Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка
Управление – это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления
Полномочность. Решение должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение, а не другое.
Директивность. Обязательность исполнения решения.
Непротиворечивость. Согласованность с ранее принятыми решениями.
Своевременность (оперативность). С момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение ненужным.
Точность, ясность, лаконичность формулировки решения.
Комплексность. Необходим учет всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме.
Реальность. Управленческое решение должно быть реально осуществимым. Нельзя принимать нереальные, абстрактные решения. Принятое решение должно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющим.
27 Этапы разработки и реализации управленческих решений.
Процесс принятия управленческих решений представляет собой последовательность связанных между собой этапов.
1. Определение проблемы. Проблема возникает тогда, когда не совпадает желаемое и фактическое состояние объекта управления. При анализе ситуации необходимо установить следующее: действительно ли существует проблема или она является надуманной; является ли проблема новой; каковы причины возникновения проблемы; взаимосвязь рассматриваемой проблемы с другими проблемами; степень полноты и достоверности информации о проблеме; степень разрешимость проблемы.
2. Определение цели. Речь идет о цели, которая может быть достигнута после реализации принимаемого управленческого решения. Тщательная проработка цели способствует поиску многоцелевого управленческого решения.
3. Установление критерия выбора. Использование того или иного критерия при принятии управленческого решения зависит от того, в каких условиях по степени информированности принимается решение.
4. Разработка альтернатив. Процедура поиска альтернативных вариантов управленческого решения предусматривает выполнение следующих операций: определение возможной области и характера управленческого решения;- определение типа управленческого решения. Это может быть стандартное и оригинальное решение; поиск крайних вариантов управленческого решения, т.е. необходимо найти наилучшее и наихудшее для данных условий решение; формулирование альтернативных вариантов управленческого решения, расположенных между крайними вариантами. Всегда существуют две альтернативы – не принимать решение или принимать. Альтернативных вариантов должно быть столько, сколько принципиально возможно в данных конкретных условиях. Обычно рассматривают 2 – 3 альтернативных варианта, так как в этом случае меньше трудоемкость. Но наилучшего варианта среди них может не оказаться. При рассмотрении большего числа альтернативных вариантов уменьшается вероятность ошибки.
5. Последний
этап – по заданному критерию
оцениваются альтернативные
Действия менеджера по реализации принятых решений состоят из следующих этапов:
1. Документальное оформление принятого решения. В документированном виде оно должно содержать формулировку цели, способы достижения цели, ожидаемые результаты, сроки выполнения, перечень исполнителей, указание лица, ответственного за реализацию решения. Управленческое решение оформляется приказом, распоряжением или решением.
2. Доведение до исполнителя. Оно начинается с разделения решения на групповые и индивидуальные задания, далее следует подбор исполнителей. Необходимо построить в сознании некий образ (модель) будущей работы по выполнению принятого управленческого решения. Иногда управленческое решение оказывается невыполненным, что может быть обусловлено следующими причинами: решение было недостаточно четко сформулировано менеджером; решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил; решение четко сформулировано, и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения; решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения, предложенным менеджером. Он имел свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения проблемы.
3. Контроль. Это форма обратной связи, посредством которой можно получить информацию о реализации управленческого решения. Контроль следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать предприятие на верном пути, сравнивая показатели его деятельности с установленными стандартами и планами. Контроль может показать необходимость корректировки принятого управленческого решения. Ее можно проводить двумя способами: внесение изменений в ранее принятое решение; принятие нового решения, согласованного с предыдущим и новой обстановкой.
4. Подведение итогов. Это делается на совещании или собрании. При подведении итогов затрагиваются следующие вопросы: анализ всех этапов подготовки, принятия, и реализации управленческого решения; оценка успехов и выявленных недостатков; заострение внимания на вновь возникших проблемах.
Подведение итогов проводится в любом случае, независимо от того, как реализовано решение, выполнены ли поставленные задачи, достигнут ли результат вообще.
28 Сущность, особенности и структура управления организации (предприятия).
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Выделяют три этапа проектирования структур управления:
- аналитический (изучается существующая организационная структура и структуры управления аналогичных производств, уточняются цели и стратегии предприятия);
- проектный (выбирается тип оргструктуры управления, разрабатываются звенья и ступени);
- организационный.
Здесь осуществляется
Структуры управления должны отвечать ряду требований:
- ясность.
Каждое подразделение
- экономичность.
В менеджерском смысле
- открытость.
Свободный обмен информацией
должен поощряться самой
- организационная структура управления должна оцениваться и по тому, облегчает она или затрудняет процесс принятия решения;
- стабильность.
Предприятие должно
- приспособляемость.
Необходима высокая
- минимум уровней (ступеней) управления.
Выделяют следующие виды проектного анализа организационных структур управления:
- анализ
ключевых видов деятельности. Он
нужен на любом предприятии,
особенно там, где дела идут
хорошо. Здесь анализ неминуемо
покажет, что деятельность
- анализ
вклада различных видов работ
в конечные результаты работы
предприятия. Нельзя смешивать
работы, прямо приносящие доход
и дающие измеримые результаты
(инновационная, маркетинговая
- анализ
решений. Управленческие
- анализ
отношений (связей). Базовое правило,
касающееся размещения любого
вида деятельности в
В процессе проектного анализа организационных структур управления следует также обратить внимание на наличие явных симптомов мисменеджмента (от англ. “mismanagement” – плохое управление):
- увеличение
иерархических уровней. Каждый
дополнительный уровень
- создание
в командной иерархии мягких
прослоек функциональных
- постоянное
возникновение “
- направление
внимания ключевых людей (
- обилие совещаний. Совещание – один из самых дорогостоящих видов управленческой деятельности.
29 Макроокружение организации (предприятия): сущность, элементы, особенности анализа.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации.
Макроокружение
создает общие условия
Анализ макроокружения организации предусматривает изучение:
- экономической
компоненты. При этом анализируется
величина валового
- правовой
компоненты. Следует анализировать
действенность правовой
- политической
составляющей. Необходимо иметь
ясное представление о
- социальной
компоненты. Следует выяснить влияние
на бизнес таких социальных
явлений и процессов как
- технологической компоненты. Необходимо
своевременно увидеть те
30 Непосредственное окружение организации (предприятия): сущность, элементы, особенности анализа.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации.
Изучение
непосредственного окружения