Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка
Управление – это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления
дублирование и
10. Линейно-функциональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого; это совокупность работников управления с установленным порядком их соподчиненности и взаимосвязи; это состав и соподчиненность звеньев управления и отдельных работников.
Линейно-функциональные структуры управления сочетают преимущества первых двух структур. Доминирующими в них являются вертикальные (командные) связи, а функциональные органы управления лишены административной власти в отношении нижестоящих исполнителей. Эти структуры обеспечивают разделение и кооперацию труда в управлении: принимают решения и осуществляют управляющее воздействие линейные органы управления, а функциональные руководители разрабатывают проекты решений. Здесь сильнее действует принцип единоначалия, устраняются условия для противоречивости распоряжений, выше уровень компетентности и ответственности, обеспечивается оперативность решений и эффективный контроль за их выполнением. Однако жесткое разделение управленческого труда усиливает заинтересованность каждого элемента структуры управления в выполнении в первую очередь только «своей» функции. При решении нестандартных, сложных задач возникает необходимость в частых согласованиях вариантов решений, что увеличивает загруженность линейных руководителей и сроки принятия решений.
Преимуществом линейно-функциональной структуры является ее простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.
Недостатки усугубляются на практике за счет: несоответствия между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышение норм управляемости у директоров и их заместителей;
формирование нерациональных информационных потоков; чрезмерная централизация специфики работы различных подразделений; слабые связи между функциональными подразделениями; отсутствие необходимых нормативных и регламентирующих документов.
11. Линейно-штабная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого; это совокупность работников управления с установленным порядком их соподчиненности и взаимосвязи; это состав и соподчиненность звеньев управления и отдельных работников.
Организация управления по линейно-штабной схеме предусматривает создание специализированных комплексных функциональных подразделений – штабов, подчиненных линейному руководителю и выполняющих функции совещательного органа. Такая структура обеспечивает оперативность и качество решений за счет их всестороннего обоснования, исключает противоречивые распоряжения. Однако новые задачи решаются недостаточно эффективно, требуются дополнительные затраты на создание специальных советов, коллегий, комиссий.
12. Дивизиональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого; это совокупность работников управления с установленным порядком их соподчиненности и взаимосвязи; это состав и соподчиненность звеньев управления и отдельных работников.
В дивизиональных оргструктурах управления (от английского «division» – разделение, часть, отдел) деление предприятия происходит по трем признакам: продукту, потребителю и региону. Подразделения действуют как самостоятельные предприятия и подчиняются только центральному органу управления. Эти структуры повышают самостоятельность менеджеров и степень их ответственности, но не исключают дублирования.
Преимущества дивизионной структуры:
- она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
- при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;
- более тесная связь производства с потребителями.
Недостатки дивизионной структуры:
- большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;
- разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;
- основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.;
- дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;
- в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.
13. Система методов менеджмента, их классификация и содержание.
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия все методы управления подразделяют на три группы:
- экономические, основанные на сознательном использовании объективных экономических законов;
- социально-психологические, основанные на учете и использовании нематериальных интересов людей;
- административные, основанные на ответственности подчиненных и власти руководителя.
Экономические методы управления – это система экономических рычагов целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников и трудовые коллективы организации на основе побуждении их к высокопроизводительному труду с помощью экономических стимулов. Система экономических методов включает:
-
планирование. С его помощью определяется
программа деятельности и
-
финансирование. С помощью финансов
формируются пропорции
-
кредитование. Оно предполагает
создание условий, побуждающих
предприятия рационально
- ценообразование;
-
экономическое стимулирование. Оно
основывается на использовании
принципов и методов оценки
и стимулирования повышения
-
хозяйственный расчет. Он означает,
что предприятие должно
Социально-психологические методы управления – это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллективов и отдельных работников для достижения поставленной цели. Они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение трудовой активности и раскрытие личных способностей каждого работника. Их разделяют на социальные (методы социального исследования, нормирования, планирования и регулирования, морального стимулирования); и психологические (методы комплектования малых групп, профессионального отбора и обучения, психологического побуждения к труду).
Административные методы управления – это набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе производства. В зависимости от содержания их разделяются на организационные и оперативно-распорядительные. Виды организационного воздействия регламентирование (совокупность правил, определяющих порядок работы) и нормирование (установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей работы по соответствующим нормативам); инструктирование (воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работ).
Оперативно-распорядительное воздействие осуществляется с помощью приказов, распоряжений, решений.
14. Экономические методы управления: сущность и содержание.
Экономические методы управления – это система экономических рычагов целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников и трудовые коллективы организации на основе побуждении их к высокопроизводительному труду с помощью экономических (материальных) стимулов. Система экономических методов включает:
- планирование.
С его помощью определяется
программа деятельности и
-
финансирование. С помощью финансов
формируются пропорции
- кредитование.
Оно предполагает создание
- ценообразование. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимает цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, должна отражать издержки производства на уровне общественно-необходимых, с другой – определяет распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос;
-
экономическое стимулирование. Как
метод управления оно
-
хозяйственный расчет. Он означает,
что предприятие должно
15. Социально-психологические методы управления: сущность и содержание.
Социально-психологические методы управления – это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллективов и отдельных работников для достижения поставленной цели. Они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение трудовой активности и раскрытие личных способностей каждого работника. Их разделяют на:
- социальные
(методы социального
- психологические
(методы комплектования малых
групп, профессионального
Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают: воздействие руководителя на межколлективные отношения; изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры;изучение условия включения в коллектив новых членов; изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда; учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива; влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива; влияние отдельной личности в коллективе; психологические основы авторитета личности.
В практике управления применяются различные социологические методы и приемы исследований. Особое распространение получили: метод научно-технических конференций; анкетирование; интервьюирование и личное наблюдение; социальный эксперимент;социальное стимулирование.