Шпаргалки по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства.

Содержание работы

1. Персонал предприятия
2. Управление персоналом на предприятии
3. Численность персонала предприятия
4. Структура персонала предприятия
5. Мотивация персонала на предприятии
6. Система управления персоналом на предприятии
7. Планирование персонала предприятия
8. Производственный персонал предприятия
9. Характеристика персонала предприятия
10. Обучение персонала на предприятии
11. Состав персонала предприятия
12. Оценка персонала на предприятии
13. Формирование персонала предприятия
14. Развитие персонала на предприятии
15. Стимулирование персонала на предприятии
16. Классификация персонала предприятия
17. Адаптация персонала на предприятии
18. Расчет численности персонала предприятия
19. Аттестация персонала на предприятии
20. Положение о персонале предприятия

Файлы: 1 файл

эк труда всё про персонал.docx

— 104.34 Кб (Скачать файл)

 

 Квалификационная структура  персонала — соотношение работников  различного уровня квалификации (степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения  определенных трудовых функций.  В нашей стране уровень квалификации  рабочих определяется разрядом  или классом, а для специалистов  — категорией, разрядом или классом.  Кроме представленной выше, структура  персонала предприятия может  быть рассмотрена и по другим  признакам. 

 

 Организационная структура  — это состав и соподчиненность  должностных лиц в соответствии  с организационной структурой  предприятия. Она отражена в  схеме оргструктуры и штатном  расписании организации. 

 

 Функциональная структура  отражает функциональное разделение  труда в сфере управления предприятием  и соотношение отдельных групп  персонала в зависимости от  выполняемых ими конкретных функций  управления (управление персоналом, финансами, ремонтом и т.д.).

 

 

 Социальная структура  характеризует трудовой коллектив  предприятия как совокупность  групп, выделенных по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования,  уровню доходов и т.п. 

 

 Анализ структуры персонала  следует проводить систематически.

 

 Рациональное распределение  работников предприятия по структурным  подразделениям, участкам, рабочим  местам в соответствии с принятой  на предприятии системой разделения  и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, с другой, осуществляется через подбор и расстановку (распределение) работников. При этом стремятся к формированию активно действующих трудовых коллективов и созданию условий для профессионального роста каждого ра-ботника. Подбор и распределение работников основываются на принципах соответствия, перспективности и сменяемости.

 

 Принцип соответствия  означает соответствие профессиональных  и нравственных качеств кандидата  требованиям замещаемых должностей.

 

Принцип перспективности  основывается на учете:

 

 • установления возрастного  ценза для различных категорий  должностей;

 • определения продолжительности  периода работы в одной должности  и на одном рабочем месте; 

 • организации периодического  повышения квалификации.

 

 Принцип сменяемости  заключается в том, что лучшему  использованию персонала должны  способствовать внутриорганизационные  трудовые перемещения, так как  застой кадров, связанный с длительным  пребыванием в одной и той  же должности, часто несет не-гативные  последствия для деятельности  предприятия. 

 

 Исходными данными  для подбора и распределения  работников являются: кадровая политика  предприятия; Положение о подборе  и распределении (расстановке)  кадров; Положение об оплате и  стимулировании труда; материалы  аттестации работников; трудовые  договоры работников; должностные  инструкции; штатное расписание; Трудовой  кодекс РФ и другие нормативные  документы. 

 

 Основная задача подбора  и расстановки персонала заключается  в оптимальном размещении персонала  в зависимости от выполняемой  работы. При решении этой задачи  следует учитывать пригодность  работника к выполнению определенных  видов работ, а для установления  пригодности необходимо, с одной  стороны, сформулировать требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой — принять во  внимание личные качества работников.

 

 Для подбора и расстановки  управленческого персонала рассматривают  следующие показатели: уровень квалификации; деловые качества; работоспособность;  качество выполняемой работы; стиль и методы работы; аналитические способности; способность к обучению; участие в инновационной деятельности; дисциплинированность; психологическая совместимость.

 

Для расстановки кадрового  состава предприятия учитываются  следующие показатели:

 

- уровень квалификации;

- опыт работы;

- качество выполняемой  работы;

- способность к обучению;

- дисциплинированность.

 

 Важное условие распределения  работников и формирования трудового  коллектива - соблюдение соотношения  кадровых и молодых работников.

Обучение персонала на предприятии

Важность непрерывного образования  подтверждают следующие основные факторы:

 

 • внедрение новой  техники, технологии, производство  современных товаров, рост коммуникационных  возможностей создают условия  для ликвидации или изменения  некоторых видов работ. В связи  с этим необходимая квалификация  не может быть гарантирована  базовым образованием;

 • мир превращается  в рынок без границ с высоким  уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему  инженерного труда и программы  непрерывного образования, лидируют  в условиях этой конкуренции.  Они имеют возможность в кратчайшие  сроки ответить на любой “вызов”  повышением производительности  инженерного труда; 

 • изменения во всех  областях жизни — главный элемент  современности. Непрерывные и  быстрые изменения в технологии  и информатике требуют непрерывного  обучения персонала; 

 • для фирмы более  эффективно и экономично повышение  отдачи от уже работающих сотрудников  на основе их непрерывного  обучения, чем привлечение новых  работников.

 

Цели и направления  обучения

 

 Цели обучения с  точек зрения работодателя и  самого специалиста существенно  отличаются.

 

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции  работодателя целями непрерывного обучения являются:

 

 • организация и  формирование персонала управления;

 • овладение умением  определять, понимать и решать  проблемы;

 • воспроизводство  персонала; 

 • интеграция персонала; 

 • гибкое формирование  персонала; 

 • адаптация; 

 • внедрение нововведений.

 

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие  цели непрерывного образования:

 

 • поддержание на  соответствующем уровне и повышение  профессиональной квалификации;

 • приобретение профессиональных  знаний вне сферы профессиональной  деятельности;

 • приобретение профессиональных  знаний о поставщиках и потребителях  продукции, банках и других  организациях, влияющих на работу  фирмы; 

 • развитие способностей  в области планирования и организации  производства.

 

 Мотивацией непрерывного  обучения в американских компаниях  является связь между результатами  производственной деятельности  каждого работника и предоставлением  ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет  количество средств, выделяемых  для повышения его квалификации.

 

 Оценка потребности  в обучении. Планирование программ  подготовки — составная часть  общего планирования трудовых  ресурсов наряду с расчетом  потребности в персонале, составлением  планов набора, планированием карьеры. 

 

В целях определения потребности  в обучении и планировании образования  целесообразно:

 

 • использовать результаты  оценки труда и персонала, выявляющие  проблемы, с которыми сталкиваются  работники; 

 • анализировать план  технического обновления;

 • оценивать специфику  общих программ подготовки, которую  проходят студенты колледжей  и университетов, приходящих на  работу в организацию; 

 • диагностировать  средний уровень подготовленности  новых сотрудников. 

 

Обучение персонала управления

 

 Выпускники колледжей,  нанимаемые фирмами США, проходят  серьезнейшую программу профессиональной  адаптации к требованиям производства.

 

Она включает следующие стадии:

 

 • набор работников  — выпускник нанимается в компанию;

 • обучение перед  началом работы — выпускник  обеспечивается соответствующей  информацией перед прибытием  к месту работы;

 • ориентацию —  нанятый на работу представляется  коллективу;

 • обучающую подготовку  — в ее процессе выпускник  изучает особенности работы в  компании;

 • адаптацию — выпускник  адаптируется к условиям труда; 

 • назначение —  принятый на работу получает  свою первую постоянную должность; 

 • оценку — оценивается  весь процесс вхождения в должность. 

 

 Вся эта сложная  система, сроки действия которой  составляют до 18 месяцев, направлена  на то, чтобы добиться максимального  соответствия подготовки работников  своим местам в фирмах. Наибольшее  внимание уделяется обучающей  подготовке, в ходе которой молодой  специалист посещает семинары, на  которых детально изучает особенности  производственного процесса на  предприятиях фирмы. 

 

Тренинг профессиональных навыков  используется для:

 

 • пополнения недостающих  знаний;

 • исправления недостатков  в выполнении работником должностных  обязанностей;

 • доведения до автоматизма  навыков работы в кризисных  ситуациях; 

 • закрепления навыков  работы при исполнении особо  важных для фирмы функций (обслуживание  клиентов, качество продукции).

 

Исследователи выделяют две  основные современные модели подготовки рабочих кадров:

 

1. Обучение без отрыва  от работы. Теоретический курс  в профессионально-технической школе  и практическая подготовка на  предприятии. 

2. Обучение с отрывом  от работы в специализированных  профессионально-технических учебных  заведениях и центрах подготовки  кадров.

 

 Затраты на обучение  и определение эффективности  обучения. В 80-х гг. расходы на  внутрифирменную подготовку кадров  составили: 

 

 “IBM” — 750 млн. долл. (5% затрат на оплату труда);

 “Дженерал электрик”  — 260 млн. долл. (2%),

 “Ксерокс” — 257 млн.  долл. (4%),

 “Текас инструментс”  — 45 млн. долл. (3,5%),

 “Моторолла” — 42 млн.  долл. (2,6%).

 

 Суммы даны без учета  зарплаты работников, проходивших  обучение, если их учесть, суммы  почти удвоятся.

 

 В среднем по программам  подготовки фирмы США тратят 263 долл. на одного работника. В  целом затраты на внутрифирменное  обучение вполне сопоставимы  с затратами на государственные  и частные школы (среднее и  высшее образование) — примерно 350 млрд. долл.

 

 Уже с 70-х годов  большинство руководителей американских  корпораций стали рассматривать  затраты на обучение как прибыльные  капиталовложения, а отделы развития  персонала и внутрифирменные  учебные центры — как подразделения,  участвующие в создании прибыли. 

 

 

 Один из вариантов  оценки эффективности может быть  основан на теории человеческого  капитала, в соответствии с которой  знания и квалификация наемных  работников рассматриваются как  принадлежащий им и приносящий  доход капитал, а затраты времени  и средств на приобретение  этих знаний и навыков —  инвестиции в него.

 

Можно выделить следующие  характеристики основного капитала:

 

 • цена приобретения;

 • восстановительная  стоимость; 

 • балансовая стоимость. 

 

 Цена приобретения  — это сумма расходов на  набор рабочей силы, ознакомление  ее с производством и первоначальное  обучение.

 

 Восстановительная стоимость  устанавливается для каждой группы  сотрудников и выражает стоимость  набора и обучения работника  каждой профессиональной группы  в текущих ценах. 

 

 Балансовая стоимость  BV рассчитывается по формуле: 

 

BV = Ѕ C,

 где r — предполагаемый  срок занятости; 

 р — число отработанных  лет; 

C — восстановительная  стоимость. 

 

 В балансе показывается  общая сумма вложений в трудовые  ресурсы на начало планового  периода (затраты на выбор и  обучение), указывается объем произведенных  в течение отчетного периода  инвестиций, подсчитывается величина  потерь вследствие увольнений, устаревания  знаний и квалификации и выводится  стоимость на конец рассматриваемого  периода. 

 

 Исследователи утверждают, что сейчас более высокий экономический  эффект от вложений в развитие  персонала, чем от вложений  в средства производства. Подсчеты  показывают, что 1 долл., вложенный  в развитие персонала, приносит  от 3 до 8 долл. дохода.

 

 По мнению главного  экономиста Американского общества  содействия обучению и развитию, в 90-е гг. ХХ столетия рост  экономики за счет повышения  обученности работников составит 2,1%, за счет роста населения  — 0,4%, за счет увеличения капитала  — 0,5%.

 

 Другой подход оценки  эффективности обучения связан  с выделением результатов обучения  для разных субъектов и оценкой  их качества.

 

 Говоря об эффективности  обучения, мы должны выделить  три основных субъекта данного  процесса:

Информация о работе Шпаргалки по "Управлению персоналом"