Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении возможности применения принципа непрерывного обучения в практике управления персоналом на предприятии, выработка практических рекомендаций по построению системы повышения квалификации с учетом данных принципов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы по непрерывному обучению на предприятии;
2. провести анализ МПТП «Иркутсктеплоэнерго» по обучению персонала;
3. разработать систему обучения руководителей, специалистов и служащих с учетом принципа непрерывного образования.
Введение
1 Теоретические основы организации системы обучения персонала
Сущность и цели системы непрерывного обучения персонала
Виды обучения персонала
Модель систематического профессионального обучения персонала
Методу обучения персонала и их выбор
2 Обучение работников на Муниципальном производственном теплоэнергетическом предприятии «Иркутсктеплоэнерго»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Характеристика профессионально квалифицированной и образовательной структуры кадров: руководителей, специалистов и служащих
2.3 Анализ форм и методов организации обучения
2.4 Управление процессом обучения
3. Система непрерывного образования руководителей, специалистов и служащих на МПТП «Иркутсктеплоэнерго»
3.1 Общая модель непрерывного образования на предприятии МПТП «Иркутсктеплоэнерго» руководителей, специалистов и служащих
3.2 Разработка форм и методов обучения руководителей, специалистов и служащих для предприятия МПТП «Иркутсктеплоэнерго»
Из них соответствие присвоенной квалификации:
Квалификационная структура на МПТП «Иркутсктеплоэнерго» по состоянию на 30.08.2010г. следующая:
Таблица 7 - Квалификационная структура
Образование |
Мужчины |
Женщины | ||
Чел. |
% от общей численности |
Чел. |
% от общей численности | |
Всего |
129 |
51 |
126 |
49 |
Высшее образов. |
101 |
40 |
84 |
33 |
Всего |
185 |
73 |
||
Средне. спец. |
22 |
9 |
26 |
10 |
Всего |
48 |
19 |
||
Среднее |
14 |
5 |
7 |
3 |
Всего |
21 |
8 |
||
Неполн. сред. |
- |
- |
1 |
0,4 |
Всего |
1 |
0,4 |
Вывод: на конец 2010 года, имеем следующие показатели: женщин - 126 человек, мужчин - 129 человек.
Из них имеют:
1. высшее образование - 185 чел.;
2. среднее специальное - 48 чел.;
3. среднее - 21 чел.;
4. неполное среднее 1 чел.
Сравнительный анализ руководителей, специалистов и служащих по уровню образования на конец 2010 года и начала 2011 года
Таблица 8 - Уровень образования руководителей, специалистов и служащих
Образование персонала |
Конец 2010 года |
Начало 2011 года |
1. Высшее образование |
185 |
223 |
2. Сред. спец. обр. |
48 |
8 |
3. Среднее образование |
21 |
15 |
4. Неполное среднее обр. |
1 |
1 |
5. Нез. высш. обр. |
0 |
1 |
Итого: |
225 |
248 |
По данным таблицы построим диаграмму, где наглядно видно, как изменилось образование руководителей, специалистов и служащих.
Диаграмма 1- Уровень образования руководителей, специалистов и служащих
Вывод: из диаграммы видно, что уровень образования руководителей, специалистов и служащих вырос. Увеличилась численность персонала на начало 2011 года с высшим образованием на 38 человек, это связанно с тем, что уменьшилась численность со средним специальным образованием и со средним образованием. Эти показатели говорят о том, что предприятие стремится повысить свое профессиональное развитие и готово обучать свой персонал.
2.3 Анализ форм и методов организации обучения
На предприятии «
Самостоятельное систематическое обучение каждого руководителя, специалиста и служащего осуществляется по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем. В индивидуальных планах, исходя из вида специальной деятельности работника, рекомендуется изучать различные опыты, как отечественные, так и зарубежные; также новейшие достижения в технике, науке и т.д.; проблемы экономики, права, социологии и другие. Положительная черта самообразования - это то, что оно может осуществляться, как на рабочем месте, так и вне его. Также дает возможность систематически самостоятельно и с помощью консультантов изучать различную научно - техническую литературу, передовой опыт работы в своем виде специальной трудовой деятельности. Контроль за ходом выполнения плана самостоятельной работы осуществляется непосредственным руководителем работника, советом предприятия по профессиональному и экономическому обучению кадров.
Краткосрочное обучение, т.е. повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих предприятия по мере необходимости, не реже одного раза в год, с целью повышения их трудовой деятельности. Обучение проводится с отрывом от работы до 3 - х недель или с частичным отрывом от работы, продолжительностью до 6 месяцев.
Учебный план разрабатывается самим предприятием и по окончанию этого обучения сдаются экзамены.
Длительное периодическое обучение: руководители, специалисты и служащие обязаны не реже одного раза в пять лет углублять специальные знания по роду трудовой деятельности в учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Учебные заведения разрабатывают, согласовывают и утверждают учебные планы и программы для длительного повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих. Сроки и формы обучения для всех индивидуальные.
Стажировка руководящих, специалистов и служащих проводится на различных предприятиях и организациях с целью освоения и внедрения лучшего высокоэффективного опыта организации труда в определенном виде специальной деятельности. Индивидуальная программа и план проведения стажировки разрабатывается специалистом, направляемым на стажировку, совместно с руководителем стажировки. Исходя из целей стажировки определяются конкретные сроки ее продолжительности. О результатах стажировки работники отчитываются по месту работы непосредственному руководителю.
Переподготовка - получение новой специальности. В процессе научно - технического и социального прогресса полученное базовое образование может видоизменяться, а также и утрачивать свое назначение. В целях получения новой специальности, соответствующие учебные заведения осуществляют подготовку руководителей, специалистов и служащих. Устанавливаются типы учебных заведений и сроки их переподготовки.
Таблица 9 - Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте
Преимущества |
Недостатки |
Дешево |
Недостаточный опыт «преподавателя» |
Легко удовлетворить потребности обучаемого – «преподаватель может подстроиться под ученика» |
Недостаточно свободного времени, чтобы обучать персонал |
Работник получает опыт «из рук в руки» |
Может возникнуть конфликт, что их будут учить их же коллеги |
Таблица 10 - Преимущества и недостатки обучения внерабочего места
Преимущества |
Недостатки |
Занятия проводиться опытным |
Дорого |
Обучения проводятся на современных технологиях с использованием новой информации |
Обучение может быть с отрывом от производства |
Работники получают заряд свежих идей и информации |
Работники могут быть не настроены проходить обучение в свое свободное время |
Нет непосредственной связи с преподавателем |
Таблица 11 - Внефирменное обучение персонала на 2011 г.
Форма обучения |
Кол-во чел. |
% от ППП |
Безопасное производство |
20 |
1,5 |
Техническое состояние ГПМ |
10 |
0,8 |
Первая помощь |
22 |
1,7 |
Продолжение таблицы 11
Техническое состояние строительно- |
6 |
0,5 |
Повышение квалификации ИТР по специальности |
32 |
2,4 |
Повышение квалификации ИТР по специальности |
19 |
1,4 |
Семинар по новым норм. док. и зак-ам |
16 |
1,2 |
Курсы экономики и права |
8 |
0,6 |
Семинар по безопасности |
1 |
0,1 |
Обучение программы |
1 |
0,1 |
ГосГорТех-Надзор |
4 |
0,3 |
Курсы для руководителей |
10 |
0,8 |
Курсы по электроснабжению |
9 |
0,7 |
Переход на новую сметно-нормативную базу |
2 |
0,2 |
Семинар по оформлению землеустроительной документации |
1 |
0,1 |
Компьютерные программы |
8 |
0,6 |
Общая численность ППП |
1328 |
Вывод: из таблицы мы можем четко увидеть, что на первом месте по обучению персонала на предприятии МПТП ИТЭ стоит повышение квалификации ИТР по специальности - 32 человека или 2,4%; на втором месте стоит обучение по первой помощи - 22 человека или 1,7%; на третьем месте - это безопасное производство - 20 человек или 1,5%.
Внутрифирменное обучение руководителей, специалистов и служащих:
Таблица 12 - Внутрифирменное обучение на 2011 год
Форма обучения |
Кол-во чел. |
% от ППП |
Курсы ПК |
61 |
5 |
Диспетчерское режимное управление |
12 |
1 |
Стажировка в подразделениях |
4 |
0,3 |
Повышение квалификации по новым нормативным документам |
34 |
2,6 |
Повышение квалификации специалиста, мастера, прораба |
51 |
4 |
Охрана труда |
94 |
7 |
Семинар по новым нормативным документам и законодательствам |
95 |
7 |
Предэкзаменационная подготовка |
68 |
5 |
Общая численность ППП |
1328 |
Вывод: по данным таблицы можно сказать, что по внутрифирменному обучению на первом месте стоит семинар по новым нормативным документам и законодательствам - 95 человек или 7% от ППП, на втором месте - Охрана труда - 94 человека или 7%, также большое количество человек по обучению наблюдается по курсам ПК, повышение квалификации и предэкзаменационная подготовка.
Всего на 2011 год планируется провести обучение: 588 человек.
Если сравнивать эти показатели с 2010 годом, то мы получим следующие данные:
Всего: 260 человек.
Вывод: если в 2010 году прошло обучение всего 260 человек, то уже на 2011 год прошло обучение 419 человек.
2.4 Управление процессом обучения
На предприятии МПТП «Иркутсктеплоэнерго» за планирование и развитие персонала отвечает служба управления персоналом. В её задачу входит: