Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:47, шпаргалка
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.
постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
Цель менеджмента:
обеспечение прибыльности предприятия,
эффективное использование
8.Состав и содержание основных функций менеджмента.
Функции управления – это однородные по содержанию и направленности целее виды управленческой деятельности. Функции бывают общие и специфические. К общим функциям относят: планирование ( управленческая деятельность, отражаемая в планах), организация (это процесс создания и формирования структуры предприятия, распределение функций между подразделениями и установление ответственности), регулирование (управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние), контроль (управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в текущие моменты времени), учет (управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с начального до конкретного моментов времени).
Специфические
функции. Организаторы производства при
классификации функций
Стратегический
менеджмент – одно из направлений
менеджмента, главная задача которого
состоит в выработке
Понятие портфеля – портфель ценных бумаг, принадлежащих группе компаний – корпорации, концерну.
Управление портфельной стратегией – это управление всеми предприятиями и организациями, входящими в корпорацию, с помощью ценных бумаг. Формируются портфели 2-х типов: синергетические (централизованные, объединенные), диверсифицированные. Формирование синергетического портфеля включает покупку новых предприятий, расширение действующих с целью оптимизировать финансовые потоки и исключить конкуренцию между двумя этими предприятиями. Задача создания диверсифицированного портфеля – это поиск новых отраслей, специализирующихся на иных сферах деятельности, в которых можно было сделать инвестиции.
Портфельная стратегия в общем виде предполагает: покупку новых компаний, укрепление и расширение имеющихся в составе корпорации компаний, ликвидацию нежелательных компаний и постепенный выход из нежелательных отраслей, размещение и контроль финансовых ресурсов, использование совместных усилий имеющихся в портфеле предприятий.
Портфельная стратегия требует знания финансовых проблем, рынка ценных бумаг, биржевого дела и т.д.
Организация – это форма объединения людей для совместной деятельности в рамках определенной структуры. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Существуют закрытые системы (которые не имеют связи с внешней средой) и открытые (которые взаимодействуют с внешней средой и приспосабливаются к изменениям в них). Характеристики организаций как системы: 1) состоит из взаимосвязанных элементов, которые являются объектами управления (производство, финансы, персонал); 2) имеет материальные и нематериальные ограничители; 3) обладает синергетическим эффектом, означающим, что целое всегда больше, чем просто сумма частей, составляющих это целое; 4) является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой через физические и материальные потоки; 5) обладает циклом жизни или динамическим развитием – стадии жизненного цикла организации (возникновение, становление, функционирование, кризис, банкротство). Управление любой организацией происходит согласно кибернетической модели и представляет собой процесс преобразования информации, т.е. информация об объекте управления воспринимается системой управления, перерабатывается с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Система управления – это группа лиц, имеющих общие цели, владеющих материальными, трудовыми ресурсами и обладающих правами их распоряжения. Любая система характеризуется тремя элементами: входом в систему (поступающие ресурсы), процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу), выходом из системы (продукт).
В системе управления присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами объекта управления информационными (прямыми и обратными) связями. Оргструктура системы управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.
Особенность современного этапа деятельности всех крупных организаций заключается в их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество является важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность. Качество - это совокупность свойств продукции или услуги, определяющих ее возможность удовлетворять определенные потребности рынка в соответствии с назначением продукта или услуги. Качество продукции в последнее время приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, НТП, и постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров определяющих качество товара, большое множество, и для каждого они различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как управление качеством. Управление качеством – это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции. Количественно качество отображается и измеряется системой показателей качества. Основными показателями являются:
- Назначение продукции (ядро), надежность, технологичность (способность к воспроизводству),
- стандартизация и унификация, эргономичность,
- эстетичность,
- транспортабельность,
- патентно-правовое обеспечение,
- экологичность, безопасность.
Все процессы по обеспечению качества продукта объединяются в систему управления качеством, которая предполагает реализацию всех действий или мероприятий при создании, эксплуатации и утилизации продукта, необходимых для обеспечения заданного уровня качества.
Основные функции и задачи системы управления качеством:
- Прогнозирование
потребностей рынка в
- Нормирование требований качества
- Организация
технологического обеспечения
- Подготовка и повышение квалификации персонала в области обеспечения качества
- Контроль качества и испытания
Сертификация
– важнейший инструмент
Цель управления – идеальное описание результата деятельности или желаемый результат деятельности людей. Деятельность – процесс достижения результата или цели. Цели выполняют организующую (организация и направление средств достижения целей на результат), мотивирующую (мотивация деятельности по активации людей на достижение цели) и контролирующую роли (сравнение фактического и целевого параметров системы).
Существует специальный классификатор целей.
Политические.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются из целей нижнего уровня и т.д. Требования к целям: согласование и совместимость целей, реалистичность (достижимость), понятность для исполнителя, гибкость (обратная связь).
Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствам и достижения целей. Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Недостаток дерева целей – статичность иерархии целей. Практически это решается учетом динамики процессов, применением ЭВМ.
Системный подход представляет собой одну из форм методологии исследования, проектирования и конструирования объектов как систем. По своей природе системный подход является междисциплинарным, общенаучным и позволяет органически соединить задачи анализа и синтеза. Системный анализ – дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной природы. Системный подход можно рассматривать как принципиальную позицию лица, принимающего решение или предъявляющего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления разработать оптимальный алгоритм функционирования. Системный анализ можно рассматривать как методологию исследования систем, применение которой позволит выполнить требования системного подхода. Главное значение в системном подходе имеют разработка и использование представлений о целостности систем. Познать целое, значит раскрыть: сущность и специфику, состав, количественную и качественную характеристики элементов, структуру элементов, функции элементов и их влияние на функции целого, целостные факторы, историю данного целого, начало и источник возникновения и развития. Системный анализ включает формулировку цели функционирования системы и определение границ ее или состава входящих в нее элементов. Основа системного анализа – построение моделей, постановка задач оптимизации и решение их.
14. Менеджер и предприниматель. Имидж менеджера.
Менеджер - это наемный управляющий, не имеющий собственного капитала. Менеджеры – это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т.е. это руководители и администраторы. Предприниматель – человек владеющий капиталом, не являющийся менеджером. Различия между менеджером как наемным сотрудником и предпринимателем как собственником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Менеджер это профессионально подготовленный управленец, представитель особой новой профессии, имеющий современные рыночные знания в области законодательства, экономики предпринимательства, технологий современного производства и управления и в области современных коммуникаций. Основные направления деятельности менеджера: 1.Управление активами и пассивами 2.Управление чрезвычайными ситуациями и рисками 3.Управление информацией и коммуникациями. Рыночная информация должна быть: своевременной, достоверной, точность, защищенность, конфиденциальность, полнота, доступность 4.Управление маркетингом 5.Управление инновационной деятельностью. Термин «имидж» в управление пришел из психологии. Психологи под имиджем понимают сложившиеся в уме представление о каком-либо товаре, технологии, организации. Для менеджера важны следующие аспекты имиджа: - имидж продукции - имидж самой организации - имидж руководителя. Имидж – это правильный выбор модели поведения. Человек стремится освоить те модели поведения, которые ему приносят успех. Имиджирование – это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления Специалисты по имиджированию выделяют 3 составляющие имиджа руководетеля: - личное обаяние - нравственные характеристики - технику самопрезентации.