Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению персоналом"
Крупные фирмы выделяют
средства на благотворительные цели
— на развитие местных служб здравоохранения,
устройство зон отдыха, развлекательных
и просветительских учреждений, поддержание
центров обучения, подготовки и переподготовки
кадров. Данная деятельность выгодна компаниям:
во-первых, направляемые на благотворительность
средства снижают налогооблагаемую базу
предприятия, во-вторых, зта деятельность
положительно
влияет на уровень квалификации, здоровье
и настроение сотрудников, что обусловливает
успешную работу самой фирмы.
В целом США тратят
на здравоохранение, образование, науку
и социальное обеспечение 20% своего
ВВП. По уровню и качеству жизни в
рейтингах ООН
США неизменно выходят на первые места
среди других развитых стран. Так, по рейтингу
2000 г. США оказались третьими, уступив
только Канаде и
Норвегии. В структуре денежных доходов
среднего американца почти 65% занимает
заработная плата, 12% —различные социальные
выплаты
(трансферты), 23% — поступления от вкладов
в банки, облигаций и дивидендов по акциям.
Принцип «социальной солидарности» Швеции
Ярким примером социальной
деятельности государства и предпринимателей
является Швеция, основу социальной политики
которой составляет принцип
«социальной солидарности»: «сильный
помогает слабому». Взимание налогов производится
по прогрессивной шкале и составляет в
среднем около 1/3
зарплаты, а у высокооплачиваемых категорий
работников — 40%. Государство и общественные
фонды обеспечивают фактически бесплатное
здравоохранение и образование.
Самая низкая заработная
плата в стране — 9—10 тыс. крон, самая
высокая — 40—50 тыс. крон, т.е. соотношение
1:5.
Социальное партнерство в Западной Европе
Практика Германии,
Швеции и других европейских стран
показывает, что социальная ориентированность
экономики требует дополнения системой
мероприятий, обеспечивающих партнерское
сотрудничество наемных работников, представляемых
обычно профсоюзами, с работодателями,
объединенными, как правило, в ассоциации
предпринимателей. Такое партнерство
осуществляется постоянно, на двусторонней
основе, преимущественно
в форме коллективных переговоров на уровне
отдельных предприятий (Фирм) и отраслей
экономики, заключения коллективных договоров
и соглашений,
регулирующих социально-трудовые отношения.
Специфическим видом
социального партнерства
работодателям — присоединяются и представители
государства, органов исполнительной
власти и местного самоуправления. Это
сотрудничество может
осуществляться как регулярно, так и нерегулярно
— лишь в случаях обострения социальной
ситуации в отрасли, регионе или стране
в целом. По такому
принципу действовали в свое время, вплоть
до 70-х гг., Национальный совет экономического
развития в Великобритании, Социальный
и экономический
совет во Франции, Паритетная комиссия
в Австрии и т.д.
Со временем социальное
партнерство претерпело изменения,
а в 70—80-х гг. проявился его
кризис при рассмотрении и решении
социально-трудовых
проблем. Однако после острых дискуссий
и забастовок начал утверждаться «новый
консенсус», подверглись пересмотру формы
сотрудничества, в
частности трипартизм. Это выразилось
в ослаблении роли общенациональных и
отраслевых соглашений, перемещении центра
тяжести коллективных
договоренностей на уровень предприятий,
в трудовых отношениях возросло значение
индивидуального контракта.
Особой формой социального
партнерства является социальный аудит,
суть которого сводится к диагностике
причин возникновения социальных проблем,
ревизии условий социальной среды предприятия
с целью выявления факторов социальных
рисков и разработки предпожений по снижению
их
воздействия.
Для выработки знаний,
пригодных для социально-
Социальная (социально-экономическая)
проблема – это осознанное расхождение
(противоречие) между фактическим социально-экономическим
положением социальной группы, социальной
общности и тенденциями (перспективами)
его изменения, с одной стороны, и конкретно-историческими
интересами данной группы, общности, с
другой. Иначе говоря: социальная проблема
– специфическое восприятие данной структурной
частью общества реального (объективного)
противоречия. Проблемная структура социально-трудовых
отношений есть структура противоречивости
интересов в сфере труда.
Узловые (ключевые, основные, ведущие,
решающие, приоритетные) социальные проблемы
– это те проблемы, которые охватывают
системообразующие взаимосвязи, коренные
потребности развития общественной системы.
Узловые проблемы находятся в пространстве
противоречия интересов основных, самых
влиятельных участников социальных взаимодействий.
В капиталистическом обществе каркасными
являются взаимоотношения капитала и
наёмного труда, а система общественных
институтов включает в себя государство
и негосударственные институты. Государству
принадлежит (должна принадлежать) координирующая
роль во всей системе институтов, демократическая
государственность – базовая форма цивилизованного
характера всей жизни капиталистического
общества.
Субъекты, взаимодействующие в общественной
системе, видят проблемы системы по-разному,
предлагают и пытаются применить разные
способы их решения, стремятся к разным
целям и хотели бы преобразовать саму
систему по-разному. Такие крупные субъекты
социально-трудовых отношений, как социальные
группы (классы и др.), государственные
и негосударственные структуры выдвигают
свои программы преобразования социально-трудовых
отношений на основе своих генеральных
решений (стратегий), выстраивают свои
приоритеты. Такой множественности стратегий,
систем приоритетов и программ действий
может и не быть или она может быть крайне
неразвитой из-за зачаточности (или отсутствия)
реальной многосубъектности общества,
его недемократичности. Именно такова
ситуация в современной России.
Основные революционные завоевания, касающиеся
социально-трудовых отношений в России,
– провозглашение и оформление законами
гражданских и социально-экономических
прав и свобод, начавшийся слом прежних
тоталитарных порядков. Однако реальная
востребованность своих прав и свобод
со стороны трудящихся крайне низка, а
государство не защищает попытки самостоятельных
действий трудящихся и не содействует
им. Разрушительные процессы в социально-трудовой
сфере России преобладали и преобладают,
пересиливая созидательные. Разрушительные
процессы проявились в деградации занятий
населения, в низком использовании трудового
потенциала страны, в падении трудовых
доходов и в разрыве их связи с реальным
эффективным вкладом, в неэффективной
и концептуально бесперспективной организации
рынка труда, в опасном разрастании теневого
рынка труда и вообще теневых социально-трудовых
процессов, в конфискационной политике
государства, в дистрофирующей, бесперспективной
модели социальной защиты. Вся система
социально-трудовых отношений в России
находится в системном кризисе – кризисе
нежизнеспособности, бесперспективности.
Стратегия и тактика нормализации положения
в социально-трудовой сфере и выхода на
траекторию благоприятных перспектив
должна строиться, исходя из необходимости
одновременного (а не последовательного)
решения двух типов задач: а) пресечь разрушительные
тенденции, ввести их в русло блокируемых
процессов, осложняющих созидательное
и здоровое развитие системы; б) создать
жизнеспособную систему социально-экономических,
в том числе социально-трудовых отношений,
способную обеспечивать прогрессивное
развитие на стабильной демократической
основе.
83Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем;
Научная организация труда в России
В России начало становления
научной организации труда (НОТ)
обычно связывают с именами известных
ученых — А.К. Гастева и ГШ. Керженцева
НА Витке и др. Они убедительно доказали,
что эффективность развития производства
обеспечивается не только путем улучшения
процесса
использования предметов и орудий труда,
но и такими факторами, как навыки, опыт,
подготовка, сноровка работника, культура
людей, их сознательное отношение к делу
и удовлетворенность работой, созданием
в трудовых коллективах благоприятной
социально-психологической атмосферы;
что практика
хозяйствования должна «считаться с человеком
как активным фактором, а не пассивным
элементом производственного процесса».
Еще в начале 20-х гг. российские специалисты по НОТ отметили ограниченность тейлоризма и фордизма. Решая задачу «учиться работать», они настаивали на том, что под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами.
Первый
опыт социального управления
в Советской России. Рабочий контроль
и социалистическое
Одним из первых массовых
опытов управления социальным развитием
организаций можно считать
планомерного регулирования народного
хозяйства во всех промышленных, торговых,
банковых, сельскохозяйственных, транспортных,
кооперативных, производительных товариществах
и пр. предприятиях, имеющих наемных рабочих
или же дающих работу на дом, вводится
рабочий контроль над
производством, куплей, продажей продуктов
и сырых материалов, хранением их, а также
над финансовой стороной предприятия».
Рабочий контроль реализовался через
фабрично-заводские комитеты, советы старост
и другие выборные учреждения, создаваемые
рабочими. Решения этих органов были
обязательными для владельцев предприятий,
которые вместе с представителями рабочих
должны были нести ответственность перед
государством за порядок, дисциплину и
охрану имущества. Предприятия, администрация
и собственники которых препятствовали
рабочему контролю, подлежали
национализации. Введение рабочего контроля,
изношенность технической базы и гражданская
война существенно способствовали дезорганизации
всей экономической
системы; наметился резкий спад производства,
произошло снижение производительности
труда и обнищание основной массы населения.
Советское правительство вынуждено было
принимать экстренные меры. Комплекс экономических
приоритетов был обнародован весной 1918
г. в статье В.И. Ленина «Очередные задачи
Советской власти»:
• рост производительности труда;
• развитие материальной базы индустриального производства;
• повышение образовательного и культурного уровня населения;
• укрепление трудовой дисциплины;
• улучшение организации труда.
В качестве одного
из инструментов повышения производительности
труда было предложено «экономическое
соревнование» (в дальнейшем получившее
название «социалистическое соревнование»),
которое основывалось на гласности, сравнимости
результатов и практического повторения
лучшего опыта,
поощрении тех, кто больше и результативнее
работает, наказании нарушителей дисциплины
и дезорганизаторов трудового процесса.
Признавалась
полезной инициатива профсоюзов по использованию
в новых условиях сдельной и премиальной
форм оплаты труда, введению на национализированных
предприятиях правил внутреннего распорядка
установлению норм выработки и учету производительности
труда.
Коммунистическая трудовая этика. Формы стимулирования труда. Принципы предоставления социальных благ
Идеология русского
коммунизма соответствовала переходу
к индустриальной эпохе. Но если протестантизм,
основываясь на индивидуализме и
педантизме западного человека, формулирует
принцип рационального принятия
решения отдельной личностью
с ориентацией на получение индивидуального
результата (каждый полагается только
на себя), то коммунизм исходит из
импульсивности и коллективизма. Эти
два момента мы находим в определении
В.И. Лениным сути коммунистического
труда: «Бесплатный труд на пользу общества,
труд, производимый не для отбытия
определенной повинности, не для получения
права на определенные продукты, не по
заранее установленным и узаконенным
нормам, а труд добровольный, труд вне
нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение,
без условия о вознаграждении, труд по
привычке трудиться на общую
пользу и по сознательному (перешедшему
в привычку) отношению к необходимости
труда на общую пользу, труд, как потребность
здорового организма». В.И.Ленин формулирует
идеальный нормативный инструмент хозяйственной
этики индустриального общества социалистического
типа, соответствующий
особенностям российского характера,
— это привычка, которую необходимо сформировать.
Коммунистическая
этика предполагает получение человеком
награды от самого процесса труда, который
является следствием привычки. Следовательно,
чтобы человек был счастлив, он
должен привычно участвовать в трудовом
процессе. Такой идеал, с использованием
привычки как инструментальной
нормы, в принципе не достижим (так как
человеку свойственно испытывать радость
не только от процесса, но и от результатов
труда). Но если привычку поддерживать
с помощью насильственного принуждения
(а не с помощью нравственных инструментов),
то стремление к идеалу «счастье в труде»
становится единственно возможным стремлением.
Поэтому существование коммунистической
инструментальной этики возможно только
при использовании функции принуждения.
Вместе с формированием новой этики возникают
соответствующие ей формы труда — коммунистические
субботники, трудовые коллективы ударного
труда.
Дадим определения разновидностям стимулирования.
Денежное стимулирование — стимулирование посредством выплаты премий, бонусов и т.п. или наложения штрафов, которое нацеливает работника на достижение определенного результата, имеющего заданные параметры.
Психологическое стимулирование — комплекс психологических мер, направленный на пробуждение энтузиазма к профессиональной деятельности.
Главная цель данного
стимулирования — заинтересовать работника
в самом процессе труда. Психологические
меры, используемые в данном случае,
могут включать в себя относительно
простые способы «тактичного
обращения» или «грубого эмоционального
давления», а могут быть основаны
на
сложных техник ах гипноза и нейро-лингвистического
программирования.
Административное стимулирование — комплексмер, направленных на содержательное или буквальное выполнение работником трудовых процедур.
Данные меры включают все инструменты власти: приказ, распоряжение, продвижение или понижение служебного статуса и т.п.
В годы становления
Советской власти (1917—1925 гг.) возникает
социалистическая модель индустриального
общества, а также социалистического
предприятия. Крайние вариации —
от «военного коммунизма» до «новой
экономической политики» —
стать фундаментом индустриальной революции.
Следующий период —1925—1961
гг. — был эпохой колоссального
взлета экономики СССР. У Черчилль
который считал это заслугой И. Сталина
отмечал, что Сталин — величайший
диктатор, принявший Россию с сохой
и оставивший ее с ядерной бомбой.
За короткий исторический период страна
сделала то, на что другим государствам
приходилось тратить столетия. Однако
СССР, раньше других стран получив результаты
индустриальной революции и ознаменовав
ее завершение полетом в космос ЮА Гагарина
не смог воспользоваться этими результатами.
Выложившись в коротком историческом
рывке, наш народ понес небывалые потери.
Индустриальное общество в России было
построено на трудовом энтузиазме миллионов
людей и на костях миллионов рабов сталинского
ГУЛАГа. В дальнейшем кризис завершения
индустриальной эпохи для России растянулся
на 30 лет (тогда как Запад его преодолел
фактически за десятилетие — в 70-е гг.).
Именно в этот
период были заложены основные принципы
социальной деятельности организаций
в России. Предоставление социальных
благ в СССР осуществлялось как в
виде распределения по труду в
зависимости от результатов работы,
так и через общественные фонды
потребления с учетом степени
нуждаемости отдельных групп населения.
Из этих фондов покрывались расходы на
образование, здравоохранение, выплату
пенсий, стипендий и пособий, иные социальные
цели. Средства на пополнение фондов распределялись
централизованно из бюджета государства,
в который предприятия отчисляли
всю прибыль.