Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению персоналом"

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 162.39 Кб (Скачать файл)

Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает  не только количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса.

Завершить рассмотрение рынка несовершенной конкуренции  необходимо анализом олигополии. Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней  мере, некоторые из них имеют большие  размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем, выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие  на рынке. Степень преобладания на рынке  одной или нескольких больших  фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации - простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путём возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов: Н=р + р + ... р

Следует обратить внимание, что олигополистическое поведение  на рынке подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию доминирующей фирмы.

Соглашение предполагает согласование между несколькими  фирмами о разделе рынка и  ценах. Выделяют открытое соглашение и  тайное или молчаливое соглашение. Если соглашение является открытым и  оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его цель - максимизировать  прибыль путём фиксации цен и  ограничения объёмов выпуска  продукции. Но поскольку открытое соглашение в настоящее время является незаконным в большинстве стран (согласно антитрестовским  законам), то олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без соглашения.

  1. Особенности ценообразования в условиях структур рынка несовершенной конкуренции;

Рыночный механизм ценообразования

Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако, как  нам уже известно, существует множество  видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования  понимается множество механизмов. В  то же время среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы. Рыночный механизм ценообразования обладает также той особенностью, что действие его «пружин и винтиков» скрыто от глаз, в особенности от невооруженного взгляда. Недаром Адам Смит называл  его «невидимой рукой». Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного  торга между покупателем и  продавцом мы видим и слышим только реакцию продавцов и покупателей  на предложения каждой стороны, участвующей  в торге. О скрытых побудительных  мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.

Истина рождается  в споре, в сопоставлении разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разные интересы, прийти к согласию. Продавец, представляющий интересы производителя товаров  и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.

В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь  место только в условиях, когда  цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном  рынке. Такая цена получила название рыночной, а в случае, когда она  зафиксирована в договоре, – договорной.

Обрисуем несколько  детальней механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается  рынок, в условиях которого действует  закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место  на свободном конкурентном рынке.

Изобразим путем  совмещения на одном графике кривые спроса D и предложения S на определенный товар; при этом будем иметь в  виду рыночный спрос и рыночное предложение, то есть спрос и предложение всех участников рынка на данный товар.

Схема формирования равновесной рыночной цены

 

Покажем, что на рынке автоматически устанавливается  равновесная цена P0, при которой  величина спроса Qd0 равна величине предложения Qs0, то есть Qd0=Qs0=Q0. это значение цены соответствует точке E0 пересечения  кривых спроса и предложения, называемой точкой равновесия.

Действительно, если покупатели пожелают купить товар по цене P1, которая ниже равновесной, то величина спроса Qd1 окажется большей, чем  величина предложения Qs1, возникает  дефицит товара, измеряемый разностью Qd1 – Qs1, и цена вследствие этого будет  возрастать до тех пор, пока предложение  не уравняется со спросом.

Если же продавцы пожелают продавать товар по цене P2, которая выше равновесной, то величина предложения Qs2 окажется выше величины спроса Qd2, образуется избыток товара, равный (Qs2 – Qd2), и вследствие этого  цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

Таким образом, на конкурентном рынке в условиях, когда спрос  на товар и предложение товара зависят только от цены, устанавливается  равновесная рыночная цена, соответствующая  выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

Ценообразование на рынке несовершенной  конкуренции

Для современной  рыночной экономики характерна несовершенная (ограниченная) конкуренция – конкуренция  в условиях, когда фирмы имеют  возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Она выступает обычно в трех основных видах.

– Чистая монополия;

– Монополистическая  конкуренция;

– Олигополия.

Чистая монополия. Абсолютная, или чистая, монополия  существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это конкуренция потребителей (электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные перевозки…).

Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной  фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или  единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы;

Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что  продукт монополии уникален в  том смысле, что не существует хороших  или близких заменителей. С точки  зрения покупателя, это означает, что  нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста  или обходиться без него.

То, что не существует близких заменителей монополизированного  продукта, имеет важное значение для  рекламы. В зависимости от типа предполагаемого  продукта или услуги монополист может  заниматься или не заниматься широкой  рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий  предметы роскоши, такие, как бриллианты. Муниципальные коммунальные службы, тоже не видят смысла в больших расходах на рекламу, так как местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электрической энергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.

Если чистые монополисты  ряда предприятий общественного  пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью  ради престижа, а не высоко-конкурентный, какой является реклама, скажем, сигарет, моющих средств или пива. Поскольку  у чистой монополии нет прямых конкурентов, монополистам не нужно  обращаться к рекламе типа «наш товар  лучше, чем у других».

«Диктующий цену». Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это  так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким  контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И  причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий  объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, если это выгодно, или сократить  объем производства.

Заблокированное вступление. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов. Причина такому отсутствию конкуренции есть. Это экономические, технические, юридические и другие, определенные препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано.

Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция  – представляет собой рыночную структуру  с элементами совершенной конкуренции  и чистой монополии. Она характеризуется  следующими чертами: дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от других фирм; обладание некоторой  доли монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта; устойчивость клиентуры. Если цена продукта повышается, фирма не теряет всех своих покупателей; игнорирование  соперников, независимо действующих  на рынке; отсутствие серьезных преград  для вхождения в отрасль.

Таким образом, в  условиях монополистической конкуренции  экономическое соперничество сосредотачивается  не только на цене, но и на неценовых  факторах. Вход на рынок монополистической  конкуренции достаточно свободен и  определяется, главным образом, размерами  капитала. Однако по сравнению со свободной  конкуренцией он не настолько легок  и может ограничиваться патентами  фирм на свою продукцию, авторскими правами  на торговые знаки и др. Основная сфера деятельности этого вида монополий  – конкурентная розничная торговля.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую  рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической  и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции  не требуется присутствия сотен  или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или  больше, но не тысячи.

Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме  того, наличие сравнительно большого числа мелких фирм гарантирует, что  тайный сговор, согласованные их действия, с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности малых фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней  фирм. И это весьма приемлемый способ действия фирмы в условиях рынка, на котором ее конкуренты очень многочисленны. В конце концов увеличение продажи  на 10 или 15% которое фирма «Х» может  осуществить путем уменьшения цены, распространится столь слабо  на ее 20, 40 или 60 конкурентов, что влияние  на их продажи будет практически  незаметным. Реакцию конкурентов  можно не учитывать, потому что влияние  действий одной фирмы на каждого  из ее многочисленных соперников настолько  мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия отдельной той или иной фирмы.

Олигополия. Олигополия – имеет место на рынке с  господством немногих фирм, оказывающих  существенное влияние на цены, по которым  продается товар множеству покупателей. Фирмы находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. На олигополистическом рынке проникновение в отрасль ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, так и контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Примером такого вида конкуренции являются фирмы, занимающиеся производством сигарет, пива и поставкой их практически во все регионы страны.

Выдающаяся черта  олигополии – «немногочисленность». Когда относительно малое число  фирм господствует на рынках товаров  или услуг, отрасль является олигополистической. Но что имеется ввиду под «немногочисленностью»? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в  диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической  конкуренцией – с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденции господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка», «Большая восьмерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

Есть две взаимосвязанные  черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической  конкуренции и в некоторых  случаях чистой монополии. С другой стороны, олигополистические фирмы  изменяют свои цены все вместе, одновременно. Олигополистическое ценовое поведение  предполагает наличие стимулов к  согласованным действием, или тайному  сговору, при назначении и изменении  цен.

  1. Конкуренция: понятие, виды, инструменты, результаты, конкурентоспособность;

Конкуренция (от латинского concurrentia - столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Механизм конкуренции является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"