Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 11:58, курсовая работа
Проблема качества продукции носит в Республике Казахстан универсальный характер. Она не относилась к разряду простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, во время мирового финансового кризиса. Казахстанские предприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращение производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе.
Введение
1. Теоретические аспекты менеджмента качества на предприятии
1.1 Сущность и значение менеджмента качества в условиях рыночных отношений
1.2 Качество, как определяющий фактор конкурентоспособности товара
1.3 Международные стандарты СМК на предприятии (ISO 9000:2000)
2. Анализ деятельности и СМК ТОО "Derbes"
2.1 Аналитическая оценка деятельности ТОО "DERBES"
2.2 Организация системы менеджмента качества в деятельности "DERBES"
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции ТОО "DERBES"
3. Пути совершенствования системы менеджмента качества на ТОО "DERBES"
3.1 Рекомендации по совершенствованию качества и повышению конкурентоспособности продукции ТОО "DERBES"
3.2 Совершенствование системы менеджмента качества на ТОО "DERBES"
Заключение
Список использованных источников
Для конвейеров разных типов показателями назначения являются производительность, длина и высота транспортирования к др.; для измерительных приборов - показатели точности, пределы измерений и т. д.
К группе показателей назначения относят следующие подгруппы: классификационные, функциональной и технической эффективности, конструктивные, а также состава и структуры.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной классификационной группировке. К классификационным показателям, например, относятся: мощность электродвигателя; емкость ковша экскаватора; передаточное число редуктора; предел прочности картона для обуви; содержание углерода в стали и др.
Показатели функциональные и технической эффективности характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию. Эти показатели для технических объектов называются эксплуатационными.
При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременное решение не о запуске нового, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли. [7, с.19]
Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности товара до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно, приобретать большой имидж, влиять на состояние между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламной деятельности и т.п.). Вместе с тем качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.
Достижение одновременного улучшения качества и цены потребления продажной цены и цены потребления (продажной цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации системы управления известной как «всеобщее руководство качеством».
Регулирующая роль рынка, как известно,
чрезвычайно жесткая: предприятия, которые
не уделяют должного внимания качеству товара, рынок
уничтожает. Разрушаются целые отрасли,
не выдерживая конкуренции с западными
и восточными фирмами, несмотря на протекционистскую
таможенную политику государств
Качество, как стратегия реформ, должно стоять выше приватизации, выше стабилизации прибыльности (доходности), выше инвестиций и структурной перестройки. Причем очень важно понять, что качество не требует больших инвестиций, более того, инвестиции без гарантий качества - потерянные деньги.
Инвестиции в качество должны быть направлены, прежде всего, на людей. Изменение взглядов, принципов, получение новых знаний - самая главная сегодня задача. Закупка современных технологий, модернизация производства оправдана только тогда, когда в результате будет выпускаться качественная конкурентоспособная продукция.
Таким образом, можно утверждать, что качество должно быть и является главным во всем, управление качеством на предприятии - это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей».
1.3 Международные стандарты СМК на предприятии (ISO 9000:2000)
Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.
В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:
- системы, соответствующие
требованиям стандарта ИСО
- общефирменные системы управления качеством (TQM - всеобщее управление качеством - Total Quality Management);
- системы, соответствующие
критериям национальных или
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
ISO 9000 - это добровольный международный стандарт для системы управления процессом проверки качества. Фундаментальное положение, которое следует запомнить, заключается в том, что ISO 9000 является моделью управления системой контроля качества. Другими словами, главное внимание уделяется управлению компанией, от начала и до конца. Стандарт не является руководством по организации структуры отдела, занимающегося контролем качества. ISO 9000 - это один из стандартов, который создала и успешно распространяет эта организация. Термин «iso» происходит от латинской основы «equal» - «равный». [18, с.82]
Стандарт не гарантирует качество продукции. Фактически, качество продукта на прямую не упоминается в стандарте. Во-вторых, он не похож на другие требования к поставщику по проверке качества. Он содержит много похожих требований, но серьезность и объективность выполняемой процедуры регистрации очень отличается.
Цель ISO 9000 - внести согласованность и объективность в действия системы контроля качества поставщика. Предполагается, что ISO 9000 будет использоваться в отношениях между компаниями, обычно в форме потребитель/поставщик. Стандарт помогает компаниям формализовать их систему управления процессом проверки качества и соответствия продукции. Подразумеваются постоянные дополнения. Использование независимого третьего лица улучшает доверительные отношения между организациями.
Требования стандарта не являются радикальными. Наоборот, они имеют свойство подстраиваться под существующую форму системы. ISO 9000 - гибкий стандарт. [17, с.67]
Семейство стандартов ISO 9000:2000 разработано, чтобы помочь организациям и предприятиям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК). В обновленную версию серии входят:
ISO 9000. СМК. Основные положения и словарь. В нем рассмотрено введение в системы менеджмента качества и словарь терминов и определений.
ISO 9001. СМК. Требования.
Он устанавливает требования
для систем менеджмента
ISO 9002 - Модель контроля
качества в области
ISO 9003 - Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции
ISO 9004. СМК. Руководство
по улучшению деятельности. Рассматривается
дальнейшее развитие
ISO 19011. Вспомогательный
стандарт описывает
ISO 10012. Вспомогательный стандарт, определяющий требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию.
Взаимосвязь между ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Взаимосвязь между ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003
Существуют три основных преимущества использования стандарта ISO 9000:2000.
Первое,- это удовлетворение регулирующим требованиям. Товары, связанные с безопасностью и здоровьем, продаваемые в Европе, уже регулируются требованием использовать стандарт. С каждым годом будет добавляться все большее количество продукции.
Второе, - это удовлетворение требованиям потребителя. Наибольшее давление на предмет использования стандарта ISO 9000:2000 исходит со стороны производственного рынка. Стандарт быстро становится международным минимумом по контролю качества. Значит, любая компания, торгующая зарубежном, должна придерживаться стандарта. Всякой компании следует опрашивать всех своих потребителей об их планах на ISO 9000:2000. Третье заключается в том, что отличная модель ISO 9000:2000 создает компании формализованную систему управления контролем качества. Фактически, ISO 9000:2000 может использоваться отдельно как модель полного управления качеством. [9, с.121]
Успешное управление и функционирование предприятия требует систематического управления, адекватного установленной стратегии. Требование обеспечения гарантированного качества продукции должно быть составной частью стратегии предприятия при построении систем качества.
Система менеджмента качества является частью системы управления организации и предприятия, и ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий заказчиков. Цели качества дополняют другие цели предприятия, такие как развитие, денежные средства, прибыльность, безопасность персонала и окружающей среды. Различные части системы управления предприятием могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества, в единую, связующую унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности.
Требования к системе менеджмента качества ИСО 9000:2000 в основном описаны в трех главных разделах (рисунок 5): «Ответственность руководства»; «Управление ресурсами»; «Выпуск продукции и/или оказание услуги»; «Измерения, анализ и улучшения».
Детальность описания требований несколько увеличилась. Они больше приближены к требованиям TQM и реализуют восемь принципов качества. Существует тесная однозначная взаимосвязь между 20 элементами системы качества по ISO 9001-94 и требованиями четырех названных разделов ISO 9000:2000. [29, с.19]
ISO 9000:2000 особенно
выделяет важность использовани
Рисунок 5 - Система менеджмента качества и ее взаимосвязи с внешней средой
SPC применяется для:
- определения дееспособности процесса;
- определения
соответствия продукта
- наблюдения за процессом с целью проверки его надежности;
- планирования выборочного контроля, с целью экономии времени и средств.
Ниже дается обзор девяти базовых требований, предъявляемых к производственному процессу стандартом ISO 9000:2000.
Управление процессами.
Грамотное управление процессами гарантирует предсказуемость и стабильность качества продукции на всех этапах производства до получения конечной продукции. [23, с.49]
В сертифицируемой организации должны быть четкие рабочие инструкции установленного образца на все процессы, оказывающие влияние на качество продукции. Рабочие документы на процесс должны определять необходимое оборудование, производственную среду, нормативные документы, планы по качеству.
Применяемое оборудование должно иметь утвержденные рабочие инструкции, определяющие требования к его эксплуатации. Эти инструкции должны периодически пересматриваться в целях поддержания их соответствия установленным требованиям. Также в обязанности руководства организации входит обеспечение доступности для работников данных инструкций.
Корректирующие и упреждающие действия.
Данные действия должны основываться на любых жалобах потребителей, ошибках в обслуживании, записях по качеству и т.д. Они позволят обнаружить причины несоответствий и скорректировать процедуры с целью предупреждения любого несоответствия производимой продукции или оказываемой услуги установленным требованиям. Для этого необходимо:
- систематически
проводить анализ
- определять
меры по усовершенствованию
- осуществлять
выработку корректирующих
- проводить
контроль эффективности
- вносить
изменения в инструкции с
Статистические методы.
Данный раздел говорит о том, что организация должна устанавливать статистические методы для подтверждения возможности производства своей продукции и достижения требуемых характеристик этой продукции.
Все применяемые статистические методы должны быть задокументированы и верны.
Документация по системе качества должна включать в себя исчерпывающее руководство по использованию соответствующих методов, карт и статистик. [8, с.48]
Идентификация продукции и прослеживаемость.
Под идентификацией продукции понимается обозначение изделия, а под прослеживаемостью - возможность определения его пути с самого начала.
Организация должна поддерживать процедуры идентификации материалов и их движения в процессе производства, упаковки и поставки, чтобы обеспечить уверенность в удовлетворении требований потребителей. Организация ответственна за то, чтобы методы идентификации и прослеживаемости продукции были документально оформлены и имелась возможность продемонстрировать их соответствие требованиям потребителя.
Регистрация данных о качестве.
Организация должна регистрировать данные о качестве продукции. Эти данные обязательно содержат результаты внутренних проверок, оценки поставщиков, анализа контрактов с потребителями, пересмотра проектов, предпринятых корректирующих и предупреждающих действий, контроля и испытаний продукции.
Данные о качестве должны быть точно определены, зафиксированы и храниться в легкодоступном месте. При помощи этих данных обеспечивается прослеживаемость продукции.
Контроль и проведение испытаний.
Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции. Это включает в себя:
- входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);