Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 02:43, шпаргалка
1. История возникновения науки управления персоналом.
2. Современное состояние науки и практики управления персоналом.
...
37. Кадровый аудит.
В качестве возможных организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть предложены следующие.
1. Выделение соответствующего
2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам подразделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений. Следует заметить, что специалистом по управлению адаптацией может быть как сотрудник одного из подразделений системы управления персоналом, так и подготовленный к этой роли сотрудник другого функционального подразделения.
3. Развитие наставничества, которое в последние годы незаслуженно забыто в отечественных организациях. Зарубежные фирмы активно применяет наставничество, рассматривая его как форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. При этом наставничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя. Этот опыт, берущий свое начало в Японии, в последние годы успешно развивается в европейских фирмах.
4. Развитие структурных
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
• организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;
• проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
•интенсивные краткосрочные
• проведение организационно-
• специальные курсы подготовки наставников;
• использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;
• выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
• выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
• подготовка замены кадров при их ротации;
• проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.
Кроме того, следует обратить внимание на реализацию принципов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда можно отнести:
•создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы;
• организация венчуров;
• определение рациональной степени свободы режима труда, широкое использование аккордного принципа работы;
•оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов конкурсности и соревновательности подразделений, проектов и т.п.;
.• гласность результатов
• участие работников в управлении
(использование методов
• проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;
• рациональное использование возникающих референтных групп;
• использование творческих методов выработки решений;
•обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки.
Центр тяжести информационного обеспечения процесса адаптации лежит на сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например профессиональному аспекту (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места); социально-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки).
Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. Они подразделяются аналогично объективным по принадлежности к одному из аспектов адаптации и определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалификации; отношений с коллективом сотрудников, с руководством;
самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.
Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Причем по отношению к новым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации.
Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.
Адаптация на рабочем месте
Выбор профессии, которая подходит
под индивидуаль-но-
Считается, что если правильно проведен этап подбора сотрудника, он сам будет эффективно выполнять свои функции в соответствии с требованиями рабочего места. И лишь в дальнейшем возникнет необходимость проводить мероприятия по моти-вации сотрудника (тренинги, программы повышения квалифи-кации, ротацию и т. д.). Однако на практике оказывается, что «наиболее высокий процент принятых на работу покидает орга-низацию именно в течение первых трех месяцев» Шекшня С. В. Управление персоналом в современной организации: Учеб.-метод, пособие. 4-е изд. М., 2000. С. 132.. Причем в не-которых случаях этот показатель достигает 70-80 % См.: Федчук Ю. А. Программа набора и адаптации персонала // Справочник по управлению персоналом. 2002. № 9. С. 61.. Как указы-вает Т. Ю. Базаров, 90 % людей, уволившихся с работы в течение первого года, «приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации» Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М., 2002. С. 233--234,
.
Важность правильной адаптации и введения в курс дела но-вых сотрудников трудно переоценить. При поступлении на рабо-ту кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и чего она ожидает от них. У самих кандидатов заранее формируются определенные ожида-ния и представления об их будущей работе. В том случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, сотрудник будет чувствовать разочарование, неудовлетворенность и в конце концов уволится. Конечно, частично нереалистичные ожидания возникают из-за того, что сведения, которые предоставляют на этапе отбора, не соответствуют действительности. Однако чаще всего причиной разочарований становятся не условия труда, а отношение в организации к новичку. Чувство ненужности и по-терянности, которое испытывает большинство людей в первые недели на новом месте работы, а также объективные сложности в организации своей работы в связи с недостатком информации невозможно компенсировать никакими финансовыми условиями и льготами. Поэтому для решения этой проблемы необходимо использовать и развивать такой инструмент, как адаптация персонала.
Существуют два основных подхода к трактовке понятия «адаптация». В их основе лежит двойственность природы адапта-ции. В рамках первого подхода адаптация рассматривается как внутренний динамический процесс, как некое свойство организ-ма человека. Такой взгляд на адаптацию разрабатывался в русле биологии, психологии и социологии. Основную смысловую на-грузку при этом несет термин «приспособление». Именно он ха-рактеризует процесс, который происходит с новым сотрудником, когда тот приходит в организацию. С этой точки зрения, адапта-ция -- это приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним из-менениям, что приводит к повышению эффективности их суще-ствования и функционирования. В зависимости от того, к чему приходится привыкать или приспосабливаться новичку, выделя-ют несколько видов адаптации.
Второй подход условно можно
назвать процедурным - тер-мин «адаптация»
применяют для обозначения ряда
организаци-онных и
Важно помнить, что проведение целенаправленной адапта-ции сотрудников - насущная необходимость для современных организаций. С помощью применения инструментов по адапта-ции и введения в курс дела новых сотрудников, а также с уче-том знания основных закономерностей адаптации людей на но-вых рабочих местах организация может решить множество управленческих проблем и существенно повысить результатив-ность труда.
С. Г. Попов выделяет следующие преимущества, которые создает осуществление целенаправленных мероприятий по адаптации:
1) уменьшение начальных издержек
при входе сотрудника в
2) снижение напряженности у
3) сокращение текучести кадров
за счет снижения психоло-
4) экономия рабочего времени
непосредственного начальни-ка, затрачиваемого
на объяснения и обучение
5) реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой (вход-ная беседа);
6) обучение (научение) поведению в
организации (введение в
.
Вступление работника в новую
должность неизбежно сопро-
С точки зрения управления персоналом в организации адап-тация имеет двойную направленность. С одной стороны, нови-чок знакомится с коллективом, новыми обязанности и условия-ми труда, пытается осознать их и принять. С другой стороны, сама организация изменяется и адаптируется к особенностям со-трудника. В связи с этим различают два процесса адаптации: адаптацию персонала и адаптацию работника. «Адап-тация персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды органи-зации. Адаптация работника - это приспособление индивидуу-ма к рабочему месту и трудовому коллективу» Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. Н. Новгород, 2001. С. 156.
. Таким образом, когда в
Как и любой управленческий феномен, адаптация имеет свои специфические особенности, которые легли в основу ее классификаций. Различают несколько видов адаптации. Распро-странено выделение первичной и вторичной адаптации. Обычно под первичной адаптацией понимают адаптацию лиц, не имею-щих трудового опыта, т. е. когда человек впервые включается в трудовую деятельность, а под вторичной - адаптацию работни-ков при последующей смене работы.
Однако в работах некоторых авторов говорится, что первич-ная адаптация происходит в случае вновь принимаемого сотрудника, когда кандидат первый раз поступает на работу в конкретную организацию, а вторичная - в случае перехода сотрудника на другую должность или в другое подразделение.
Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. В то же время нельзя забывать и о первичной адаптации молодых сотрудников, так как они представляют собой весьма инте-ресную категорию рабочей силы. Эта группа специалистов может быть чрезвычайно полезной для работодателя в условиях де-фицита работников многих профессий, но при этом нуждается в повышенном внимании и заботе со стороны администрации.
В основе следующей классификации лежит деление на виды адаптации в зависимости от объекта, к которому сотрудник адаптируется.