Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:47, шпаргалка
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.
Уделяя должное внимание функциональной стратегии, можно более точно определить величину затрат на финансирование каждого подразделения, а также их эффективность и результативность.
Планирование – это управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Задачи планирования: обеспечение развития организации в целом и всех ее подразделений; распознавание ранних проблем развития; координация деятельности подразделений и отдельных лиц; создание базы для контроля; мотивация сотрудников. Различают виды планирования: стратегическое – определение главных целей деятельности на период более 5 лет; среднесрочное – выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет; текущее (оперативное) – программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам. Различия стратегического и оперативного планирования: 1) по миссии и целям (оперативное предназначено для производства товаров и услуг, цель стратегического – выживание организации в долгосрочной перспективе). 2) с точки зрения системы управления (в оперативном основными факторами является функции, технологии, в стратегическом основные факторы – это люди). 3) с точки зрения эффективности (при оперативном будут прибыль, эффективное использование ресурсов; главный показатель в стратегическом – своевременность реагирования на изменение окружающей среды).
Системный подход
представляет собой одну из форм методологии
исследования, проектирования и конструирования
объектов как систем. По своей природе
системный подход является междисциплинарным,
общенаучным и позволяет
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Задачи мотивации:
Формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
Обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
Формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Методы мотивации:
Метод «кнута и пряника» - система административных и экономических санкций и стимулов.
Психологические методы. В их основе лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы: самоуважение, признание и т.п. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека.
Классификация потребностей по Маслоу:
Физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, воздухе и т.п.
Потребности в безопасности – защита от опасностей со стороны окружающего мира.
Социальные потребности – необходимость в социальном окружении.
Потребности в уважении, признании.
Потребности самовыражения, т.е. потребность в собственном росте.
Первые две группы потребностей – первичные, а следующие три – вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации.
Организация – это система, решающая конкретные проблемы и связанные с ними задачи. Модели организаций как предприятия: 1.Классическая или бюрократическая. Бюрократ – человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды. 2.Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала. 3.Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде. 4.Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия. Выделяют несколько принципов построения организации: 1.Развитие демократических основ управления. Большую роль играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений. 2.Принцип системного подхода. Структура управления требует формирования полной совокупности управленческих решений. 3.Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4.Принцип соответствия объекта и субъекта управления. Заключается в том, что структура управления должна формироваться исходя из особенностей управления. 5.Принцип адаптации. Организационная структура должна быстро реагировать на изменение внешних и внутренних условий среды. 6.Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений. 7.Принцип централизации. При проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций. 8.Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне. 9.Принцип правовой регламентации. Создание подразделений должно быть закреплено правом.
Ситуационная модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной организации.
Напр, сложилась ситуация, когда в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значит потери в бизнесе, перед ней встают задачи:
1) найти новую
сферу деятельности по
2) совершенствовать
действующую структуру
Для этого в качестве ситуационной модели может быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных результатов в достижении поставленных целей.
Управленческое
решение – это выбор
Процесс принятия
решений (ППР) – циклическая
Этапы ППР:
29. Формальная и неформальная структуры и их роль в системе менеджмента.
Группы, которые создаются официально на основе законодательства, инструкций, положений, называются формальными. В них четко регламентируются структура, иерархия, полномочия и ответственность. Существуют три типа формальных групп:1) командная группа состоит из руководителя и его подчиненных. При общении с «внешней средой» члены команды единодушны, в команде есть взаимозаменяемость;
2) производственная, или целевая, группа создается для достижения определенной цели, имеет определенную самостоятельность в планировании и в осуществлении своей деятельности. За свою деятельность получает вознаграждение;
3) комитеты — группа, состав которой определен др. группами. Комитеты часто называют советами, комиссиями. Они могут быть временными и постоянными. Временные комитеты создаются для выполнения определенной задачи. Постоянные комитеты (например, совет директоров) руководят, консультируют и т.д. На эффективность работы группы большое влияние оказывает ряд факторов:1.статус группы, ее размер, состав, иерархия в группе, коммуникационные связи в ней; 2.среда, в которой функционирует группа; 3.важность, сложность и характер задач, стоящих перед группой; 4.свобода в организации собственной работы.
Неформальные группы – это группы, в которых межличностные и межгрупповые связи и взаимодействия не закреплены в документах. Эти связи складываются по разным признакам: общность профессий, близость характера, интересов, стремлений, места жительства, учебы, пола, возраста. Причинами, заставляющими людей объединяться в неформальные группы, служат потребности помощи, защиты, получения информации, общения и т.д. Для эффективного управления необходимо считаться с наличием неформальных групп, т. е.: 1.признать существование неформальных групп, работать с ними для достижения цели организации; 2.выслушивать мнения членов и лидеров, преодолевать негативное влияние; 3.перед тем как принимать решения, следует просчитать воздействия на неформальные группы; 4.разрешать неформальным группам принимать участие в выработке решений; 5.во избежание слухов и домыслов своевременно выдавать точную информацию. Формальные и неформальные группы тесно взаимосвязаны.
30.Основные направления интеграции в системе менеджмента.
Интеграция –
процесс объединения усилий всех
подразделений организации для
достижения ее целей и задач. Интеграция
рассматривается как
Значение интеграционных
процессов на предприятии заключается
в углублении взаимосвязи между
всеми элементами процесса управления
производством и управления экономикой
предприятия для повышения
Методы эффективной интеграции: правила и процедуры, графики, иерархические структуры управления, индивидуальные взаимодействия, взаимосвязи, временные творческие группы, совещания между отделами.
Основные принципы интеграции: единство методов, комплексность, паритетность, принцип интегрированного целого, гомеостатичность, типичность моделей управления, единство информативности, многоаспектность, принцип компьютеризации.
Интеграция может
31.Понятие глобальной цели и целей ф-я.
Миссия или глобальная цель организации – определенная концепция управления, позволяющая сделать организацию единственной, неповторимой, отличной от других. Это накопленные данной организацией ценности, стиль управления и подход менеджеров к принятию решений. Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры, корпоративного духа организации.
При разработке миссии используются внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), системные характеристики фирмы, совокупность продукции, ресурсов. Миссия организации определяется руководством и реализуется через ее стратегию. Особенно важное значение приобретает миссия для успешной реализации поставленных целей.
Цели функционирования
– совокупность конкретных целей
всех уровней и структурных