Система непрерывного образования руководителей, специалистов и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении возможности применения принципа непрерывного обучения в практике управления персоналом на предприятии, выработка практических рекомендаций по построению системы повышения квалификации с учетом данных принципов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы по непрерывному обучению на предприятии;
2. провести анализ МПТП «Иркутсктеплоэнерго» по обучению персонала;
3. разработать систему обучения руководителей, специалистов и служащих с учетом принципа непрерывного образования.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы организации системы обучения персонала
Сущность и цели системы непрерывного обучения персонала
Виды обучения персонала
Модель систематического профессионального обучения персонала
Методу обучения персонала и их выбор
2 Обучение работников на Муниципальном производственном теплоэнергетическом предприятии «Иркутсктеплоэнерго»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Характеристика профессионально квалифицированной и образовательной структуры кадров: руководителей, специалистов и служащих
2.3 Анализ форм и методов организации обучения
2.4 Управление процессом обучения
3. Система непрерывного образования руководителей, специалистов и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго»
3.1 Общая модель непрерывного образования на предприятии МПТП «Иркутсктеплоэнерго» руководителей, специалистов и служащих
3.2 Разработка форм и методов обучения руководителей, специалистов и служащих для предприятия МПТП «Иркутсктеплоэнерго»

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Batsyun Москвитина - копия.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1 Теоретические основы  организации системы обучения  персонала

    1. Сущность и цели системы непрерывного обучения персонала
    2. Виды обучения персонала
    3. Модель систематического профессионального обучения персонала
    4. Методу обучения персонала и их выбор

2 Обучение работников  на Муниципальном производственном  теплоэнергетическом предприятии  «Иркутсктеплоэнерго»

  2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Характеристика профессионально  квалифицированной и     образовательной  структуры кадров: руководителей, специалистов и служащих

2.3 Анализ форм и  методов организации обучения

2.4 Управление процессом  обучения

3. Система непрерывного  образования руководителей, специалистов  и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго»

3.1 Общая модель непрерывного  образования на предприятии МПТП «Иркутсктеплоэнерго» руководителей, специалистов и служащих

3.2 Разработка форм  и методов обучения руководителей,  специалистов и служащих для  предприятия МПТП «Иркутсктеплоэнерго»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое поколение людей  сталкивается со своими проблемами, опасностями, угрозами. В конце XX века человечеству угрожали многие глобальные кризисы: экологический, ядерный, демографический, истощение ресурсов, социальные и национальные конфликты. Но главная опасность нашей эпохи - это кризис компетенции человека. Поэтому проблемой номер один в жизни каждого вовлеченного в общественную жизнь индивида стало отставание темпов его развития, повышения уровня его компетенции во всех областях общественной жизни.

Вот почему столь остро  в наше время встали вопросы обучения людей, всех людей независимо от возраста.

Важнейшей задачей экономики  России является обеспечение высококвалифицированными специалистами. Реальная ситуация в  отношении профессионального обучения, сложившаяся на российских предприятиях не отвечает современным требованиям экономики.

Предприятия не уделяют  необходимого внимания, для обучения специалистов, при этом, ссылаясь на нехватку денежных средств, а некоторые  предприятия считают, что рынок  труда располагает достаточным  количеством уже подготовленных профессионалов.

Однако для обеспечения  высокой конкурентоспособности  необходимы профессионалы, которые  имеют специальные знания и постоянно  их совершенствуют.

В современном мире мы наблюдаем быстрое и постоянное изменение техники, технологий, создаются новые способы производства, а это ведет к тому, что предприятие займет устойчивую позицию, если постоянно и эффективно будет обучать свой персонал.

Организация процесса обучения на предприятии становится особенно актуальной в связи с новым  подходом рассмотрения знаний и опыта работников как специфического ресурса управления, способного обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, как предприятия, так и работника.

 Цель курсовой работы заключается в изучении возможности применения принципа непрерывного обучения в практике управления персоналом на предприятии, выработка практических рекомендаций по построению системы повышения квалификации с учетом данных принципов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы по непрерывному обучению на предприятии;

 2. провести анализ МПТП «Иркутсктеплоэнерго» по обучению персонала;

3. разработать систему обучения руководителей, специалистов и служащих с учетом принципа непрерывного образования.

Объект исследования - руководители, специалисты и служащие МПТП «Иркутсктеплоэнерго».

Предмет исследования - процесс  непрерывного обучения на предприятии  МПТП «Иркутсктеплоэнерго».

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются цели и задачи исследования, характеризуется методическая основа работы, степень изученности проблемы, объект и предмет исследования.

В первой главе раскрываются теоретические основы исследования непрерывного образования на предприятии: актуальность непрерывного образования  в современном мире, как развитие персонала влияет на конкурентоспособность предприятия, формы, методы обучения, их достоинства и недостатки. Используются примеры зарубежных стран.

Во второй главе производится анализ непрерывного обучения руководителей, специалистов и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго». Рассматриваются используемые формы и методы обучения, их оценка.

В третьей главе, исходя из проведенного анализа, делается ряд предложений и рекомендаций по непрерывному обучению на МПТП «Иркутсктеплоэнерго, направленных на совершенствование процесса управления персоналом. Предлагается модель непрерывного образования, формы и методы обучения для руководителей, специалистов и служащих.

В заключении обобщены выводы и результаты исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы организации системы обучения персонала

1.1  Сущность и цели  системы непрерывного обучения  персонала

 

Обучение кадров является непрерывным процессом их подготовки к трудовой, общественной деятельности. Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требуют повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда.

Чем быстрее развивается  отрасль, тем скорее устаревают знания научного и прикладного характера, и появляется потребность в получении новых.

Смена целей общественного  развития и способов их достижения, работа в рыночных условиях требует  постоянного переобучения кадров с  учётом освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приёмов труда.

В целях определения  потребности в обучении обычно используются результаты оценки персонала и его  труда, планы стратегического развития организации, программы обучения персонала, предусматривающие непрерывное развитие участников трудового процесса.

Уровень образования  и практический опыт являются ведущими показателями качества персонала. Кадровые службы отвечают за соответствие этих параметров требованиям организации, за выполнение плана стратегического профессионального развития персонала организации.

Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение  квалификации кадров, планирование, а  карьеры персонала организации.

Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками для  эффективной работы и реализации стратегического развития предприятия.

Под системой развития персонала  следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые соответствуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами её развития, потенциалом и склонностями сотрудников.

 

1.2  Виды обучения  персонала

 

Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между  этими видами обучения. Характеристика видов обучения представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика видов обучения кадров

Вид обучения

Характеристика обучения

1. Профессиональная подготовка  кадров  

Приобретение знаний, умений, навыков  и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).

Развитие знаний, умений, навыков  и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров)

1.1Профессиональная начальная подготовка

1.2 Профессиональная специализированная  подготовка

Предназначена для получения специфической  профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью  овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)


 

 

 

Продолжение таблицы 1

2. Профессиональное совершенствование

(повышение квалификации)

Расширение знаний, умений, навыков  и способов общения с целью  приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

2.1 Совершенствование профессиональных

знаний и способностей

2.2 Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются  специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка к выполнению качественно  более высоких задач. Обучаются  руководители (вертикальная мобильность)

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков  и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии  и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые  в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)


 

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым  лицам, с тем, чтобы качественно  составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (таблица 2).

Таблица 2 - Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство)

2. Специалисты с опытом работы

Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности

3. Руководители с опытом работы

Отработка поведения  на случай возникновения конфликтных  ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.


 

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная — со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако, потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

 

1.3 Модель систематического  профессионального обучения персонала

 

В современных организациях профессиональное обучение представляет собой непрерывный процесс. Для организации процесса обучения специалисты используют так называемую модель систематического профессионального обучения персонала.

Определение потребностей в обучении составляет основу модели систематического обучения персонала. По существу, речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (в настоящий период  и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности.

Информация о работе Система непрерывного образования руководителей, специалистов и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго»