Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению персоналом"

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 162.39 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие предприятия, его внешний и внутренней среды;

Предприятие – это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика  предприятия предполагает определение  его основных признаков, делающих его  самостоятельным субъектом рыночных отношений:

организационное единство подразумевает наличие на предприятии  определенным образом организованного  коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;

производственно-техническое  единство заключается в том, что  предприятие объединяет экономические  ресурсы для производства товаров  и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

наличие обособленного  имущества, которое предприятие  самостоятельно использует в определенных целях;

имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность  своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;

оперативно-хозяйственная  и экономическая самостоятельность  выражается в том, что предприятие  само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль  и несет убытки.

В соответствии с  Гражданским кодексом РФ главной  целью коммерческого предприятия  является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.

Любое предприятие  находится и функционирует в  определенной среде, и каждое его  действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и  поддержания производственного  потенциала. Факторы внешней среды  являются неконтролируемыми со стороны  предприятия и его служб. Под  влиянием событий, происходящих вне  предприятия, во внешней среде, руководителям  приходится изменять внутреннюю организационную  структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия  – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают  существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся  на две группы: факторы прямого  воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого  воздействия относят факторы, которые  оказывают непосредственное влияние  на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным  обществом).

В условиях переходной экономики России именно от государства  в значительной мере зависит эффективность  деятельности предприятий, прежде всего  создание цивилизованного рынка  и правил игры на этом рынке.

Внутренняя среда  предприятия определяет технические  и организационные условия работы предприятия и является результатом  управленческих решений. Целью анализа  внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы  воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые  могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда  организаций включает следующие  основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную  структуру.

Значение анализа  внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

информация о  внутренней среде необходима для  того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который  предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить  цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

производство (в  зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень  его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей  силы, интересы и потребности работников;

организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего  руководства, престиж и имидж  предприятия;

маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием  производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и  сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная  деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить  источники проблем на качественном и количественном уровне;

культура и имидж  предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

31 Понятие  и структура государственного  бюджета и налогов;

расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и  принимается законодательным органом  — парламентом страны, региона  или муниципальным собранием. В  течение и по завершении финансового  года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению  расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением  называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения  доходов и собственности, между  центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных  заказов.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее  — налоги), а также форм и методов  их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными  бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная  стоимость произведенных товаров  и услуг и другие объекты, установленные  законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Виды и группы налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с  физических лиц; налог на прибыль  предприятий (корпораций, фирм); налог  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том  числе налоги на собственность, включая  землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица, их называют прямыми  налогами.

Второй вид —  налога на товары и услуги: налог  с продаж, который в большинстве  развитых стран в настоящее время  заменен налогом на добавленную  стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо  включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с  недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся  на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая —  на косвенные.

  1. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем;

Термин “социально-трудовые отношения” (в отличие от термина  “трудовые отношения”) вошел в  отечественную научную литературу сравнительно недавно, в начале 1980-х  годов. Его смысловая нагрузка –  подчеркнуть, что преобразовательная деятельность всегда осуществляется в  определенной социальной (общественной) форме и это выдвигает на первый план проблему социального положения (положения в обществе) субъектов  этой деятельности, а не проблему рационального  использования людей как трудовых ресурсов, как факторов производства.

Обзор опыта социального  управления имеет смысл начать с  США — государства, занимающего  лидирующие позиции в современном  мире. Правление 
социальным развитием в компаниях США имеет свой опыт и свои традиции. США занимали первое место среди других стран в области внедрения средств 
механизации и автоматизации производства, совершенствования технологий. До 70-х гг. ежегодно производительность труда в США устойчиво возрастала i 
среднем на 3%. Но затем обозначилось отставание — прежде всего от Японии. Среди причин, приведших к этому, не последнее место занимали 
социальные факторы: ослабление прежних мотивов к труду, распространение алкоголизма и наркомании, нарастание забастовочного движения и иных 
форм социального протеста, неудовлетворенность людей содержанием и условиями труда.

Так, входе социологических  исследований на предприятиях известной  корпорации «Дженерал моторе»® о своей неудовлетворенности заявили 76% 
рабочих и 57% служащих.

Американские деловые  круги адекватно среагировали на вызов времени. Были приняты различные  меры, в том числе и по восстановлению авторитета 
протестантской трудовой этики. Но наибольшее влияние имело распространение с середины 70-х гг. концепции качества трудовой жизни (КТЖ) О, суть 
которой — прямая связь, с одной стороны, между уровнем производительности труда и, с другой стороны, степенью самореализации человека в 
профессиональной деятельности и удовлетворением его личных потребностей на данном предприятии.

Смысл КТЖ — совершенствование  трудовой мотивации, обеспечение разнообразия и обогащение содержания труда, полное использование интеллектуального, творческого и нравственного  потенциала работников.

Система КТЖ включает в себя комплекс ценностных ориентиров:

• самоактуализацию в профессиональной деятельности — организация создает условия, открывающие возможность работнику использовать и развить свои способности;

• перспективу роста — поддержание у работника уверенности в благоприятной для него трудовой деятельности, перспективе профессионального 
роста и служебного продвижения;

• вознаграждение за работу — соответствует принятым в стране стандартам достатка, дифференцированная оплата с учетом сложности и 
значимости различных видов работы;

• безопасность — обеспечение безопасных и здоровых условий труда;

• социальную защищенность — работник должен быть уверен «в завтрашнем дне», т.е. в том, что его жизненный уровень не снизится, он не 
потеряет работу, не утратит своих законных прав, будет защищен от произвола администрации и вмешательства в частную жизнь;

• морально-психологическую атмосферу — благоприятна дпя установления нормальных межличностных отношений на основе взаимопонимания и 
доверия, для расширения производственной демократии и социального партнерства;

• общественную значимость организации — источник гордости работника, его уверенности в том, что его работа, выполняемая наилучшим образом, 
полезна и нужна обществу;

• оптимальность труда — труд не является препятствием для досуга и отдыха, личностного роста и семейных отношений работника.

Впервые детальная  программа повышения КТЖ была разработана и внедрена в корпорации «Дженерал моторе»®. В настоящее время КТЖ является 
социальным приоритетом в системе стратегического планирования как отдельных предприятий, так и различных гражданских сообществ, муниципальной 
и государственной власти.

Немаловажную роль КТЖ сыграла в преодолении  кризиса индустриализма. К 80-м гг. в США стабилизировалась производительность труда, страна усилила 
свои позиции в конкурентной борьбе на мировом рынке. Важную роль при этом сыграло понимание специалистами в области управления решающего 
значения социальной деятельности организаций в научно-техническом и социально-экономическом прогрессе.

Важнейшими инструментами  социальной деятельности, влияющими  на успех компаний, являются:

• вовлечение персонала в управление (как один из способов усиления их сопричастности к делам фирмы);

• соглашения об участии в прибылях (такие соглашения заключены примерно с 20% рабочих и служащих).

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"