Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:47, шпаргалка
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.
Функции управления – это однородные по содержанию и направленности целее виды управленческой деятельности. Функции бывают общие и специфические. К общим функциям относят: планирование ( управленческая деятельность, отражаемая в планах), организация (это процесс создания и формирования структуры предприятия, распределение функций между подразделениями и установление ответственности), регулирование (управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние), контроль (управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в текущие моменты времени), учет (управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с начального до конкретного моментов времени).
Специфические функции. Организаторы производства при классификации функций управления используют принцип управленческой деятельности, учитывая специфику объекта. Например, для промышленных предприятий выделяют следующие функции управления: основным и вспомогательным производством, оперативное управление, технической подготовкой производства, управление трудом, заработной платой, реализацией продукции и т.д. предложенная классификация используется только для пром.объектов.
33.Основные принципиальные модели организации. Модель участия.
Организация – это система, решающая конкретные проблемы и связанные с ними задачи. Модели организаций как предприятия: 1.Классическая или бюрократическая. Бюрократ – человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды. 2.Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала. 3.Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде. 4.Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия. Выделяют несколько принципов построения организации: 1.Развитие демократических основ управления. Большую роль играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений. 2.Принцип системного подхода. Структура управления требует формирования полной совокупности управленческих решений. 3.Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4.Принцип соответствия объекта и субъекта управления. Заключается в том, что структура управления должна формироваться исходя из особенностей управления. 5.Принцип адаптации. Организационная структура должна быстро реагировать на изменение внешних и внутренних условий среды. 6.Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений. 7.Принцип централизации. При проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций. 8.Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне. 9.Принцип правовой регламентации. Создание подразделений должно быть закреплено правом.
Стратегический менеджмент – одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.
Процесс формирования стратегии осуществляется следующим образом. Сначала происходит формулировка стратегической цели; оценка рыночных возможностей и ресурсов организации; создание общей концепции стратегии и в ее рамках набора вариантов для обсуждения. Затем варианты дорабатываются, анализируются и оцениваются. В результате лучший из них принимается в качестве базового и служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов.
35.Показатели эффективности системы менеджмента.
Эффективность управления – эффективность действий людей в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. На эффективность управления влияет ряд факторов: потенциал сотрудников, средства производства, социальные аспекты деятельности предприятия, культура организации и т.д.
Эффективность менеджмента – управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте вы делят экономическую и социальную эффективность. Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижение издержек, повышение качества и т.д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он закл. в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников. Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, т.к. зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Эффективность управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными (социальная эффективность) показателями. Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения т.е. информационных технологий, организационных процедур). Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.Я
36.Бизнес-планирование и его роль в рыночной экономике.
Бизнес-план рассматривается с двух точек зрения. 1.Это план развития предприятия, определение его дальнейшего пути работы. Бизнес-план создается как для вновь открывающейся организации, так и для давно существующей, когда необходима модернизация ее хозяйственной деятельности в связи с изменениями в экономике. Основные цели бизнес-плана включают в себя: 1)установление и разработку основного направления работы предприятия в соответствии с потребностями рынка на основе экономического обоснования; 2)определение видов деятельности и источников ресурсов; 3)прогнозирование возможных рисков их последствий и способов их избежания. 2.Это документ, который предназначен как для собственного пользования, так и для внешнего. Внешними пользователями являются кредиторы и банки, которые предоставляют кредиты или делают финансовые вложения в развитие предприятия. Структура бизнес-плана раскрывает почти все возможные вопросы, связанные с будущей деятельностью, и включает в себя несколько обязательных разделов. Титульный лист и оглавление состоят из заголовка плана, даты его создания, указания лица, подготовившего бизнес-план, полного названия и адреса фирмы и того, для кого он был подготовлен. Резюме является одной из самых главных частей плана. Оно пишется после его окончательной разработки, но размещается в начале. Резюме вкл. в себя 3 части: 1)введение, в котором отражается основная суть и цель проекта; 2)краткое описание важных частей проекта; 3)заключение, которое раскрывает основные действия предприятия для достижения намеченных целей и факторы, этому способствующие. Производственный план вкл. в себя описание технологий производственного процесса, используемого сырья и оборудования. План маркетинга вкл. в себя сведения о маркетинговой стратегии, целевой аудитории, на которую ориентируется фирма, ценовой политике, системе дистрибуции и предлагаемых интегрированных маркетинговых коммуникациях. Финансовый план включает в себя баланс предприятия, расчет будущих прибылей и убытков, а также срока окупаемости, рентабельности и предела безубыточности.
37.Понятие внешней и внутренней среды организации.
Внутренняя среда организации – это все то, что определяется внутренней структурой фирмы, реагирует на внешние условия и является результатом менеджмента. Параметры (составляющие) внутренней среды: 1) Цели. Цель рассматривается как конечное состояние или результат, к которому стремится группа, работающая вместе. 2) Структура организации – это состав подразделений и уровней управления (закрепление работы за отдельными специалистами). 3) Задачи – это работа, которая должна быть выполнена установленным способом в установленные сроки. 4) Технологии – это средства преобразования сырья, продукт или услуг. 5) Люди: поведение отдельного человека (способности, потенциал); поведение людей в группах (групповые нормы, ценности); поведение руководителя и его влияние (стиль руководства). Изменение внутренней среды происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. Внешняя среда – это окружение, которое представлено явлениями или образованиями, не являющимися частью организации, но существенно влияющими на нее. Выделяют два уровня внешней среды: 1) непосредственное окружение или среда прямого влияния включает: государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность (налоговая инспекция, таможенная служба и т.д.), потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителей, конкурентов, с их стремлением завоевывать своего потребителя. 2) среда косвенного влияния или среда общего окружения включает факторы, которые влияют на предприятие опосредственно, через сложную систему экономической конъюнктуры, достижения НТП и др. (экономические факторы, политические, рыночные). Данные факторы проявляются не сразу и не с одинаковой силой. Задачи руководителя по отношению к внешней среде: 1) выявить те компоненты, которые вступают во взаимодействие с системой; 2) оценить характеристики этих компонентов и силу их влияния на организацию.
38.Процесс управления и его характеристики.
Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку. Теория управления ориентирована на решение практических задач. Ее предметом может быть как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд возникший вместе с кооперацией труда и являющейся частью этого коллективного труда. Элементами управления как всеобщего вида деятельности явл. цель управления, способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде. Процесс управления вкл. сбор, переработку и передачу информации, используемой для выработки решений. Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений. Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из циклического повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах производственной деятельности: научно-технической, технологической и т.д. Практически ценное в подходе к управлению как к процессу закл. в том, что им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, след-но
, и автоматизировать его
с учетом социально-
39.Стрессы и их роль в менеджменте. Классификация и управление стрессами.
Стресс – это психологическое состояние человека, в котором он ощущает сильное напряжение и страдание. Стресс существенно снижает эффективность работы человека, поэтому руководителю важно создать такие условия для работы, в которых его сотрудники будут чувствовать себя спокойно и уверенно. Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижение целей предприятия. Избежать стрессов не удается ни одному человеку, поэтому опасность они приобретают только в том случае, если оказываются слишком длительными. Некоторые специалисты по менеджменту считают, что стресс может носить и положительный характер, т.к. он может быть вызван сложной новой ситуацией, которая даст толчок к мобилизации всех сил для ее решения или откроет новый этап в развитии человека. Специалисты выделяют пять разновидностей стресса: 1)физиологический стресс – когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Он вытекает из физического переутомления, вызванного тяжелыми нагрузками, недосыпанием или недоеданием человека. Способы устранения данного стресса являются наиболее простыми, но, если меры к этому не принять своевременно, он может усугубиться; 2)психологический стресс - вызывается неблагоприятными отношениями с окружающими, неуверенностью в будущем, делится на информационный и эмоциональный; 3)эмоциональный стресс - случается из-за излишне сильных чувств (страха, радости), т. е. данный вид стресса возникает в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека. Стресс человек может получить и в результате очень большой и неожиданной радости; 4)информационный стресс – возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не успевает принимать решения и т.д.
5)управленческий стресс - возникает, когда ответственность за действия или риск принимаемых решений слишком велика и не соответствует должности человека ИЛl1 его моральной устойчивости.
Стресс может
оказать положительное и
Есть 2 подхода к стрессам: - внести изменение в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов. Для этого надо оценивать способности, потребности, склонности работников. - принимать конкретные меры индивидуального характера, разрабатывать программы по нейтрализации стрессов.
40.Основные принципы коммуникационных сетей и их роль в системе менеджмента.
Коммуникация – обмен информацией между людьми. Основная цель обмена информацией – обеспечит взаимопонимание участвующих в нем людей. Коммуникация в организации – сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение.
Внешние коммуникации – обмены информацией с внешней средой. Например, с потребителями фирмы общаются с помощью рекламы, выставок-продаж, личных продаж.
Внутренние коммуникации – информационные обмены между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
Вертикальные коммуникации, с их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшей, или по нисходящей. Таким образом, работникам организации сообщают о новых стратегических и тактических целях, изменении приоритетов и т.п.
Горизонтальные
коммуникации, когда подразделения
организации обмениваются между
собой информацией для
Коммуникации
между руководителем и
Неформальные коммуникации основаны на личных, неслужебных отношениях. Циркулирует официальная и неофициальная информация (слухи).
Процесс коммуникации: отправитель – лицо, стремящееся донести определенные сведения, сообщение – информация, имеющая определенную форму и закодированная символами, канал связи – средство передачи информации, получатель – лицо, которому отправитель адресует сообщение.