Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка
1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг
Каждый показатель приведенной системы оценок имеет количественное выражение либо в статистической форме, либо в виде результатов социологических опросов. Анализ этих показателей позволяет выявить главные направления развития качества трудовой жизни.
К показателям, характеризующим качество трудовой жизни в организации, можно отнести:
1. Общеэкономические показатели:
- объем производства;
- производительность труда;
-
эффективность труда и оценки
реальных перспектив
- численность;
- показатели балансовой прибыли и использование ее (на потребление и накопление);
- себестоимость продукции;
- использование основных фондов.
2. Показатели, характеризующие количество занятых, степень использовании рабочего времени, движение и подготовку кадров:
-
изменение численности по
- текучесть кадров, увольнение за нарушение трудовой дисциплины и в связи с сокращением персонала;
- масштабы, характер и направление движения скрытой безработицы;
-
соотношение занятых и
-
масштабы подготовки и
3.
Показатели, характеризующие условия
и охрану труда, льготы и компенсации
за работу в неблагоприятных
условиях: численность работников
организации, занятых на работах,
не отвечающих санитарно-
- численность работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности;
- коэффициент частоты и тяжести производственного травматизма;
- число работников, страдающих профессиональными заболеваниями;
-
уровень и динамика общей
-
материальные затраты в связи
с несчастными случаями (в том
числе выплаты по листку
-
финансовые расходы на
-
объем и размеры льгот и
компенсаций за работу в
-
фиксация факта заключения
4. Показатели, характеризующие фонд потребления и фонд оплаты труда:
- удельный вес тарифа в общем фонде заработной платы;
-
среднемесячная заработная
-
показатели дифференциации
5.
Социальная поддержка
-
распределение средств по
-
размеры основных
Исследования качества трудовой жизни, проведенные на различных уровнях управления экономикой страны, подтверждают необходимость действий по трем наиболее важным в современных условиях направлениям повышения КТЖ:
-
обеспечение полной занятости
как основы для повышения КТЖ,
создания условий для
-
совершенствование оплаты
-
сохранение здоровья и
На основе развития концепции КТЖ могут быть сформулированы основополагающие условия, обеспечивающие более полную реализацию трудового потенциала, без которых невозможно поддержание высокого и стабильного уровня производства и обеспечение нужного качества продукции.
Опыт экономически развитых стран, осуществляющих реализацию концепций КТЖ, свидетельствует о необходимости значительных расходов на поддержание и повышение качества трудовой жизни.
Таким образом, учитывая, что трудовые ресурсы относятся к социально-экономической категории, и на основании всего вышеизложенного, являющегося ярким тому подтверждением, можно сделать вывод, повышение качества трудовой жизни способно повлечь за собой изменения, как в экономической, так и в социальной сферах деятельности общества.
95. Прожиточный минимум как основа определения минимальных социальных гарантий: понятие, составляющие. Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в РФ»
Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. ПМ - одно из центральных понятий системы минимальных гарантий, предоставляемых государством населению. В структуре ПМ отражены расходы на питание; расходы на непродовольственные товары; расходы на услуги; налоги; другие обязательные платежи. ПМкак инструмент социальной политики используется в качестве базы для адресной социальной политики; в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения; для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения; для обоснования размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии по старости. Время, которое потребуется для повышения минимального размера оплаты труда до величины ПМ, зависит также от способности работодателей сочетать повышение уровня минимального размера оплаты труда с сохранением или увеличением достигнутого уровня занятости.
Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;ПМ – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;основные социально-демографические группы населения – трудоспособное население, пенсионеры, дети;среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) –совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
Статья 2. Назначение прожиточного минимума
1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;формирования федерального бюджета.
2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее установления
1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации….
Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации
1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины ПМ, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона с 1 января 1998 года.
Президент РФ Б. Ельцин.Москва, Кремль. 24 октября 1997 года, № 134-ФЗ.
Величина ПМ в целом по РФ за IV квартал 2012 г. на душу населения 6705 руб, для трудоспособного населения - 7263 руб, пенсионеров - 5281 руб, детей - 6432 руб. (ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 марта 2013 г. N 227)ВеличинаПМ в Республике Башкортостан в среднем за месяц IV квартала 2012 года в расчете на душу населения 5755 рублей, для трудоспособного населения - 6151 рубль, пенсионеров - 4699 рублей, детей - 5633 рубля. (Пост-е прав-ва РБ от 27 февраля 2013 года №62)
96. Экономический механизм социальной защиты трудоспособного населения.
Социальная
защита трудоспособного
Государство
осуществляет программы подготовки, профессионального
обучения и переквалификации работников,
а также гарантирует выплату пособий по
безработице и по переквалификации. Государство
предоставляет гражданам, потерявшим
работу, высвобождаемым с предприятий,
из организаций и учреждений, а также гражданам,
впервые ищущим работу или желающим возобновить
трудовую деятельность после длительного
перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии
в период профессиональной подготовки,
переподготовки или повышения квалификации;
выплачивает пособия по безработице; создает
возможности для участия в оплачиваемых
общественных работах; осуществляет компенсацию
затрат в связи с добровольным переездом
в другую местность по предложению службы
занятости. Реализовать право на получение
пособия по безработице или компенсации
может каждый гражданин, достигший 16-летнего
возраста и имеющий статус безработного.
Это право утрачивается по достижении
гражданином пенсионного возраста.Наряду
с охраной труда важной составной частью
социальной политики государства является
охрана здоровья граждан.(направленны
на сохранение и укрепление физического
и психического здоровья каждого человека,
поддержание его долголетней активной
жизни, предоставление ему медицинской
помощи в случае утраты здоровья.)
Таким образом,
можно сделать вывод, что социальная защита
трудоспособного населения должна предусматривать
механизмы, обеспечивающие гражданам
РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:
1.эффективной занятости человека;
2.предоставлению,
в соответствии с
3.выплате
и получению заработной платы
и всех видов социальных
4.охране здоровья работающих и профилактике
неблагоприятных условий их труда;
5.оказанию
и получению материальной и
иной помощи лицам, попавшим в
кризисные материальные и
6.реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;
7.равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту)
97. Статистическая и информационная база анализа трудовых и производственных показателей предприятия.
Значения статистических показателей устанавливаются на основе бухгалтерской отчетности предприятий, организаций, сбора и обработки статистической информации, выборочных опросов, наблюдений.
Нормативными принято называть показатели, устанавливаемые обычно органами управления или сложившиеся в практике хозяйствования и выражающие нормы затрат ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда, денег) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления). Показатели в виде норм и нормативов (универсальных норм) отражают также принятые, заданные соотношения, пропорции, такие, например, как норма накопления, сбережений, прибыли, оплаты труда, налогообложения.
В экономике находят применение также научно-технические показатели, характеризующие достижения науки, техники, технологии.
В зависимости от областей, сфер экономики, типа экономических процессов, характеризуемых теми или иными экономическими показателями, принято выделять такие группы, виды, как показатели потребностей, ресурсного обеспечения, производства, распределения, обмена, потребления, затрат, эффективности, запасов, устойчивости, надежности, риска, цен, спроса, предложения, доходов, расходов, уровня жизни, и многие другие;