Шпаргалки по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства.

Содержание работы

1. Персонал предприятия
2. Управление персоналом на предприятии
3. Численность персонала предприятия
4. Структура персонала предприятия
5. Мотивация персонала на предприятии
6. Система управления персоналом на предприятии
7. Планирование персонала предприятия
8. Производственный персонал предприятия
9. Характеристика персонала предприятия
10. Обучение персонала на предприятии
11. Состав персонала предприятия
12. Оценка персонала на предприятии
13. Формирование персонала предприятия
14. Развитие персонала на предприятии
15. Стимулирование персонала на предприятии
16. Классификация персонала предприятия
17. Адаптация персонала на предприятии
18. Расчет численности персонала предприятия
19. Аттестация персонала на предприятии
20. Положение о персонале предприятия

Файлы: 1 файл

эк труда всё про персонал.docx

— 104.34 Кб (Скачать файл)

 

 Уже на этом этапе  можно выявить те рабочие места,  которые подлежат сокращению  за ненадобностью. 

 

Проектный этап

 

1. Производится расчет  оптимальной численности персонала,  необходимой для выполнения работы  с учетом оптимизированных бизнес  процессов. Процесс определения  оптимальной численности персонала  производится с использованием  методик нормирования численности.  Сравниваются имеющуюся на сегодняшний  день численность персонала с  оптимальной, получается то количество  персонала, которое необходимо  сократить. Однако, практика показывает, что кроме сокращения, происходит  еще и перераспределение персонала  по структурным подразделениям, если это обусловлено необходимостью  усиления отдельных подразделений (перегруженные подразделения компенсируются за счет недогруженных). У руководителей часто возникает вопрос: нанимать «новых» работников или переводить «старых»? Здесь необходимо соотнести цену замены работника с ценой его удержания. Старый работник хорошо знает предприятие, вы знаете его. Его адаптация на новом месте работы происходит быстрее и легче. Работа в данном случае пострадает меньше. Но, нужно учесть, что он может не подойти для выполняемой работы, может не согласиться выполнять предложенную ему работу, потребовать повышения заработной платы. «Новый» работник - «темная лошадка», адаптация его к работе и предприятию может занять до 2-х месяцев. В полном объеме с первого дня он работать не сможет, даже если у него есть необходимый опыт. Но, он может быть действительно подходящим работником. Поэтому, учтите все факты.

 

2. Планируем программу  сокращений. Определяем кого? и как?  будем сокращать. Причем ответить  на первый вопрос, пожалуй, легче  и проще, чем на второй. Ответ  на вопрос кого? будет проще,  если использовать концепцию  «кадрового ядра» и «кадровой  периферии». Даже на интуитивном  уровне руководитель интуитивно  понимает, что кадровое ядро - это  те сотрудники, без которых работа  просто не может качественно  выполняться. Это сотрудники: участвующие  в основных бизнес-процессах компании, приносящие компании наибольшую  прибыль, или минимизирующие расходы,  обладающие наибольшей производительностью  труда и квалификацией, узкие  специалисты, которым сложно быстро  подобрать замену, демонстрирующие  высокий потенциал и динамику  развития. Кадровая же периферия  - это все остальные сотрудники. Согласно закону Паретто 20% работников  приносят 80% прибыли и наоборот - 80% работников приносят только 20% прибыли. Кадровая периферия тоже  выполняет определенные функции,  но при наступлении какой-либо  кризисной ситуации от кадровой  периферии можно избавится без  серьезных последствий для бизнеса,  а потом, при необходимости  - набрать новый «периферийный»  персонал.

 

Этап реализации

 

 Выбираем методы, реализации, с помощью которых будет проводиться  сокращение штатов. Существует два  подхода к проведению сокращения  численности: «жесткий» и «мягкий». «Жесткий» классическое сокращение  штатов. Работников предупреждают  за два месяца об увольнении, выплачивают положенные по ТК  компенсации и увольняют. Процедура  происходит быстро, и с относительно  небольшими затратами (компенсации  при увольнении). Однако недостатков  у такого подхода больше, чем  достоинств. В случае быстрых  и жестких сокращений есть  риск ошибки, которая выльется  для предприятия в конфликты  с увольняемым персоналом, кроме  того, ухудшается моральный климат  в коллективе - жесткие увольнения  не добавляют сотрудникам лояльности, что сказывается на снижении  производительности труда. 

 

 «Мягкие» методы сокращения  численности основаны на стремлении  уйти от прямых увольнений  по инициативе администрации,  их суть заключается в создании  условий для стимулирования «естественного»  снижения численности персонала.  «Мягкие» методы направлены на  предупреждение таких ситуаций, когда требуется проводить массовые  увольнения.

 

Все «мягкие» методы можно  условно разделить на три группы:

 

 • «Естественное» выбытие; 

 • «Мягкое» сокращение;

 • Управление численностью  без сокращений.

 

 «Естественное» выбытие  персонала - персонал увольняется  самостоятельно, но вакансии не  заполняются. Однако, если текучесть  персонала на предприятии не  очень значительна, то слишком  сильно на данный метод полагаться  не стоит. 

 

 «Мягкое» сокращение - стимулирование увольнений по  собственному желанию за счет  привлекательной системы компенсаций  и поддержке при дальнейшем  трудоустройстве (например, выплата  75 или 100% от средней заработной  платы единовременно). Применяя «мягкие»  методы сокращения численности,  компания решает две задачи - сокращает  издержки на персонал, и одновременно  обеспечивает лояльность как  оставшихся, так и бывших сотрудников. 

 

 «Управление численностью  без сокращений» - это выделение  непрофильных видов деятельности  в дочерние предприятия головной  компании. Это выделение сервисных  служб: ремонтных, транспортных, и т.п. в подразделения с  самостоятельной формой собственности  (ООО, ИП). Соответствующий персонал  переводится в эти дочерние  компании. Тем самым можно существенно  снизить численность персонала  головной компании. Обычно головная  компания первое время поддерживает  свою «дочку», обеспечивая ей  определенный объем заказов. Однако  важно, чтобы «дочка» работала  в условиях конкурентной борьбы  и была вынуждена снижать цены  на свои услуги для материнской  компании. В противном случае  издержки материнской компании  будут даже возрастать, поскольку  в цену своих услуг «дочка»  закладывает все свои расходы,  которые с учетом выделения  увеличиваются. 

 

 Кроме того, на определенные  виды работы можно привлекать  специалистов по договорам подряда,  а часть функций передать на  аутсорсинг.

Структура персонала предприятия

 Советуем прочитать  нашу статью Организационная  структура

 

Персонал предприятия  – это совокупность всех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия.

 

Персонал предприятия  по характеру участия в производственном процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный.

 

 Промышленно-производственный  персонал (ППП) занят непосредственно  выполнением производственного  процесса и обслуживанием производства. Это работники основных и вспомогательных  подразделений, заводоуправления, научно–исследовательских  и опытно–конструкторских отделов  и бюро, бухгалтерии, планово–финансового  отдела и др.

 

 Непромышленный персонал  включает работников, занятых на  предприятиях общественного питания,  в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальном  хозяйстве, в детских дошкольных  учреждениях, домах отдыха и  пансионатах, подсобных хозяйствах, числящихся на балансе предприятия. 

 

 В зависимости от  характера выполняемых функций  выделяются следующие категории  промышленно – производственного  персонала: рабочие, руководящие  работники, специалисты, другие  служащие, младший обслуживающий  персонал, ученики и охрана.

 

 Рабочие непосредственно  участвуют в производственном  процессе. Они делятся на основных  и вспомогательных. Основные рабочие  осуществляют производство продукции,  вспомогательные заняты обслуживанием  производственных процессов. В  современных условиях вследствие  автоматизации и компьютеризации  производства, использования гибких  производственных систем и робототехнических  комплексов основным содержанием  деятельности рабочих становится  наблюдение за оборудованием,  его наладка, регулировка, ремонт, поэтому изменяется соотношение  основных и вспомогательных рабочих. 

 

 Руководящие работники  – персонал, осуществляющий техническое,  организационное и экономическое  руководство производственным процессом  и трудовым коллективом. Они  подготавливают, принимают и реализуют  управленческие решения. Это руководители  предприятия (директор и его  заместители, главный инженер,  главный бухгалтер, главный экономист,  главный энергетик и т.д.), руководители  структурных подразделений (начальник  отдела, бюро, сектора), линейные руководители (начальники участков, смен, цехов,  производств, мастера).

 

 Специалисты обеспечивают  сбор и обработку всей управленческой  информации, заняты выполнением  экономических, бухгалтерских, технических  и научно–исследовательских функций.  Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.

 

 Другие служащие (технические  исполнители) – работники, осуществляющие  подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное  обслуживание. К ним относятся:  работники канцелярии, секретари–референты,  декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и  др.

 

 Младший обслуживающий  персонал (МОП) составляют работники,  осуществляющие функции по уходу  за служебными помещениями, обслуживанию  рабочих, руководящих работников  и специалистов. Это уборщики, кладовщики, гардеробщики, операторы копировальных,  множительных и вычислительных  машин, курьер и т.д.;

 

 Ученики – это работники  предприятия, проходящие производственное  обучение с целью овладения  определенной профессией.

 

 Охрана – данная  категория работников обеспечивает  безопасность предприятия, сохраняя  его материальные ценности от  хищений и стихийных бедствий, обеспечивая неприкосновенность  информации, составляющей коммерческую  тайну предприятия. 

 

Персонал предприятия  можно охарактеризовать с помощью  количественных и качественных показателей. Количественные показатели связаны  с оценкой численности работников, в том числе по категориям ППП. К качественным показателям относятся  профессия, специальность и квалификация.

 

 Под профессией понимается  вид трудовой деятельности, требующий  теоретических знаний и практических  навыков. Понятие “специальность”  определяет вид трудовой деятельности  в рамках данной профессии,  имеющий специфические особенности  и требующий дополнительных навыков  и знаний.

 

 Например, профессия слесарь,  специальность – слесарь механосборочных  работ, слесарь контрольно-измерительных  приборов; профессия токарь, а специальность  – токарь–карусельщик, токарь–расточник  и др.).

 

 Квалификация – это  способность специалиста выполнять  работу определенной сложности.  Квалификация определяется теоретической  подготовкой, зависящей от уровня  образования, и опыта приобретаемого  в практической деятельности. Каждая  профессия требует своего сочетания  теоретической подготовки и опыта.  По уровню квалификации рабочие  делятся на низкоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных. 

 

Для специалистов также можно  выделить два вида квалификации в  зависимости от:

 

- уровня образования:  специалисты со средним специальным  образованием;

- специалисты с высшим  образованием;

- специалисты высшей квалификации, имеющие ученые степени (кандидата  и доктора наук) или ученое  звание (доцент, старший научный  сотрудник, профессор);

- от полученной специальности:  экономист, экономист–менеджер, инженер–механик,  инженер–технолог, инженер–экономист  и т.д. 

 

 Для характеристики  уровня квалификации работников  применяются тарифные разряды.  Основными факторами, оказывающими  влияние на квалификационный  разряд, являются уровень образования  конкретного работника и сложность  работы, требующей соответствующей  квалификации. Эти требования заложены  в квалификационных характеристиках,  предусмотренных квалификационными  справочниками “Единый тарифно–квалификационный  справочник работ и профессий”  и “Квалификационный справочник  должностей служащих”.

 

 Распределение работников  предприятий Республики Беларусь  по тарифным разрядам производится  на основе Единой тарифной  сетки, которая содержит диапазон  тарифных разрядов от 1 до 23.

 

 Уровень квалификации  работников предприятий оценивается  следующими тарифными разрядами: 

 

- рабочих – с 1 по 8;

- специалистов со средним  образованием – с 6 по 10;

- специалистов с высшим  образованием – с 10 по 15;

- руководителей структурных  подразделений – с 14 по 19;

- главные специалисты  – с 15 по 22;

- линейные руководители  – с 11 по 20;

- руководитель организации  с 16 по 23.

 

 Отнесение работников  к категориям рабочих, руководителей,  специалистов и других служащих  производится в соответствии  с Общегосударственным классификатором  Республики Беларусь “Профессии  рабочих и должности служащих (ОКПД).

 

 Специфика предприятия,  его размер, организационно–правовая  форма и отраслевая принадлежность  обуславливают требования к профессионально–квалификационному  составу работников.

 

 Структуру персонала  предприятия характеризует соотношение  численности отдельных категорий  работников в их общей численности.  Наибольший удельный вес в  структуре кадров промышленных  предприятий занимают рабочие. 

 

К основным факторам, оказывающим  влияние на структуру персонала, относятся:

 

 уровень механизации,  автоматизации и компьютеризации  производства; применение современных  технологических процессов; использование  новых видов энергии и материалов; формы организации производства  и др.

Информация о работе Шпаргалки по "Управлению персоналом"