Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению персоналом"
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Характеристика
предприятия предполагает определение
его основных признаков, делающих его
самостоятельным субъектом
организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;
производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;
наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;
имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;
оперативно-хозяйственная
и экономическая
В соответствии с
Гражданским кодексом РФ главной
целью коммерческого
Любое предприятие
находится и функционирует в
определенной среде, и каждое его
действие возможно только в том случае,
если среда допускает его. Предприятие
находится в состоянии
Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).
К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).
В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.
Внутренняя среда
предприятия определяет технические
и организационные условия
Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.
Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:
информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;
анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.
Основными элементами внутренней среды предприятия являются:
производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;
персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;
маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
финансы – своего
рода зеркало, в котором отражается
вся производственно-
культура и имидж
предприятия –
31 Понятие и структура государственного бюджета и налогов;
расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления. Проект
бюджета ежегодно обсуждается и
принимается законодательным
Государственный бюджет
всегда представляет собой компромисс
между основными социально-
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Совокупность взимаемых
в государстве налогов, сборов, пошлин
и других обязательных платежей (далее
— налоги), а также форм и методов
их построения образует налоговую систему.
Объектами налогообложения
Виды и группы налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид —
налога на товары и услуги: налог
с продаж, который в большинстве
развитых стран в настоящее время
заменен налогом на добавленную
стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо
включаемые в цену товара или услуги);
налог на наследство, на сделки с
недвижимостью и ценными
Термин “социально-трудовые
отношения” (в отличие от термина
“трудовые отношения”) вошел в
отечественную научную
Обзор опыта социального
управления имеет смысл начать с
США — государства, занимающего
лидирующие позиции в современном
мире. Правление
социальным развитием в компаниях США
имеет свой опыт и свои традиции. США занимали
первое место среди других стран в области
внедрения средств
механизации и автоматизации производства,
совершенствования технологий. До 70-х
гг. ежегодно производительность труда
в США устойчиво возрастала i
среднем на 3%. Но затем обозначилось отставание
— прежде всего от Японии. Среди причин,
приведших к этому, не последнее место
занимали
социальные факторы: ослабление прежних
мотивов к труду, распространение алкоголизма
и наркомании, нарастание забастовочного
движения и иных
форм социального протеста, неудовлетворенность
людей содержанием и условиями труда.
Так, входе социологических
исследований на предприятиях известной
корпорации «Дженерал моторе»® о своей
неудовлетворенности заявили 76%
рабочих и 57% служащих.
Американские деловые
круги адекватно среагировали на
вызов времени. Были приняты различные
меры, в том числе и по восстановлению
авторитета
протестантской трудовой этики. Но наибольшее
влияние имело распространение с середины
70-х гг. концепции качества трудовой жизни
(КТЖ) О, суть
которой — прямая связь, с одной стороны,
между уровнем производительности труда
и, с другой стороны, степенью самореализации
человека в
профессиональной деятельности и удовлетворением
его личных потребностей на данном предприятии.
Смысл КТЖ — совершенствование
трудовой мотивации, обеспечение разнообразия
и обогащение содержания труда, полное
использование
Система КТЖ включает в себя комплекс ценностных ориентиров:
• самоактуализацию в профессиональной деятельности — организация создает условия, открывающие возможность работнику использовать и развить свои способности;
• перспективу роста
— поддержание у работника уверенности
в благоприятной для него трудовой деятельности,
перспективе профессионального
роста и служебного продвижения;
• вознаграждение за
работу — соответствует принятым в стране
стандартам достатка, дифференцированная
оплата с учетом сложности и
значимости различных видов работы;
• безопасность — обеспечение безопасных и здоровых условий труда;
• социальную защищенность
— работник должен быть уверен «в завтрашнем
дне», т.е. в том, что его жизненный уровень
не снизится, он не
потеряет работу, не утратит своих законных
прав, будет защищен от произвола администрации
и вмешательства в частную жизнь;
• морально-психологическую
атмосферу — благоприятна дпя установления
нормальных межличностных отношений на
основе взаимопонимания и
доверия, для расширения производственной
демократии и социального партнерства;
• общественную значимость
организации — источник гордости работника,
его уверенности в том, что его работа,
выполняемая наилучшим образом,
полезна и нужна обществу;
• оптимальность труда — труд не является препятствием для досуга и отдыха, личностного роста и семейных отношений работника.
Впервые детальная
программа повышения КТЖ была
разработана и внедрена в корпорации
«Дженерал моторе»®. В настоящее время
КТЖ является
социальным приоритетом в системе стратегического
планирования как отдельных предприятий,
так и различных гражданских сообществ,
муниципальной
и государственной власти.
Немаловажную роль
КТЖ сыграла в преодолении
кризиса индустриализма. К 80-м гг.
в США стабилизировалась
свои позиции в конкурентной борьбе на
мировом рынке. Важную роль при этом сыграло
понимание специалистами в области управления
решающего
значения социальной деятельности организаций
в научно-техническом и социально-экономическом
прогрессе.
Важнейшими инструментами социальной деятельности, влияющими на успех компаний, являются:
• вовлечение персонала в управление (как один из способов усиления их сопричастности к делам фирмы);
• соглашения об участии в прибылях (такие соглашения заключены примерно с 20% рабочих и служащих).