Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении возможности применения принципа непрерывного обучения в практике управления персоналом на предприятии, выработка практических рекомендаций по построению системы повышения квалификации с учетом данных принципов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы по непрерывному обучению на предприятии;
2. провести анализ МПТП «Иркутсктеплоэнерго» по обучению персонала;
3. разработать систему обучения руководителей, специалистов и служащих с учетом принципа непрерывного образования.
Введение
1 Теоретические основы организации системы обучения персонала
Сущность и цели системы непрерывного обучения персонала
Виды обучения персонала
Модель систематического профессионального обучения персонала
Методу обучения персонала и их выбор
2 Обучение работников на Муниципальном производственном теплоэнергетическом предприятии «Иркутсктеплоэнерго»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Характеристика профессионально квалифицированной и образовательной структуры кадров: руководителей, специалистов и служащих
2.3 Анализ форм и методов организации обучения
2.4 Управление процессом обучения
3. Система непрерывного образования руководителей, специалистов и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго»
3.1 Общая модель непрерывного образования на предприятии МПТП «Иркутсктеплоэнерго» руководителей, специалистов и служащих
3.2 Разработка форм и методов обучения руководителей, специалистов и служащих для предприятия МПТП «Иркутсктеплоэнерго»
Содержание
Введение
1 Теоретические основы организации системы обучения персонала
2 Обучение работников
на Муниципальном
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Характеристика
2.3 Анализ форм и методов организации обучения
2.4 Управление процессом обучения
3. Система непрерывного
образования руководителей,
3.1 Общая модель непрерывного образования на предприятии МПТП «Иркутсктеплоэнерго» руководителей, специалистов и служащих
3.2 Разработка форм
и методов обучения
Введение
Каждое поколение людей сталкивается со своими проблемами, опасностями, угрозами. В конце XX века человечеству угрожали многие глобальные кризисы: экологический, ядерный, демографический, истощение ресурсов, социальные и национальные конфликты. Но главная опасность нашей эпохи - это кризис компетенции человека. Поэтому проблемой номер один в жизни каждого вовлеченного в общественную жизнь индивида стало отставание темпов его развития, повышения уровня его компетенции во всех областях общественной жизни.
Вот почему столь остро в наше время встали вопросы обучения людей, всех людей независимо от возраста.
Важнейшей задачей экономики
России является обеспечение
Предприятия не уделяют необходимого внимания, для обучения специалистов, при этом, ссылаясь на нехватку денежных средств, а некоторые предприятия считают, что рынок труда располагает достаточным количеством уже подготовленных профессионалов.
Однако для обеспечения высокой конкурентоспособности необходимы профессионалы, которые имеют специальные знания и постоянно их совершенствуют.
В современном мире мы наблюдаем быстрое и постоянное изменение техники, технологий, создаются новые способы производства, а это ведет к тому, что предприятие займет устойчивую позицию, если постоянно и эффективно будет обучать свой персонал.
Организация процесса обучения на предприятии становится особенно актуальной в связи с новым подходом рассмотрения знаний и опыта работников как специфического ресурса управления, способного обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, как предприятия, так и работника.
Цель курсовой работы заключается в изучении возможности применения принципа непрерывного обучения в практике управления персоналом на предприятии, выработка практических рекомендаций по построению системы повышения квалификации с учетом данных принципов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы по непрерывному обучению на предприятии;
2. провести анализ МПТП «Иркутсктеплоэнерго» по обучению персонала;
3. разработать систему обучения руководителей, специалистов и служащих с учетом принципа непрерывного образования.
Объект исследования - руководители, специалисты и служащие МПТП «Иркутсктеплоэнерго».
Предмет исследования - процесс непрерывного обучения на предприятии МПТП «Иркутсктеплоэнерго».
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются цели и задачи исследования, характеризуется методическая основа работы, степень изученности проблемы, объект и предмет исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы исследования непрерывного образования на предприятии: актуальность непрерывного образования в современном мире, как развитие персонала влияет на конкурентоспособность предприятия, формы, методы обучения, их достоинства и недостатки. Используются примеры зарубежных стран.
Во второй главе производится анализ непрерывного обучения руководителей, специалистов и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго». Рассматриваются используемые формы и методы обучения, их оценка.
В третьей главе, исходя из проведенного анализа, делается ряд предложений и рекомендаций по непрерывному обучению на МПТП «Иркутсктеплоэнерго, направленных на совершенствование процесса управления персоналом. Предлагается модель непрерывного образования, формы и методы обучения для руководителей, специалистов и служащих.
В заключении обобщены выводы и результаты исследования.
Глава 1. Теоретические основы организации системы обучения персонала
1.1 Сущность и цели системы непрерывного обучения персонала
Обучение кадров является непрерывным процессом их подготовки к трудовой, общественной деятельности. Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требуют повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда.
Чем быстрее развивается отрасль, тем скорее устаревают знания научного и прикладного характера, и появляется потребность в получении новых.
Смена целей общественного развития и способов их достижения, работа в рыночных условиях требует постоянного переобучения кадров с учётом освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приёмов труда.
В целях определения потребности в обучении обычно используются результаты оценки персонала и его труда, планы стратегического развития организации, программы обучения персонала, предусматривающие непрерывное развитие участников трудового процесса.
Уровень образования и практический опыт являются ведущими показателями качества персонала. Кадровые службы отвечают за соответствие этих параметров требованиям организации, за выполнение плана стратегического профессионального развития персонала организации.
Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, планирование, а карьеры персонала организации.
Цель развития персонала
- обеспечение организации хорошо
подготовленными работниками
Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые соответствуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами её развития, потенциалом и склонностями сотрудников.
1.2 Виды обучения персонала
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения. Характеристика видов обучения представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика видов обучения кадров
Вид обучения |
Характеристика обучения |
1. Профессиональная подготовка кадров |
Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров) |
1.1Профессиональная начальная | |
1.2 Профессиональная |
Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр) |
Продолжение таблицы 1
2. Профессиональное (повышение квалификации) |
Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) |
2.1 Совершенствование знаний и способностей | |
2.2 Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе |
Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) |
3. Профессиональная |
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |
Потребности в обучении
квалифицированных кадров необходимо
рассматривать
Таблица 2 - Задачи обучения для отдельных целевых групп
Целевая группа |
Главные задачи обучения |
1. Учащаяся молодежь |
Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство) |
2. Специалисты с опытом работы |
Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности |
3. Руководители с опытом работы |
Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п. |
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная — со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако, потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.
1.3 Модель систематического
профессионального обучения
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой непрерывный процесс. Для организации процесса обучения специалисты используют так называемую модель систематического профессионального обучения персонала.
Определение потребностей в обучении составляет основу модели систематического обучения персонала. По существу, речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (в настоящий период и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности.