, проксемическую, визуальное общение.
Оптико-кинестетическая система знаков — это использование общей моторики различных частей тела для выражения эмоциональных реакций. Она включает в себя движения рук (жестикуляцию), движения головы и мышц лица (мимику) и использование различных поз и движений тела (пантомимику), что придает общению дополнительные нюансы, которые нередко имеют различный смысл в различных сообществах. В настоящее время сформировалась специальная область знания — кинесика, исследующая этот вид общения.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой дополнения к вербальной коммуникации. Паралингвистические знаки охватывают собой систему вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистические знаки — паузы, покашливание, плач, смех, вариации речевого темпа и т.п.
Нормами пространственной и временной организации общения занимается проксемика, которую ее основатель Э. Холл рассматривал в качестве «пространственной психологии». Им была предложена методика оценки интимности общения на основе анализа ее пространственных характеристик.
Специфические наборы пространственных и временных констант в ситуациях общения получили название «хронотопов».
Необходимым «сопровождением» непосредственного вербального общения выступает визуальное взаимодействие или «контакт глаз». «Контакт глаз» — атрибут прежде всего интимного общения.
В многочисленных классификациях взаимодействий наиболее распространенной является их дихотомическое деление на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида взаимодействия различными терминами. Наряду с кооперацией и конкуренцией говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения противоположных видов взаимодействия. С одной стороны, это виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности и с этой точки зрения являются «позитивными». С другой стороны, существуют негативные проявления взаимодействия, расшатывающие совместную деятельность и препятствующие ее эффективному выполнению.
Все множество наблюдаемых
Сеть общения оказывает
В ранних исследованиях организационного общения акцент ставился на сравнении централизованных и децентрализованных сетей.
Централизованная сеть — это сеть, в которой общение среди членов группы ограничено несколькими каналами, и основной поток информации проходит через ключевую позицию в сети (рис. 10.5).
Рис. 10.5. Примеры централизованных сетей общения
В таких сетях лицо, занимающее
центральное положение в
В децентрализованной сети для всех
членов группы доступно большее количество
информационных каналов, и никто
не имеет преимущественного
Рис.10.6. Примеры децентрализованных сетей общения
Перекрестно-кольцевая сеть общения является наиболее децентрализованной, потому что позволяет каждому члену группы непосредственно общаться со всеми остальными сотрудниками. В децентрализованных сетях ответственность за принятие решений в значительной мере распределена между членами группы. Количество обменов сообщениями будет большим, а члены группы будут испытывать большую удовлетворенность как общением, так и выполняемой деятельностью.
Эффективность различных сетей
зависит от характера выполняемой
деятельности. Централизованные сети
обеспечивают быстрый обмен сообщениями
с меньшим количеством ошибок
в простых, структурированных задачах,
имеющих однозначное правильное
решение, которое может быть найдено
систематическим анализом доступной
информации и использованием наличного
опыта. В ситуациях со сложными неструктурированными
задачами и множеством возможных
решений лучше справляются
36. Межличностные и организационные барьеры коммуникаций в организациях. Слухи в организации: условия порождения.
Коммуникативными барьерами называют препятствия и помехи, нарушающие процесс передачи информации и снижающие его эффективность.
Личностные барьеры – процессы и явления, обусловленные
индивидуальными характеристиками отправителя
и получателя информации. Наиболее распространенными
барьерами данного типа выступают: психологическая
несовместимость индивидов из-за различий
темперамента, характера, уровня образования,
интересов, а также пола, возраста, профессионального
и жизненного опыта; неумение слушать
собеседника и/или оппонировать ему; негативное
психическое состояние обоих или одного
из собеседников.
Организационные
барьеры – ситуации, отражающие недостатки
и ошибки в управлении фирмой (громоздкость
структуры, избыточность управленческих
звеньев, неопределенность полномочий
и ответственности, крайний централизм,
демократизм или либерализм в управлении),
а также негативное влияние факторов внешней
среды (конкурентов, государства).
Слух – это искреннее искажение информации. Причины возникновения:
1. В условиях значимой
информации при
37. Методы оптимизации коммуникации в организациях. Совершенствование межличностного общения и информационного обмена в организации. Регулирование информационных потоков.
Менеджерам, стремящимся
стать эффективными коммуникато¬рами,
следует выполнять две задачи:
• улучшать свои сообщения - информацию,
которую они хотят передать, т.
е. лучше кодировать; • улучшать
собственное понимание того, что
другие люди ста¬раются сообщить им, т.
е. декодировать сообщения. Таким образом,
менеджеры должны стремиться не только
к тому, чтобы быть понятыми, но и
к тому, чтобы понять. Существуют
следующие методики облегчения выполнения
этих задач: • разъяснение истинного
смысла информации; • регулируемый
информационный поток; • использование
обратной связи; • сопереживание; •
повторение; • поощрение взаимного
доверия; • эффективное распределение
времени; • упрощенный язык; • эффективное
слушание. 2. Разъяснение истинного
смысла информации. Иногда получатели
информации неправильно ее интерпретируют.
Данная методи¬ка включает допущение,
что если вы неправильно поняты,
то по возможности вам следует
донести истинный смысл инфор¬мации
до получателя. Регулируемый информационный
поток. Регулируемое общение может
обеспечить оптимальный поток информации
к менед¬жерам, устраняя барьер «перегрузки
общения». Общение может регулироваться
как качественно, так и количественно.
Это оз¬начает, что только существенная
информация должна привле¬кать внимание
вышестоящих руководителей. Официальное
общение должно происходить только
для решения вышестоящи¬ми
38. Понятие организационной культуры. Основные проблемы ее изучения. Метафоры организационной культуры (М. Элвессон).
Организационная культура –
это совокупность общественно прогрессивных
норм, правил и стандартов, принятая
и поддерживаемая в области организационных
отношений. Напомним, что организационные
отношения – это
Характеристика
• индивидуальную
• структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
• направление –
степень формирования целей и
перспектив деятельности
• интеграция –
степень, до которой части (
• управленческое обеспечение
– степень, относительно
• поддержку – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
• стимулирование –
степень зависимости
• идентифицированность
– степень отождествления
• управление конфликтами
– степень разрешаемости
• управление рисками
– степень, до которой
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
Обобщая сказанное,
дадим более общее определение
организационной культуре. Организационная
культура – это система
39. Методы и
подходы к изучению