Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:47, шпаргалка
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.
Исходным процессом создания стратегического плана обычно считается определение миссии и целей организации. Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается, как констатация философии предназначения, смысла существования организации. Если имеется узкое понимание миссии, это четкая формулировка причин по которым организация существует.
Миссия – совокупность стратегий, которые вырабатывает администрация компании для достижения глобальных целей. При разработке миссии исследуются внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов, продукции.
На формирование миссии влияют: собственники фирмы, сотрудники фирмы, покупатели продукции фирмы, деловые партнеры фирмы, внешняя среда организации. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а так же показывает отличие организации от других ей подобных. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями. Фирма Visa предоставляет не кредитные карточки, а возможность клиентам обменивать ценности, даже не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде.
Функции управления – это однородные по содержанию и направленности целее виды управленческой деятельности. Функции бывают общие и специфические. К общим функциям относят: планирование ( управленческая деятельность, отражаемая в планах), организация (это процесс создания и формирования структуры предприятия, распределение функций между подразделениями и установление ответственности), регулирование (управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние), контроль (управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в текущие моменты времени), учет (управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с начального до конкретного моментов времени).
Специфические
функции. Организаторы производства при
классификации функций управлен
Стиль руководства - это способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей, это совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности. Характеристика основных стилей руководства: 1) авторитарный стиль, характеризующийся концентрацией власти в руках руководителя. Он принимает решения, не советуясь с подчиненными. Стимулирует людей угрозами и наказаниями. 2) демократический стиль – руководитель позволяет работникам принимать участие в управлении, он не вмешивается в работу, а только контролирует работу на стадии заключения. Он создает ситуацию, в которой люди сами себя мотивируют, так как считает, что работа является вознаграждением. 3) либеральный – не вмешивается в работу подчиненных, которым предоставлена полная свобода в принятии управленческих решений и в контроле за своей деятельностью. Он является только посредником между высшим руководством и подчиненными.
Выделяют 5 стилей руководства по соотношению в них проблем человека и проблем производства: 1) невмешательство (низкий уровень заботы руководителя о результатах работы организации), 2) теплая компания – высокий уровень заботы о людях, результат работы отодвигается на воторой план, 3) производство – внимание и влияние руководителя сосредоточены только на производстве, человеческий фактор на втором плане, 4) золотая середина – сочетание интересов коллектива и целей организации, 5) команда – руководитель эффективного сочетания.
Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Он одновременно и представитель высшего звена управления в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Выделяют 2 основных вида руководителей: линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов. Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений – главная функция руководителя
Функции руководителя: - выработка общего плана действий всей организации; - координация всех подразделений управления; - воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей, - подбор кадров на различные участки управления. Существует особая этика и имидж руководителя (выбор модели поведения). Для правильного выбора имиджа необходимо учитывать соответствие поведения личности законодательству, правовым и этическим нормам, конкретную ситуацию, цели личности, нравственные критерии личности, психологические характеристики. Имидж – это правильный выбор модели поведения. Имиджирование – это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления Специалисты по имиджированию выделяют 3 составляющие имиджа руководителя:
- личное обаяние;
оно всегда способствует
- нравственные характеристики: коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречивость.
- технику самопрезентации – умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения, опыт.
Лидерство – способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти.
Лидер – это авторитетный член коллектива, обладающий высоким эффектом убеждения и внушения. Бывают формальные (формальные группы – группы, которые создаются официально на основе законодательства, инструкций, положений, в них четко регламентируются структура, иерархия, полномочия, ответственность) и неформальные лидеры. Формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
Неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Неформальный лидер – это тот, кто обладает природными лидерскими данными и несет на себе черты, ожидаемые в группе. Неформальные группы – группы, в которых межличностные и межгрупповые связи и взаимодействия не закреплены в документах. Неформальные лидеры бывают деловыми и эмоциональными. Деловой лидер – это рядовой работник, пользующийся признанием в коллективе за профессиональные знания, опыт и мастерство. Эмоциональный лидер – это работник, вызывающий чувство симпатии и располагающий людей к доверительности. Неформальные лидеры бывают позитивные и негативные. Позитивные сплошают коллектив. Негативные – обостряют отношения, вызывают конфликты. Причины появления лидера: слабая позиция официального руководителя, плохое состояние оборудования и недостатки в организации труда, плохая система стимулирования персонала.
Управленческое
решение – это выбор альтернати
Процесс принятия
решений (ППР) – циклическая
Этапы ППР:
Организация
– это процесс создания
Норма управляемости – определенное количество подчиненных руководителю работников. Нома управляемости в различных источниках от 2-7 чел. до 7 – 10 чел.
Структура управления - это совокупность уровней управления и конкретных подразделений, связанных между собой конкретными управленческими отношениями.
Принципы построения организационных структур управления: 1.Развитие демократических основ. В соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.
2.Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.
3.Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и подчиненных ему работников. 4.Принцип соответствия субъекта и объекта управления. Структура управления должна формироваться исходя из особенностей объектов управления.
5.Принцип адаптации, выдвигает к проектируемой структуре требования гибкости, способности быстро реагировать на изменение внутренних и внешних экономических условий. 6.Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести, т.о., чтобы обеспечить технологическое разделение труда.
7.Принцип централизации, означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединить управление работы с повторяющимся характером операций.
8.Принцип
профессиональной регламентации
9.Принцип правовой регламентации. Обеспечение соблюдения всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.
Это стратегия на уровне отдельных подразделений фирмы. Функциональная стратегия д/б полностью определена деловой стратегией всей фирмы и идти в одном русле с ней. Это ориентация того или иного подразделенияв соотвествии с его деятельностью. Если меняется функциональная стратегия, то необходимо подвергнуть ревизии все то, что делается на уровне отделов. В функциональной стратегии важны следующие моменты: определение конкретного содержания данной функции; четкое усвоение целей и задач деловой стратегии всеми сотрудниками данного отдела; представление каждым работником своего места в отделе и своего отдела в фирме, знание роли данного отдела, чем будет заниматься, какой будет вносить вклад в дело всей фирмы; четкое разграничение функций всех подразделений фирмы; координация функций и объединение усилий отделов.