Система управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

В данной курсовой объектом исследования выступает система управления персоналом магазина «Класс Маркет».

Содержание работы

Введение

1. Основные теоретические аспекты системы управления персоналом.

1.1. Персонал как объект управления…………………………………………4-5

1.2. Система управления персоналом…………………………………………5-7

1.3. Формирование системы управления персоналом……………………...7-13


Вывод

2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Класс Маркет ».

2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности магазина «Класс Маркет»……………………………………………………………14-17

2.2. Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Класс Маркет»………………………………………………………………………17-25

2.3. Анализ существующей кадровой политики в магазине «Класс Маркет»………………………………………………………………………25-26

2.4. Выявление проблем в системе управления персоналом магазина «Класс Маркет»………………………………………………………………………26-28
3. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом.

3.1. Разработка мероприятий по устранению проблем в структуре управления персоналом магазина «Класс Маркет»………………………29-33

3.2. Расчет социально-экономической эффективности предпринятых мероприятий…………………………………………………………………33-34

Вывод

Заключение………………………………………………………………..35-36

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Иванова.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

     Численность сотрудников магазина составляет 9 человек, согласно штатного расписания. Общим руководством магазина занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат из восьми человек, работающих по найму. В составе штатного аппарата числятся: бухгалтер, товаровед, менеджер по продажам, три продавца, две уборщицы.

     Организационная структура магазина «Класс Маркет» имеет три уровня:

     Директор (высший уровень управления), осуществляющий непосредственное управление магазином;

     А) Бухгалтер, подчиняющийся директору, ведет всю бухгалтерию деятельности магазина (средний уровень управления).

     Б) Менеджер по продаже мебели, который  занимается ассортиментом мебели, заявками на изготовление, реализацией и гарантийным  обслуживанием, подчиняющийся непосредственно  директору.

     В) Товаровед, также подчиняющийся  директору, занимается товарным ассортиментом  магазина, ведет приемку товара, осуществляет выкладку товара на прилавки, имеет в своем подчинении вспомогательный  персонал и продавцов.

     3. Продавцы, осуществляющие продажу  товара непосредственным потребителям, и вспомогательный персонал являются  низшим уровнем управления.

     Рассмотрев  структуру управления магазином  «Класс Маркет» мы выяснили, что она является линейной. Рассмотрим достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления (Таблица 2).

     Таблица 2

     Достоинства и недостатки линейной организационной  структуры управления

     ДОСТОИНСТВА                                        НЕДОСТАТКИ       

     
      
                    
    • Личная  ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подразделения;
    • Согласованность действий;
    • Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
    • Единство и четкость распорядительства;
    • Единоначалие и быстрота реакции в ответ на прямые приказы.
  • Высокие требования к руководителю;
  • Перегрузка высшего уровня управления, что ограничивает возможность эффективно управлять.
      
                    

 
     

     В этом пункте курсовой работы были описаны  основные моменты в деятельности предприятия розничной торговой сети, магазина «Класс Маркет».

     2.2 Анализ факторов  внешней и внутренней  среды магазина

     «Класс Маркет» 

     Специалисты утверждают, что какими бы различными ни были организации, все они имеют  ряд общих черт:

     Создаются с одной главной целью - обеспечить координацию коллективных усилий, направленных на решение определенных задач

     Все они должны ставить себе стратегические и тактические цели и периодически обновлять их;

     Они должны следить за тем, чтобы все  члены организации вносили вклад  в достижение общей цели.

     Методологическую  основу изучения организации составляют системный и ситуационный подходы. С позиции системного подхода  организацию возможно рассмотреть  как открытую систему, характерные  черты которой обусловлены взаимодействием  ее элементов ( внутренняя среда ) и  неразрывно связаны с внешнем  окружением прямого и косвенного воздействия. Внутреннюю среду организации  составляют ее структура, культура, ресурсы. Внешней средой прямого воздействия  являются поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, правительственные органы. Внешняя среда косвенного воздействия  это политика, экономика, право, социально-культурные факторы, физико-географические условия.

     Для определения стратегии поведения  организации и выполнения ее в  деятельности, руководство должно иметь  полное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и  тенденциях, так и о внешней, тенденциях ее развития и расположении, которое  занимает в ней эта организация.

     Внешняя среда является источником, поставляющим ресурсы в организацию, которые  необходимы для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне.

     Анализ  факторов внешней  среды организации

     Внешняя среда представляет собой совокупность факторов прямого воздействия (поставщики, потребители, трудовые ресурсы, конкуренты) и косвенного воздействия (экономика, технология, социально-политические факторы).

Анализ факторов внешней среды магазина, получив данные о факторах представляющих опасность или открывающих новые возможности руководство должно оценить: обладает ли организация внутренними силами, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Для этого нужно провести анализ угроз и возможностей организации с помощью экспертных оценок.

       Для выявления сильных и слабых  сторон деятельности организации  в целом необходимо проанализировать  внутреннюю среду с помощью  экспертных оценок.

     Для данного анализа необходимо применить  метод SWOT. Применяя такой метод, устанавливаются  линии связи между сильными и  слабыми сторонами организации, внешними угрозами и возможностями  путем экспертной оценки.

     Для проведения экспертной оценки угроз  и возможностей магазина “ Класс Маркет ”, а также выявления сильных и слабых сторон были привлечены 5 специалистов, оценивающие по десяти- бальной шкале.

     В роли специалистов (экспертов) выступили  сотрудники данной организации:

  • Директор
  • Бухгалтер
  • Товаровед
  • Менеджер по продажам
  • Продавец

     На  основании экспертных оценок составляем матрицу SWOT. С помощью матрицы, в  которой установлена взаимосвязь  между сильными и слабыми сторонами  деятельности магазина «Класс Маркет» и максимальными возможностями и угрозами, вырабатываются теоретические стратегии дальнейшего развития магазина.

     В ходе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выбираются стратегии, позволяющие максимально использовать имеющиеся возможности и сильные стороны, либо, наоборот, ослабить угрозы и уменьшить влияние слабых сторон.

     Каждая  из групп этих теоретических стратегий  соответствует эталонным стратегиям развития, описание которых будет  представлено далее. По различным причинам не все рассмотренные стратегии  могут применяться на практике управления магазином «Класс Маркет».

     Поэтому необходимо выявить оптимальную  стратегию, в соответствии с которой  исследуемый объект мог бы осуществлять свое дальнейшее развитие. Для этого  используется матрица оценки эффективности  стратегий.

     Из  матрицы видно, что оптимальными стратегиями для магазина «Класс Маркет» будут являться:

  • Выработка кадровой стратегии;
  • Повышение квалификации кадров;
  • Мониторинг за внешними изменениями.

     Делая вывод, можно отметить следующие  моменты: для формирования оптимальной  стратегии, руководство магазина «Класс Маркет» должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей покупателей, поведение конкурентов и поставщиков, нововведения государства и т.д.) и состояние внутренних ресурсов магазина (финансовое положение, динамика развития кадров и т.д.). В результате взаимодействия этих факторов формируется реальная стратегия развития организации.

     Внешняя среда предприятия оказывает  воздействие на внутреннюю среду, которая  является частью общей среды находящаяся  в пределах организации. Она оказывает  постоянное и непосредственное воздействие  на функционирование организации.

     Анализ  факторов внутренней среды организации

     Внутреннюю  среду магазина «Класс Маркет» можно охарактеризовать, проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности, персонала и доминирующей организационной структуры.

     Базой для проведения анализа финансово-хозяйственной  деятельности является годовая отчетность магазина «Класс Маркет» за 2010 и 2011 года.

     Владея  данными за два периода можно  провести сравнение отчетных данных с данными прошлого года, выявить  факторы, влияющие на увеличение или  снижение объема товарооборота, а также  выявить резервы дальнейшего  роста основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Анализ работы предприятия осуществляется с помощью  ряда показателей. Показатели указываются  как в абсолютном, так и в  относительном выражении.

                                                       

     Результаты динамике финансово - хозяйственной деятельности магазина     за 2010 - 2011 года основные показатели имели тенденцию к увеличению, а именно, товарооборот вырос на 113.24% и повлек за собой рост валового дохода на 643.83 тыс. руб.

     Положительным моментом в деятельности магазина является снижение уровня издержек обращения (непосредственных затрат, связанных с приобретением  и реализацией товаров) на 0.13% в  общем объеме товарооборота, несмотря на их рост в абсолютном выражении.

     Также результатом увеличения товарооборота  является увеличение прибыли магазина на 109.18%, что в абсолютном выражении  составляет 560.37 тыс. руб. За счет роста  этого показателя растет и валовая  прибыль, влияние на которую оказал и такой показатель как прочие операционные расходы, снизившиеся в 2011 году на 10%.

     Чистая  прибыль после уплаты налогов, которые  возросли на 8.9 тыс. руб. или на 27.22%, составила 361.8 тыс. руб., что на 563.35 меньше показателя 2001 года.

     Самым значимым показателем эффективности  торговой деятельности является рентабельность. Этот показатель исследуемого объекта  довольно высокий, причем как рентабельность торговой деятельности, так и рентабельность торгового предприятия в целом. Рентабельность торговой деятельности незначительно снизилась (почти  на 2%) и составила 18.53%, а целом  по магазину выросла на 20.3% и составила 16.0%.

     Эти цифры, несомненно, показывают, что  деятельность магазина «Класс Маркет» за 2010 - 2011 года достаточно эффективна.

     Главным показателем хозяйственной деятельности любого торгового предприятия является объем товарооборота. За отчетный период этот показатель увеличился на 3080 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом.

     Увеличилась и среднегодовая стоимость товарных запасов на 74.71%. Для полного и  качественного удовлетворения спроса необходимо достаточное количество товарных запасов. С ростом объема реализации товаров неизменно будет расти  и данный показатель.

     Скорость  обращения также имела тенденцию  к росту. Так, в отчетном году она  составила 3.82 оборота, что на 22.04% выше прошлого года.

     Положительным моментом в деятельности магазина является повышение эффективности использования  трудовых ресурсов, о чем свидетельствует  рост производительности труда на 136,93%, при росте среднего размера оплаты труда на 86.49%, а фонда оплаты труда  на 67.8%.При этом численность персонала  магазина уменьшилась на одного человека за анализируемый период.

     В 2011 году площадь магазина 153.7 кв. м. Несмотря на это эффективность использования торговой площади выросла. Среднегодовая нагрузка на 1 кв. м. торговой площади увеличилась на 20.84%, что составляет 2.82 тыс. руб.

     В отчетном году произошло увеличение стоимости основных фондов на 80.0 тыс. руб., а показатель характеризующий  эффективность их использования  вырос на 15.28%.

     Подводя общий итог хозяйственной деятельности магазина «Класс Маркет» следует отметить, рост показателей эффективности работы предприятия.

     Преследуя цель курсовой работы, помимо проведения анализа финансово-хозяйственной  деятельности магазина стоит рассмотреть  состав персонала организации согласно штатному расписанию и детально проанализировать трудовые ресурсы данного предприятия.

     Основа  любой организации - персонал, от деятельности которого зависит достижение общей  цели предприятия, реализация и повышение  эффективности деятельности и многие другие экономические показатели. Поэтому  основной задачей при анализе  управления персоналом, а частности  и анализе системы оплаты труда  персонала, является изучение его численности, структуры, текучести кадров.

     Численность персонала магазина «Класс Маркет» относительно небольшая (9 человек) и соответственно проанализировать такой штат довольно легко.

Информация о работе Система управления персоналом