Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка
Управление – это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления
1 Функции управления, их классификация и содержание.
Управление – это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления.
Функции менеджмента разделяют на общие и конкретные(специальные). Основные функции менеджмента являются общими для процесса управления любым предприятием. Специальные функции менеджмента определяются спецификой и особенностями производства.
Общие функции управления: планирование (прогнозирование), организация, координация (регулирование), стимулирование, контроль (анализ, учет).
Планирование – это выработка и постановка целей и задач по управлению производством, а также определение путей и средств для достижения поставленных целей.
В сельскохозяйственных организациях вопросами стратегического планирования занимаются руководители. Оперативное планирование осуществляют бригадиры, начальники цехов, управляющие отделениями, главные специалисты.
Организация – это создание новой или усовершенствование существующей структуры управления для реализации целей и задач предприятия.
Организация включает в себя детализацию целей, определение видов деятельности для их достижения, поручение различных задач исполнителям и объединение их в подразделения; установление взаимоотношений и нормы управляемости.
Координация – это обеспечение согласованности действий коллективов людей для достижения целей предприятия. Координация включает в себя регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами.
Стимулирование – это побуждение коллектива людей к повышению эффективности их деятельности.
Контроль – это систематическое наблюдение за деятельностью коллективов людей для выявления отклонений от установленных планов, норм, правил и требований.
Конкретные функции менеджмента – общее руководство; технико-экономическое планирование (перспективное развитие); технологическая подготовка, технологическое и ветеринарное обслуживание производства; техническая подготовка и техническое обслуживание производства; организация труда и заработной платы; учет и контроль; охрана труда; сбыт продукции; материально-техническое снабжение; подбор, расстановка, повышение квалификации персонала; делопроизводство.
Функции
управления разделяются на более
мелкие составные части – управленческ
Сложные и трудоемкие работы, в свою очередь, также разделяются на составные части, которые называются операциями. Они раскрывают содержание работ и технологию их выполнения, имеют функциональную направленность, начало и конец.
Выполнение управленческих работ и отдельных операций осуществляют посредством конкретных видов деятельности, которые называют элементами. Они показывают, какими способами и приемами выполняются операции, работы и функции в целом. Элементы не имеют функциональной направленности и могут относиться к любой операции или работе и к любой функции. Элементы состоят из еще более мелких действий – движений или микроэлементов.
2 Планирование как функция управления: сущность и содержание.
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления.
Планирование – это выработка и постановка целей и задач по управлению пр-ва, а также определение путей и средств для достижения поставленных целей.
Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Планирование
предусматривает разработку целей
и комплекса мероприятий, определяющих
В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования: долгосрочное планирование (стратегическое) 5-10 лет и более; среднесрочное планирование (тактическое) (охватывают период в 2-5 лет.); краткосрочное (текущее или оперативное) планирование (планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач.
Одним
из методов планирования хозяйственной
деятельности в условиях рыночной экономики
является бизнес-план. Он является объективной
оценкой собственной
В сельскохозяйственных организациях вопросами стратегического планирования занимаются руководители. Оперативное планирование осуществляют бригадиры, начальники цехов, управляющие отделениями, главные специалисты. При составлении планов руководствуются следующими принципами: полнота, точность, ясность, непрерывность, экономичность.
3. Организация как функция управления: сущность и содержание.
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления.
Организация – это создание новой или усовершенствование существующей стр-ры управления для реализации целей и задач предприятия.
Организовать – значит разделить
на части и делегировать выполнение общей
управленческой задачи путем распределения
ответственности и полномочий, а также
установления взаимосвязей между различными
видами работ.
Таким образом, если функция планирования
отвечает на вопросы что делать, что предпринять,
что предвидеть и т. д., то функция организации
ставит вопросы, кто и как будет реализовывать
планы предприятия. Через организационную
деятельность, т. е. через распределение
и объединение задач и компетенций, должно
целенаправленно происходить управление
отношениями в каждой организации. Данная
функция является средством достижения
целей организации.
Организацию можно рассматривать в двух аспектах:
1) организация
– это процесс, посредствам
которого создается и
2) организация – это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом.
В целом результатом выполнения функции организации является динамичная система разделения и кооперации труда предприятия, которая базируется на следующих элементах:
– организационной структуре
– производственной структуре предприятия (составе и взаимосвязях подразделений основного и вспомогательного производств);
– организованном процессе управления;
– организованном производственном процессе.
Организация управления, таким образом,
представляет собой единство состояния
(организационной структуры) и процесса
(организационной деятельности)
Этапы организационного процесса:
1.Установление целей предприятия
2.Выявление и классификация видов деятельности, необходимых для достижения целей.
3.Группировка этих видов деятельности, исходя из максимально эффективного использования имеющихся ресурсов.
4.Формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление за ними групп видов деятельности.
5.Наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными для достижения стоящих перед ними целей.
6.Вертикальная и горизонтальная взаимоувязка этих подразделений посредством должностных связей и информационных потоков.
4.
Координация как функция
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение общих функций менеджмента и составляет процесс управления.
Координация (регулирование) – это обеспечение согласованности действий коллективов людей для достижения целей предприятия. сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.
Координация включает в себя регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами. Функцию координации обычно выполняет руководитель предприятия, организуя согласованную деятельность не находящихся во взаимном подчинении руководителей структурных и функциональных подразделений.
Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.
Основной
предпосылкой хорошей работы управленческого
аппарата в производстве является,
прежде всего, организация сотрудничества
между отдельными руководителями и
структурными подразделениями. Нередко
бывает так, что один руководитель не
информирован о мероприятиях другого
и действует совершенно обособленно,
что приводит к нарушению сотрудничества.
Такие недостатки устраняются обычно
путем координации: проведением
совещаний, установлением контактов
между руководителями и т.д.; важным
моментом координации является согласование
рабочих планов и графиков, внесение
в них корректив, увязка между
исполнителями. В результате координации
согласуются действия не только руководителей
внутри подразделения, но и руководителей
подразделений.
Примером координации в рамках предприятия
является деятельность директора, который
помимо прочих функций управления координирует
и направляет деятельность своих заместителей
и помощников, главных специалистов и
других руководителей.
При координации допускается относительная
свобода в действиях исполнителей.
Функция координации выполняется на любом этапе циклического процесса управления.
5. Контроль как функция управления: сущность и содержание.
Контроль как функция управления представляет собой сопоставление достигнутых результатов с целями (со стандартами). Контроль (анализ, учет) предполагает систематическое наблюдение за деятельностью коллективов людей для выявления отклонений от установленных планов, норм, правил и требований. Функция контроля включает комплекс работ по сбору, накоплению и обработке управленческой информации, по анализу и оценке соответствия деятельности аппарата управления, самого производства заданным параметрам и проведению корректировок. Эта функции, таким образом, выполняют функцию обратной связи в системе управления.
Процедура контроля включает установление стандартов, сопоставление с ними достигнутых результатов, принятие необходимых корректирующих действий.
Различают предварительный,
текущий и итоговый виды контроля.
Целью предварительного контроля является
установление исходного состояния
дел для планирования дальнейшей
работы. Текущий контроль необходим
для определения имеющихся
В практике менеджмента существует определенная технология контроля, которая включает концепцию, цели, нормы, методы, объем и область контроля. В основу создания системы контроля должны быть положены принципы эффективности, эффекта влияния на людей, выполнения задач и определения границ контроля. Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления предприятием. Каждая функция менеджмента движима другой, в результате чего возникает своего рода круговое движение, точнее движение по спирали.
Контроль
основан на принципе организации
обратной связи, которая существует
при любом взаимодействии субъекта
и объекта в системе управления
и включает единство следующих стадий:
получение информации; критическая ее
оценка; принятие решений.
Посредством контроля вскрываются дополнительные
резервы производства и вносятся необходимые
коррективы в организацию производства
и разработку плана развития системы производства.
Контроль начинается с получения информации
о действительном состоянии управляемого
объекта и заканчивается принятием решений,
которые преследуют соответствующую коррекцию
в динамике системы для достижения запланированной
цели. Без контроля процесс управления
остается незавершенным.
В функции контроля должны гармонически
сочетаться доверие к людям и необходимость
проверки их работы..
Материалы исследований показывают, что
значительная часть рабочего времени
руководителей затрачивается на выполнение
контрольных функций. Время, затрачиваемое
на контроль линейными руководителями,
превышает время, заторачиваемое на выполнение
всех остальных функций.