Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 02:43, шпаргалка

Описание работы

1. История возникновения науки управления персоналом.
2. Современное состояние науки и практики управления персоналом.
...
37. Кадровый аудит.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 3.35 Мб (Скачать файл)

Моделирование – это форма обучения, которая предусматривает воспроизведение  реальных условий на рабочем месте с помощью тренажеров, макетов и т.п.

Тренинг сензитивности – это  форма обучения, которая обуславливает  участие слушателя в группе с  целью повышения человеческой восприимчивости  и усовершенствование умений взаимодействия с другими людьми. Занятие по указанной форме обучения проводится при участии практического психолога, профконсультанта.

Ролевые игры (моделирование ролевого поведения) предусматривают, что слушатель  ставит себя на чье-либо место с целью  получения практического опыта  работы и получает подтверждение относительной правильности своего поведения.

Самостоятельное обучение является наиболее доступным методом обучения для  персонала организации. Для его  осуществления не нужны ни преподаватели, ни учебные помещения, поскольку  слушатель учится там и когда ему удобно. Между тем, предприятия могут получить существенную пользу от самостоятельного обучение персонала при условии разработки и предоставлении слушателям современных учебных средств: аудио- и видеокассет, учебников, учебных пособий и т.п.

Перспективными формами обучения персонала организации является подготовка с помощью модульной системы и открытое обучение.

Внедрение модульной системы обучения предусматривает такую форму  подготовки, которая не имеет четкой регламентации продолжительности  обучения и может рассматриваться как занятие-блок. Это занятие содержит такие этапы: самостоятельное изучение слушателем учебного материала согласно его индивидуального плана; самостоятельная отработка профессиональных умений и навыков письменного инструктивного материала; тестирование, которое обеспечивает проверку уровня усвоенных теоретических знаний, умений и овладения практическими навыками.

Открытое обучение – это форма  обучения, при котором слушатель  и преподаватель-консультант разделены  во времени и пространстве, а учебные контакты осуществляются преимущественно с использованием информационно-коммуникативных систем. Они предоставляют возможность слушателю овладеть учебной программой в результате самообразования, независимо от возраста, местожительства, сроков и периода обучения.

Дистанционное обучение – наиболее динамично развитый вид профессионального  обучения, это обучение с использованием эффективных информационно-коммуникативных  средств доставки слушателям учебного материала. Оно осуществляется на основе самообучения.

Основными методами теоретического обучение персонала на производстве являются:

словесные методы (устное преподавание, рассказ-объяснение, беседа), работа учеников и слушателей с книгой и т.п.;

практические методы (упражнения, поисковая деятельность, лабораторные и практические работы);

наглядные методы.

Наиболее распространенными методами производственного обучения на предприятии  являются: показ приемов трудовых действий, самостоятельное наблюдение учеников и слушателей, упражнения, письменный инструктаж, методы обучения высокопроизводительным приемам и способам работы и др.

 

Наличие хорошо организованной системы  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, отвечающей современным требованиям  научно-технического прогресса, является необходимым условием достижения высоких результатов во всех отраслях экономики, стабильности трудовых отношений, удовлетворения потребностей личности в самореализации и развитии творческих способностей, обеспечения конституционного права человека на образование.

Российская Федерация должна выполнять  обязательства, возложенные на нее  Конвенцией N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975 г.). В соответствии с ней Россия разрабатывает и совершенствует системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации. Одной из важнейших национальных задач в данной области является обеспечение непрерывности профессиональной подготовки на всех уровнях квалификации.

Профессиональная подготовка - это  процесс обучения навыкам, необходимым  для выполнения определенной работы, группы работ.

Переподготовка работников - это  процесс получения новых и  дополнительных знаний по основной и  смежной профессии, специальности или должности.

Повышение квалификации - это процесс  углубления профессиональных знаний и  навыков, успешное завершение которого дает возможность выполнять более  сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности.

Правовые основы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников заложены ТК, Законом об образовании, Законом о профессиональном образовании и др. Их положения конкретизируются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, прежде всего постановлениями Правительства РФ. Однако до сих пор нет комплексного нормативного акта, который регулировал бы все аспекты процесса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Принята Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 гг., определяющая стратегические цели системы образования в РФ. На ее основе разрабатываются региональные программы, которые отражают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности субъектов РФ. Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетов всех уровней. Мероприятия Федеральной программы касаются и вопросов совершенствования нормативно-правовой базы.

Законы об образовании действуют  во многих субъектах РФ - Республике Башкортостан, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Татарстан и др. В соответствии с ними целями профессионального образования является последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовка специалистов высокой квалификации. Их достижение обеспечивается программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников входят в группу отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями <*>.

--------------------------------

<*> См., например: Гейхман В.Л., Дмитриева  И.К. Указ. соч. С. 16; Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право  России: Учебник для вузов. М., 2003. С. 7 - 8.

Прямая заинтересованность работодателя в квалифицированных кадрах согласуется  с правом работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации, которое он может реализовать  и независимо от воли работодателя. В частности, в большинстве случаев работник самостоятельно выбирает вид и форму профессиональной подготовки, учебное заведение, а работодатель лишь обязан создать условия, необходимые для совмещения работы с обучением, т.е. предоставить ему установленные нормативными актами гарантии (учебные отпуска, свободные от работы дни и т.п.).

Вместе с тем в 90-е гг. прошлого века получила распространение практика договорной подготовки работников. ТК называет такие договоры ученическими договорами. Обучение работников организации проводится на основе перспективных планов ее развития с учетом новых направлений деятельности, создания новых рабочих мест и т.п. Условия профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами, индивидуальными трудовыми договорами и ученическими договорами.

Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональное обучение на производстве, конкретные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также виды образовательных учреждений, где она осуществляется, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

13.2. Профессиональная подготовка

Профессиональная подготовка рабочих может осуществляться на основе ученического договора с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях начального профессионального образования (учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских и др.), а также в индивидуальном порядке у специалистов или рабочих, имеющих необходимую квалификацию. Важно отметить, что она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Все формы получения профессионального  образования должны соответствовать государственному образовательному стандарту.

Задачей начального профессионального  образования является подготовка квалифицированных  рабочих по всем профессиям на базе основного общего образования, а  по отдельным профессиям - на базе среднего (полного) общего образования.

Типовое положение об учреждении начального профессионального образования  утверждено Постановлением Правительства  РФ от 5 июня 1994 г. Учебный процесс  в этих учреждениях организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Профессиональная подготовка включает теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику. Учебная нагрузка не должна превышать 36 часов в неделю, а время работы на производственной практике - продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для соответствующих профессий и должностей. При сроке обучения более года каникулы должны быть не менее 10 недель.

Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, полигонах и т.п. Производственное обучение осуществляется в группах по 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - 8 - 10 человек.

Производственная практика, как  правило, проводится в организациях, для которых готовятся кадры, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях. Порядок организации практики определяется гражданско-правовым договором между организацией (работодателем) и образовательным учреждением.

По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.

Освоение профессиональных образовательных  программ может иметь несколько  ступеней, число которых зависит  от требований заказчика. Каждая ступень  заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение начального профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Потребности работников в получении  профессиональной подготовки удовлетворяются также учреждениями среднего профессионального образования (средними специальными учебными заведениями). В соответствии с Типовым положением об этих учреждениях создаются техникумы и колледжи <*>. Техникумы реализуют образовательные программы базового уровня, а колледжи - повышенного.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Правительства  РФ от 3 марта 2001 г.

Профессиональная подготовка в  средних специальных учебных  заведениях может проходить в  различных формах, в том числе  и в форме экстерната. Перечни профессий и специальностей, получение которых в вечерней, заочной и в форме экстерната не допускается, устанавливаются Правительством РФ. К таким специальностям относятся, в частности, криминалистическая экспертиза, здравоохранение, атомные и ядерные энергетические установки, эксплуатация транспорта, летная эксплуатация летательных аппаратов, строительство и архитектура и др.

Подробная классификация форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации для рабочих и специалистов содержится в Положении об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утвержденном Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2000 г. (в ред. от 8 февраля 2001 г.). В этом документе определены общие требования к организации обучения. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации должны носить интенсивный и краткосрочный характер, как правило, не дольше шести месяцев (в отдельных случаях до 12 месяцев). Ее продолжительность зависит от вида образовательной программы.

Обучение может проводиться  по очной, очно-заочной (вечерней) формам, быть курсовым (групповым) или индивидуальным, включать в себя теоретический курс, производственную практику и стажировку. Обучение заканчивается аттестацией, форма которой определяется учебной программой.

Обучение безработных граждан  и незанятого населения осуществляется на основе гражданско-правовых договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, государственной службой занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Статья 21 Закона об образовании предусматривает  возможность прохождения профессиональной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих необходимую квалификацию, в индивидуальном порядке. Но поскольку такая деятельность лицензированию не подлежит, то после окончания обучения учащийся не может получить документы установленного образца, подтверждающие наличие соответствующей квалификации по приобретенной профессии (специальности). Для этого требуется успешно выдержать итоговые испытания (экзамены) в образовательном учреждении, имеющем лицензию. Получение профессиональной подготовки в индивидуальном порядке не следует путать с индивидуальным обучением, которое является одной из форм обучения в образовательных учреждениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"