Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению персоналом"

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 162.39 Кб (Скачать файл)

Конкуренцию как  важный экономический механизм можно  классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества (рисунок 2). 

Виды конкуренции

 
Совершенная конкуренция

 
Чистая монополия

 
Олигополия

 
Монополистический рынок

 
основные черты

 
Количество фирм на рынке

 
множество независимых фирм

 
одна крупная

 
несколько крупных фирм

 
достаточно много

 
Тип продукта

 
стандартизированный

 
уникальный

 
стандартизирован

 
диференцированный

 
Контроль над ценой

 
отсутствует

 
полный контроль

 
влияние ценового лидера

 
влияние ограничено

 
Вход в отрасль

 
относительно легкий

 
очень трудный

 
трудный

 
вход и выход возможен


Развитие конкуренции  – комплексная задача, за решение  которой несут ответственность  все органы государственной власти. 
До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.  
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик  продукта и сопутствующих его  продаже и потреблению услуг, которые отличают его от аналогичных  продуктов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Другими словами это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным.

Из каких же характеристик  продукта состоит конкурентоспособность  товара? Выделим его основные составляющие.

1. Важнейшая составляющая  непосредственно связана с товаром  и в значительной мере сводится  к его качеству. Многие исследования  показали, что конечное решение  о покупке на 30-35% связано с  его качественными характеристиками. Однако это далеко не всё.

2. Вторая составляющая  это всё то, что связано со  сбытом и сервисом товаров.  Часто потребитель согласится  на приобретение товара качеством  ниже, но с отлаженным и недорогим  сервисом (например авто-мототехника) и/или при отсутствии налаженного сбыта в его (покупателя) районе проживания вынужден будет приобретать товар более дорогой и/или худший, то есть. менее конкурентоспособный.

3. Это всё то, что может быть неприятно или  приятно потребителю как человеку, так называемый субъективный  фактор.

Конкурентоспособность в широком смысле не является показателем, уровень которого можно вычислить  для себя и конкурентов, это прежде всего философия работы в сложных  рыночных условиях. Она ориентирована  прежде всего на знание и понимание  нужд потребителя, тенденции их развития; знание и понимание состояния  и развития рынка; знание и понимание  поведения и возможностей конкурентов.

 Факторы определяющие конкурентоспособность

Все факторы определяющие конкурентоспособность можно разделить на 5 групп:

· Качество товаров  и услуг

· Цена товаров и  услуг

· Уровень квалификации персонала

· Технологический  уровень производства

· Доступность источников финансирования

· Насыщенность рынка, спрос и предложение

  1. Конкуренция: понятие, виды, инструменты, результаты, конкурентоспособность;

Термин «конкуренция»  происходит от латинского «сопсиге» (бежать к цели) и обозначает соперничество между людьми, хозяйственными субъектами в достижении одной цели на каком-либо поприще.

Конкуренция имеет  несколько характерных черт, в  том числе: 1) наличие нескольких соперников, 2) принадлежность к одной  и той же сфере деятельности, 3) совпадающие цели на рынке. Она носит  принудительный характер, так как  заставляет производителей под угрозой  вытеснения с рынка непрерывно зан иматься системой качества и улучшением своих товаров, а рынок — строго и объективно оценивает результаты их деятельности.

Виды конкуренции

С точки зрения маркетинга конкуренция бывает трех видов (или родов):

— функциональная предусматривает удовлетворение потребности разными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Типичным примером могут быть товары, удовлетворяющие потребность времяпрепровождения в дороге: книги, газеты, шахматы, домино, карты, плейеры и т.д. В здра

воохранении примером функциональной конкуренции могут быть разные способы лечения одного заболевания (например, с помощью оперативных методов, лекарственных средств, фитопрепаратов, физиотерапии, мануальной терапии и т.д.);

— видовая существует между товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-либо существенными параметрами потребительских свойств. Например, автомобили различных марок, лекарственные средства одной фармакотерапевтической группы, имеющие разную химическую структуру, медицинские инструменты одного наименования, изготовленные по разным технологиям и т.д.;

— предметная (межфирменная) возникает между идентичными товарами, выпускаемыми разными фирмами. Они отличаются качеством изготовления или могут быть даже одинакового качества. Преимущества имеет тот товар, который больше привлекает внимание потребителей. Такая конкуренция возникает, например, между лекарственными средствами-джене-риками, имеющими одну химическую структуру, но выпускаемыми разными фирмами.

Кроме того, выделяют следующие методы конкурентной борьбы.

1) Ценовая конкуренция — между однородными товарами, которые различаются ценой. Основным способом конкурентной борьбы является снижение цены на товары. Этот метод был характерен для ранних периодов развития рынка.

Ценовая конкуренция  в свою очередь может быть:

- прямая — фирмы широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемые товары;

— скрытая — товары с лучшими потребительскими свойствами продаются по такой же или незначительно более высокой цене, чем товары фирм-конкурентов.

Ценовая конкуренция  может осуществляться с помощью: скидок, демпинговых цен, купонов, взаимозачетов.

Демпинг - продажа  товаров на рынке по искусственно заниженным ценам, возможно даже ниже себестоимости. Используется для проникновения  на новые рынки, в том числе  зарубежные.

Купон — часть  ценной бумаги, которая отрезается от нее и дается вместо расписки для получения процентов, дивидендов, дает право на вещевую премию и  т.д.

2) Неценовая конкуренция — на первый план выдвигается более высокое, чем у конкурентов, качество товара. Товар совершенствуется

в области надежности, дизайна, комфорта, особое внимание уделяется  ценности потребления. Широко используются дополнительные услуги, реклама, презентации, создание благоприятного имиджа товара, производителя.

3) Незаконные методы  конкурентной борьбы — дискредитация  товаров конкурентов, выпуск товаров-имитаторов (фальсификатов), имеющих низкое  качество.

О недобросовестной конкуренции

В соответствии со статьей Парижской конвенции  по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции  считается всякое действие, противоречащее честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещена  дискредитация товаров, промышленной и торговой деятельности конкурентов; запрещены какие-либо действия, способные  ввести в заблуждение относительно способа изготовления, свойств, годности или качества товара. Например, маркировка товара чужим или схожим с ним товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара и т. п.

Наиболее важными  при изучении конкурентов являются следующие вопросы:

1. Основные факторы конкурентоспособности чужих товаров.

2. Деятельность конкурентов в области рекламы и стимулирования сбыта.

3. Практика в торговых марках.

4. Привлекательные стороны упаковки товаров.

5. Сбыт и его организация.

6. Используемые каналы товародвижения.

7. Организация гарантийного и послегарантийного сервиса.

В ходе анализа конкуренции  на определенном рынке каждый конкурент  рассматривается отдельно, а затем  составляется сводка, из которой можно  определить ключевые факторы успеха конкурентов, т.е. их стратегии. Выбор  собственной стратегии в конкурентной борьбе зависит от доли рынка, которую  имеет фирма.

Классификация фирм в зависимости от занимаемой доли рынка:

— лидеры (имеют  не менее 40% рынка) — чувствуют себя увереннее других, часто первыми  меняют цены, выводят на рынок новую  продукцию, стимулируют спрос;

— претенденты на лидерство (до 30%);

— последователи (ведомые) (до 20%);

— «окопавшиеся в рыночных нишах» (новички на рынке) (до 10%). 

  1. Технология управления наймом персонала

Технология управления персоналом предполагает организацию  найма, отбора, приема персонала, его  деловую оценку, профориентацию и  адаптацию, обучение, управление его  служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации и др.

В самом общем  виде технология представляет собой  приемы, навыки или услуги, применяемые  для того, чтобы произвести определенные изменения в каком-либо материале.

Управленческие  воздействия на объект управления - персонал предприятия, могут быть направлены непосредственно на работника или  на их совокупность как производственную ячейку, а также на факторы внутренней и внешней среды, в которой  протекает процесс труда. В последнем  случае можно говорить о косвенном  воздействии на объект управления.

Различают несколько  видов технологий:

- многозвенные, под  которыми понимается серия взаимосвязанных  задач, выполняемых последовательно;

- посреднические, как  оказание услуг одними группами  людей другим в решении конкретных  задач;

- индивидуальные, с  конкретизацией приемов, навыков  и услуг применительно к отдельному  работнику [13, с. 40].

Примером реализации многозвенных технологий в управлении персоналом является принятие управленческих решений на каждом этапе трудовой жизни работника на предприятии (наем, подготовка, адаптация, непосредственная трудовая деятельность и т.д.).

Посреднические  технологии используются в ходе взаимодействия кадровой службы с руководителями структурных  подразделений предприятия по вопросам реализации кадровой политики, подбора  кадров, их оценки.

Индивидуальные  технологии в значительной мере ориентированы  на управление поведением людей в  ходе трудовой деятельности и опираются  на использование методов мотивации  труда, социальной психологии и прежде всего методов регулирования  межличностных отношений и т.д.


Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"