Система менеджмента качества на предприятии: методология и реализация на примере ТОО «Derbes»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества продукции носит в Республике Казахстан универсальный характер. Она не относилась к разряду простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, во время мирового финансового кризиса. Казахстанские предприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращение производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты менеджмента качества на предприятии
1.1 Сущность и значение менеджмента качества в условиях рыночных отношений
1.2 Качество, как определяющий фактор конкурентоспособности товара
1.3 Международные стандарты СМК на предприятии (ISO 9000:2000)
2. Анализ деятельности и СМК ТОО "Derbes"
2.1 Аналитическая оценка деятельности ТОО "DERBES"
2.2 Организация системы менеджмента качества в деятельности "DERBES"
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции ТОО "DERBES"
3. Пути совершенствования системы менеджмента качества на ТОО "DERBES"
3.1 Рекомендации по совершенствованию качества и повышению конкурентоспособности продукции ТОО "DERBES"
3.2 Совершенствование системы менеджмента качества на ТОО "DERBES"
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Алматы.doc

— 572.50 Кб (Скачать файл)

Jn = (4+4+4+2+2+2+2+3+3)/9 = 2.88

Общий индекс конкурентоспособности для ТОО «DERBES» составляет:

Jn = (5+5+4+4+3+4+4+4+4)/9 = 4.11

Общий индекс конкурентоспособности для зарубежных марок составляет:

Jn = (5+5+5+4+5+4+5+5+4)/9 = 4.66

У ТОО «DERBES» коэффициент конкурентоспособности неподпадает под наивысшую оценку, однако общий индекс конкурентоспособности у нее значительно выше, чем у казахстанских конкурентов. Поэтому конкурентоспособность ТОО «DERBES» можно оценить только на «хорошо».

Одним из наиболее удобных и действенных методов сопоставления данных о конкурентоспособности предприятия и выбора альтернатив её повышения является метод SWOT-анализа, или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон компании. Суть метода состоит в сопоставлении данных о внешней и внутренней среде фирмы и производится экспертным путем с помощью специальной матрицы.

Состав матрицы SWOT-анализа ТОО «DERBES» (таблица 13).

Таблица 13 Матрица SWOT-анализа ТОО «DERBES»

 

Возможности

- привлечение капитала  для инвестиций в развитие  компании;

- расширение торговой  базы;

- привлечение новых поставщиков  сырья и товаров;

- создание региональной  сбытовой сети;

- интеграция с сырьевыми, производственными, сбытовыми структурами;

- выход на смежные рынки.

Угрозы

- высокий уровень конкуренции;

- ценовой демпинг конкурентов;

- развитие марочных продуктов  на рынке;

- высокие ставки привлечения  капитала;

- потеря поставщиков сырья  и отказ от поставок продукции по дилерскому договору.

 

Сильные стороны предприятия

- современная торговая  база;

- широкая клиентская база;

- оригинальные виды товаров  и торговых марок в ассортименте;

- возможность расширения  торгового ассортимента;

- реализация продукции  казахстанского производства;

- наличие воли руководства  к развитию бизнеса;

- известность компании.

Слабые стороны предприятия

- слабое стратегическое  планирование;

- отсутствие свободных  средств для развития компании;

- высокие постоянные затраты  на управление и сбыт;

- слабое управление взаимоотношениями  с клиентами;

- отсутствие маркетингового  мышления.

 
     

Используя сводную матрицу, можно выявить те цели, которые ТОО «DERBES» необходимо незамедлительно достигать с учетом своих преимуществ и недостатков для улучшения качества продукции и повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.

В результате анализа деятельности предприятия сделаны следующие выводы:

- зафиксировано падение  объемов производства и консервация  его нерациональной структуры;

- отмечено снижение в перспективе финансовой устойчивости и платежеспособности;

- несовершенная организационная  структура управления.

Проведя исследование конкурентоспособности продукции ТОО «DERBES» на рынке Республики Казахстан, можно выделить следующие текущие проблемы, стоящие перед фирмой:

- Необходимость изменения  структур ассортимента товарной  продукции;

- Необходимы изменения  системы ценообразования, в том  числе ценового контроля и  общей ценовой политики;

- Отставание научно-технической базы, необходимой для инновационного предпринимательства;

- Отсутствие современно  развитой системы контроля и  ответственности;

- Недостаточный порядок  с организацией системы менеджмента  качества на предприятии.

 

3. Пути совершенствования системы менеджмента качества на ТОО «DERBES»

3.1 Рекомендации по совершенствованию  качества и повышению конкурентоспособности  продукции ТОО «DERBES»

Несмотря на хорошую конкурентную позицию пива ТОО «DERBES», существуют заделы увеличения его конкурентоспособности.

Отсюда необходимо, для повышения конкурентоспособности, внедрение следующих инноваций:

- внедрение новых продуктов (расширение ассортимента продукции);

- разработка стратегии развития производственной системы;

- профессиональная подготовка  и система стимулирования персонала;

- создание новой (маркетинговой) структуры управления и проектных  групп;

- внедрение стратегического  менеджмента.

Основные направления совершенствования деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности заключаются в следующем:

- проводить более лояльную  ценовую политику, необходимо поддерживать стабильный уровень цен, некоторые указывали даже на необходимость их снижения;

- увеличить выпуск продукции (несмотря на жесткую конкуренцию  на рынке пива, спрос и предложение  этого напитка не сбалансированы);

- использовать разнообразные  виды рекламы;

- расширить ассортимент  пива (при выявлении «идеальных»  характеристик пива, которые бы  могли доставить конкретному  потребителю максимальное удовольствие, дисперсия полученных характеристик  была значительна, что свидетельствует о большой неоднородности вкусов; поэтому для ТОО «DERBES» появляется возможность увеличить ассортимент своей продукции);

- производить не только  пастеризованное, но и «живое»  пиво (в то время как отечественные  предприятия начинают осваивать  технологию пастеризации пива, потребители уже изменили свое предпочтение в пользу непастеризованного напитка);

- возвратиться к производству  старых, незаслуженно забытых сортов  пива («Жигулевское», «Пенное»);

- использовать топонимику, фирменную тару; открывать фирменные бары (это возможно, если продукт обладает высоким уровнем качества, эффект от которого способен перекрывать затраты на указанные мероприятия).

Продуктовая линия предприятия должна базироваться на производстве безалкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитках. Это объясняется тем, что в современных условиях эти напитки становятся конкурентоспособными:

- безалкогольные напитки - импорт подорожал, и, следовательно, теряет преимущество по отношению  «цена-качество», чем и проигрывает  местным напиткам. Естественно, что необходимо произвести улучшения в упаковке, качестве напитков, ассортименте, рекламе. Провести анализ ценообразования и спросовых ограничений. Это позволит поднять рыночную долю предприятия и загрузить простаивающие мощности. Это, в особенности, касается безалкогольных напитков. Здесь существуют скрытые резервы роста;

- пиво отличается стабильной  динамикой роста, что очень привлекательно  для наращивания его производства. Тем более, как уже было отмечено, пиво обладает преимуществом перед другими напитками по налогообложению;

- слабоалкогольные напитки  интересны тем, что норма налогов  в их стоимости сравнительно  невелика. При том, что спрос на  такие напитки довольно устойчивый  и может быть существенно увеличен, за счет определенных действий по стимулированию сбыта. Это - упаковка, качество продукции и сервиса, увеличение ассортимента, гибкая ценоваяполитика, реклама. Это становится важным при будущей монополизации государством производства спирта и оптового оборота алкогольной продукции, что особенно затрагивает крепкие алкогольные напитки.

Стратегия дальнейшего развития предприятия заключается в увеличении рыночной доли за счет:

- ценового лидерства;

- улучшения упаковки;

- стимулирования сбыта;

- повышения качества продукции;

- гибкой ассортиментной политики;

- маркетинговых исследований  и анализа спроса.

Сегодня совокупный выпуск напитков местными производителями относительно невысок в общем объеме предложения подобной продукции за счет засилья внерегиональных, в том числе и иностранных, производителей. Ко всему прочему доля предприятия в местном производстве также небольшая, поэтому увеличение этого соотношения является основным источником роста доходов предприятия в перспективе, так как появляется возможность большей гибкости и динамичности в действиях ТОО «DERBES».

Профессиональная подготовка и переподготовка, как уже было отмечено, третий по значимости фактор повышения производительности труда. Это значит, что для осуществленй любых инноваций в деятельности предприятия и, следовательно, повышения его конкурентоспособности, необходимо повышать профессиональную компетентность персонала, причем, в первую очередь, управленческого.

Это вполне осуществимо при следующих условиях:

- наличие интенсивной  программы повышения профессионального  уровня подготовки персонала;

- применение сквозного  комплексного метода подготовки;

- соответствие программы  подготовки задачам стратегического  развития (управления);

- наличие материальной  заинтересованности персонала в повышении своей профессиональной компетентности.

Одним из факторов, способствующих повышению уровня подготовки персонала и интенсивности его труда, является наличие современной эффективной системы стимулированияперсонала.

В сфере организации, как процесса управления, необходимо изменение и дополнение существующей структуры управления.

Во-первых, следует создать маркетингово-ориентированную структуру управления. Для удобства перехода на первом этапе можно добиться внедрения развитой сбытовой структуры управления, с одновременным созданием отдела маркетинга и внедрением маркетинговой платформы для интеграции внутренних информационных потоков, что вполне возможно при наличии на предприятии внутренней ЛВС. Второй этап включает в себя создание полной маркетинговой структуры управления, где отдел маркетинга выполняет планирующую и контролирующую роль для всех прочих областей управления предприятием.

Во-вторых, для последующего конструирования динамичной и гибкой структуры управления, представляется необходимым внедрение основ проектного управления, как основ программно-целевого метода. Суть этого внедрения заключается в создании малых рабочих групп по следующим направлениям:

- качества продукции - производственный персонал, маркетологи, менеджеры низшего звена;

- развития - технологи, конструктора, менеджеры высшего звена;

- экономии - экономисты, финансисты, менеджеры среднего звена.

В дальнейшем, при концентрации и обработки накопленного опыта, осуществляется переход на полный проектный метод управления, с последующей трансформацией этой структуры управления в программно-целевую.

Изменения в управленческой деятельности касаются общих и частных проблем.

Общая - внедрение на предприятии стратегического менеджмента. Главной особенностью этого вида управления - планирование и прогнозирование деятельности на длительную временную перспективу, что позволяет более эффективно распределить имеющиеся ресурсы предприятия. Частная касается финансовой деятельности предприятия, где отмечено в целом неудовлетворительное положение. Финансовый менеджмент способствует повышению качества управленческого контроля и анализа, за счет применения строгих процедур оценки и четких количественных показателей деятельности. Кроме того, финансовый менеджмент помогает более грамотному управлению финансовыми ресурсами и денежными потоками.

Все вышеизложенные методы при их реализации в текущем периоде, должны способствовать конкурентоспособности ТОО «DERBES» на рынке Республики Казахстан и улучшению в среднесрочном периоде финансово-экономического состояния компании.

Таким образом, реализация данных мероприятий позволит оптимизировать (повысить) объем продаж ТОО «DERBES», который падал в текущем году (по результатам проведенного финансового анализа) и повысить конкурентоспособность предприятия.

3.2 Совершенствование системы  менеджмента качества на ТОО  «DERBES»

Основой успеха предприятия в условиях рыночной экономики является высокий уровень организации производства, стержнем которого служит четкое сознание и реализация каждым работником своей ответственности и своей роли в достижении предприятием качественных конечных результатов. Поэтому предлагается совершенствовать систему менеджмента качества в ТОО «DERBES» по стандартам серии ISO 9000:2000.

Как положительный момент следует отметить тот факт, что само наличие международного сертификата системы менеджмента качества может иметь решающее значение при привлечении инвестиций, так как повышает уровень надежности и доверия к предприятию со стороны потенциальных инвесторов, значительно снижает риски при оказании инвестиционной поддержки предприятию и является своего рода гарантом для инвестиционных компаний. Работа с предприятием, имеющим международный сертификат по стандартам серии ISO 9000, считается менее рискованной за счет 2-х ключевых факторов:

- внутренней структурированности  и упорядоченности деятельности  предприятия, большей прозрачности  системы управления;

- наличия периодического  внешнего контроля со стороны  независимого регистратора.

Для потенциальных инвесторов стоимость предприятия чаще всего определяется доходным методом, основанным на определении дисконтированного денежного дохода, который принесет бизнес в будущем; с помощью данного метода проверяется целесообразность инвестиционных вложений в предприятие. При оценке стоимости предприятия доходным методом наличие международного сертификата увеличивает стоимость двояким образом: за счет снижения рисков будущих доходов, а также вследствие роста объема будущих денежных потоков.

Руководство по качеству, разрабатываемое в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 на ТОО «DERBES», должно включать в себя:

- политику в области качества ООО ТОО «DERBES»;

- описание системы менеджмента  качества в области качества  в соответствии с требованиями  ИСО 9001-2000;

- организационную структуру  предприятия;

- структуру документации  системы менеджмента качества;

- организационно-функциональную  структуру управления системой менеджмента качества;

Информация о работе Система менеджмента качества на предприятии: методология и реализация на примере ТОО «Derbes»