Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:47, шпаргалка

Описание работы

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Файлы: 1 файл

Шпоры менеджмент.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Уделяя должное внимание функциональной стратегии, можно более точно определить величину затрат на финансирование каждого подразделения, а также их эффективность и результативность.

 

  1. Планирование как важнейшая функция в менеджменте. Виды планов.

Планирование  – это управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Задачи планирования: обеспечение развития организации в целом и всех ее подразделений; распознавание ранних проблем развития; координация деятельности подразделений и отдельных лиц; создание базы для контроля; мотивация сотрудников. Различают виды планирования: стратегическое – определение главных целей деятельности на период более 5 лет; среднесрочное – выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет; текущее (оперативное) – программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам. Различия стратегического и оперативного планирования: 1) по миссии и целям (оперативное предназначено для производства товаров и услуг, цель стратегического – выживание организации в долгосрочной перспективе). 2) с точки зрения системы управления (в оперативном основными факторами является функции, технологии, в стратегическом основные факторы – это люди). 3) с точки зрения эффективности (при оперативном будут прибыль, эффективное использование ресурсов; главный показатель в стратегическом – своевременность реагирования на изменение окружающей среды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научные подходы к исследованию организации как сложной системы.

Системный подход представляет собой одну из форм методологии  исследования, проектирования и конструирования  объектов как систем. По своей природе  системный подход является междисциплинарным, общенаучным и позволяет органически  соединить задачи анализа и синтеза. Системный анализ – дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной природы.  Системный подход можно рассматривать как принципиальную позицию лица, принимающего решение или предъявляющего некоторые  требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления разработать оптимальный алгоритм функционирования. Системный анализ можно рассматривать как методологию исследования систем, применение которой позволит выполнить требования системного подхода. Главное значение в системном подходе имеют разработка и использование представлений о целостности систем. Познать целое, значит раскрыть: сущность и специфику, состав, количественную и качественную характеристики элементов, структуру элементов, функции элементов и их влияние на функции целого, целостные факторы, историю данного целого, начало и источник возникновения и развития. Системный анализ включает формулировку цели функционирования системы и определение границ ее или состава входящих в нее элементов. Основа системного анализа – построение моделей, постановка задач оптимизации и решение их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотивация как важнейшая функция в менеджменте. Классификация потребностей.

Мотивация –  это процесс побуждения каждого  сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Задачи мотивации:

Формирование  у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

Обучение персонала  и руководящего состава психологическим  основам внутрифирменного общения;

Формирование  у каждого руководителя демократических  подходов к управлению персоналом с  использованием современных методов мотивации.

Методы мотивации:

Метод «кнута и  пряника» - система административных и экономических санкций и  стимулов.

Психологические методы. В их основе лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы: самоуважение, признание и т.п. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека.

Классификация потребностей по Маслоу:

Физиологические потребности, необходимые для выживания  человека: в еде, воздухе и т.п.

Потребности в  безопасности – защита от опасностей со стороны окружающего мира.

Социальные потребности  – необходимость в социальном окружении.

Потребности в  уважении, признании.

Потребности самовыражения, т.е. потребность в собственном  росте.

Первые две группы потребностей – первичные, а следующие три – вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципиальные модели организации. Ситуационная модель.

Организация –  это система, решающая конкретные проблемы и связанные с  ними задачи. Модели организаций как предприятия: 1.Классическая или бюрократическая. Бюрократ – человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды. 2.Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала. 3.Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде. 4.Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия. Выделяют несколько принципов  построения организации: 1.Развитие демократических основ управления. Большую роль играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений. 2.Принцип системного подхода. Структура управления требует формирования полной совокупности управленческих решений. 3.Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4.Принцип соответствия объекта и субъекта управления.  Заключается в том, что структура управления должна формироваться исходя из особенностей управления. 5.Принцип адаптации. Организационная структура должна быстро реагировать на изменение внешних и внутренних условий среды. 6.Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений. 7.Принцип централизации.  При проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций. 8.Принцип профессиональной регламентации  предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне. 9.Принцип правовой  регламентации. Создание подразделений должно быть закреплено правом. 

Ситуационная  модель представляет собой выработку взаимоувязанных действий, направленных на разрешение какой-либо производственной, технической, экономической, социальной, психологической или иной ситуаций в рамках конкретной организации.

Напр, сложилась  ситуация, когда в результате возросшей конкуренции, избытка товара на рынке фирма несет значит потери в бизнесе, перед ней встают задачи:

1) найти новую  сферу деятельности по оказанию  услуг;

2) совершенствовать  действующую структуру управления, упразднив отдельные производственные подразделения, сократив штат работников.

Для этого в  качестве ситуационной модели может  быть принят разработанный бизнес-план, предусматривающий целый комплекс мероприятий, выполнение которых позволит фирме избежать банкротства, достичь позитивных результатов в достижении поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процедура подготовки и принятия управленческих решений и ее элементы.

Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации.

Процесс принятия решений (ППР) – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Этапы ППР:

  1. Анализ ситуации (сбор и обработка информации, выявление проблем).
  2. Идентификация проблемы (выявление и формулировка проблемы).
  3. Определение критериев выбора (определение показателей, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей).
  4. Разработка альтернатив (выявление всех возможных путей решения проблемы).
  5. Выбор альтернативы (сравнение всех альтернатив и выбор наилучшей).
  6. Согласование решения (привлечение работников к участию в процессе принятия решения).
  7. Управление реализацией (решение должно быть реализовано).
  8. Контроль и оценка результатов (измерение и оценка последствий решения и сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Формальная и неформальная структуры и их роль в системе менеджмента.

Группы, которые  создаются официально на основе законодательства, инструкций, положений, называются формальными. В них четко регламентируются структура, иерархия, полномочия и ответственность. Существуют три типа формальных групп:1) командная группа состоит из руководителя и его подчиненных. При общении с «внешней средой» члены команды единодушны, в команде есть взаимозаменяемость;

2) производственная, или целевая, группа создается для достижения определенной цели, имеет определенную самостоятельность в планировании и в осуществлении своей деятельности. За свою деятельность получает вознаграждение;

3) комитеты — группа, состав которой определен др. группами. Комитеты часто называют советами, комиссиями. Они могут быть временными и постоянными. Временные комитеты создаются для выполнения определенной задачи. Постоянные комитеты (например, совет директоров) руководят, консультируют и т.д. На эффективность работы группы большое влияние оказывает ряд факторов:1.статус группы, ее размер, состав, иерархия в группе, коммуникационные связи в ней; 2.среда, в которой функционирует группа; 3.важность, сложность и характер задач, стоящих перед группой; 4.свобода в организации собственной работы.

Неформальные  группы –  это группы, в которых  межличностные и межгрупповые связи и взаимодействия не закреплены в документах. Эти связи складываются по разным признакам: общность профессий, близость характера, интересов, стремлений, места жительства, учебы, пола, возраста. Причинами, заставляющими людей объединяться в неформальные группы, служат потребности помощи, защиты, получения информации, общения и т.д.  Для эффективного управления необходимо считаться с наличием неформальных групп, т. е.: 1.признать существование неформальных групп, работать с ними для достижения цели организации; 2.выслушивать мнения членов и лидеров,  преодолевать негативное влияние; 3.перед тем как принимать решения, следует просчитать воздействия на неформальные  группы; 4.разрешать неформальным группам принимать участие в выработке решений; 5.во избежание слухов и домыслов своевременно выдавать точную информацию. Формальные  и неформальные группы тесно взаимосвязаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Основные направления интеграции в системе менеджмента.

Интеграция –  процесс объединения усилий всех подразделений организации для  достижения ее целей и задач. Интеграция рассматривается как структурная, кадровая и культурная проблема, реализуемая  на общей информационной основе.

Значение интеграционных процессов на предприятии заключается  в углублении взаимосвязи между  всеми элементами процесса управления производством и управления экономикой предприятия для повышения устойчивости и эффективности функционирования предприятия в различных режимах. При этом выделяют три направления интеграции: внутрифирменная (организационная, экономическая, информационная, персонала, технологическая, культурная);  вертикальная (межуровневая интеграция); интеграция приобретенных (присоединяемых) предприятий. Основными механизмами интеграции выступают деятельность руководства, плановая деятельность в организации, инвестиционная деятельность, оперативное управление производством, социальная ответственность, организационная культура.

Методы эффективной интеграции: правила и процедуры, графики, иерархические структуры управления, индивидуальные взаимодействия, взаимосвязи, временные творческие группы, совещания между отделами.

Основные принципы интеграции: единство методов, комплексность, паритетность, принцип интегрированного целого, гомеостатичность, типичность моделей управления, единство информативности, многоаспектность, принцип компьютеризации.

Интеграция может рассматриваться  в 3 аспектах: структурная (развитие управленческих связей между купленным предприятием и компанией-покупателем), кадровая (проблема сотрудника: потеря доверия к предприятию, увольнения) и культурная (сопротивление стратегическим и структурным изменениям).

31.Понятие глобальной цели и целей ф-я.

Миссия или  глобальная цель организации – определенная концепция управления, позволяющая сделать организацию единственной, неповторимой, отличной от других. Это накопленные данной организацией ценности, стиль управления и подход менеджеров к принятию решений. Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры, корпоративного духа организации.

При разработке миссии используются внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), системные характеристики фирмы, совокупность продукции, ресурсов. Миссия организации определяется руководством и реализуется через ее стратегию. Особенно важное значение приобретает миссия для успешной реализации поставленных целей.

Цели функционирования – совокупность конкретных целей  всех уровней и структурных подразделений  организации. Процесс распределения  целей функционирования по уровням  управления представляет собой вертикальную декомпозицию, показывающую иерархию целей, начиная с общей глобальной цели высшего уровня до целей низших уровней. Четкое определение целей функционирования и доведение их до каждого исполнителя способствуют повышению его производительности и лучшей мотивации. Цели определяются управляющим звеном организации, который осуществляет  определенные действия по их достижению.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"