Система управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

В данной курсовой объектом исследования выступает система управления персоналом магазина «Класс Маркет».

Содержание работы

Введение

1. Основные теоретические аспекты системы управления персоналом.

1.1. Персонал как объект управления…………………………………………4-5

1.2. Система управления персоналом…………………………………………5-7

1.3. Формирование системы управления персоналом……………………...7-13


Вывод

2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Класс Маркет ».

2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности магазина «Класс Маркет»……………………………………………………………14-17

2.2. Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Класс Маркет»………………………………………………………………………17-25

2.3. Анализ существующей кадровой политики в магазине «Класс Маркет»………………………………………………………………………25-26

2.4. Выявление проблем в системе управления персоналом магазина «Класс Маркет»………………………………………………………………………26-28
3. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом.

3.1. Разработка мероприятий по устранению проблем в структуре управления персоналом магазина «Класс Маркет»………………………29-33

3.2. Расчет социально-экономической эффективности предпринятых мероприятий…………………………………………………………………33-34

Вывод

Заключение………………………………………………………………..35-36

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Иванова.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

     На  основании полученных данных можно  сделать следующие выводы: за два  анализируемых года (2000 - 2001) в целом  по магазину численность изменилась незначительно, так в 2010 году она составляла 10 человек, а в 2011 снизилась на одного человека. Изменения произошли в следующих группах персонала:

     Административно - управленческий персонал остался  без изменения;

     Торгово-оперативный персонал уменьшился на одного человека, удельный вес этой группы составил 44,45%;

     Вспомогательный персонал не изменил своего состава  и включает себя как прежде 2 человека.

     Динамика  развития состава  и структуры персонала  магазина «Класс Маркет» за 2010 - 2011 гг

      

     Большая часть персонала принадлежит к возрастной категории до 25 лет. За анализируемый период их численность не изменилась, по-прежнему составляет 4 человека, но удельный вес этой категории увеличился из-за увольнения одного работника. Самая малая доля приходится на возрастную группу от 30 до 40 лет, численность этой группы - всего 1 человек, которая не менялась в течение двух лет. Изменение произошло в категории персонала от 25 до 30 лет, в связи с увольнением одного работника. Человек, входящий в категорию от 30 до 40 лет, занимает высший уровень управления. В результате можно отметить традиционную расстановку персонала, при которой на высшем уровне управления находятся работники постарше, а на более низком – по моложе.

     Рассмотрим  структуру персонала магазина «Класс Маркет» в динамике по уровню образования.

     Динамика  структуры магазина «Класс Маркет» по уровню образования за 2010 - 2011 гг

     Изменение в структуре персонала по уровню образования произошли только из-за снижения численности.

     Проанализировав основные показатели деятельности магазина «Класс Маркет», а также рассмотрев состав и структуру персонала, целесообразно приступить к определению организационной культуры магазина. Используя анкету, включающую в себя развернутое описание четырех типов культур, определим доминирующую в магазине «Класс Маркет».

     Эта анкета была составлена доктором Роджером Харрисоном. Она включает в себя 15 групп из четырех альтернативных формулировок.

     Общее число каждой формулировки:

  • культура власти - 44 балла
  • культура роли - 33 балла
  • культура задачи - 38 баллов
  • культура личности - 26 баллов.

     Проанализировав существующую культуру магазина «Класс Маркет» можно сделать вывод, что в данной организации преобладает культура власти.

     Организация с таким типом культуры характеризуется  централизованным источником власти, решения принимаются в результате баланса влияний, быстрым реагированием  на события, оценивая выполненное задание  по результатам, с лояльным отношением к средствам выполнения.

     На  сформировавшуюся культуру магазина в  значительной степени повлияли цели и задачи, стоящие перед ним. Основным фактором послужило получение максимальной прибыли от реализации товаров надлежащего  качества, полное удовлетворение потребностей покупателей, применяя обслуживание высшего  уровня для постоянного привлечения  старых и новых потребителей.

     Бесспорно, на формирование культуры магазина огромное влияние оказало внешнее окружение - экономическое, политическое, технологическое  и социальное, которое предполагает уметь быстро реагировать на изменения  и приспосабливаться.

     Ядром любой организации являются люди, которые являются значимым фактором, влияющим на культуру организации. Кадры, по сути, и определяют тип культуры.

     Подводя итоги анализу факторов внешней  и внутренней среды магазина «Класс Маркет» необходимо отметить следующее: при анализе было выявлено, как персонал магазина зависит от факторов внешней и внутренней среды, как изменились основные финансово - экономические показатели работы магазина за два последних года, какова динамика состава и структуры кадров магазина.

     Далее необходимо рассмотреть эффективность  управления предприятием, проанализировать основные экономические показатели деятельности: товарооборот, издержки, рентабельность.

     Понятие эффективность содержит в себе соотношение  показателей результата и затрат на его достижение. Эффективность  управления это результат деятельности, эффект от которой можно получать в течение длительного времени.

     Эта система экономических показателей  дает возможность оценивать и  сравнивать эффективность работы предприятия, проводить анализ использования  отдельных видов ресурсов предприятия, учитывать и определять влияние значимых факторов на общие результаты деятельности предприятия торговли, выявлять резервы и намечать пути повышения эффективности их работы.

     Эффективность деятельности предприятия формируется  под влиянием факторов, обеспечивающих изменение конечных результатов  деятельности при рациональном использовании  всех видов ресурсов и затрат. С  учетом анализа системы показателей  эффективности определяют мероприятия, направленные на повышение эффективности  их деятельности. Анализ эффективности  деятельности предприятия является заключительным этапом подведения итогов работы предприятия.

     Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: дисциплина и  ответственность работников, специализация  предприятия, обновление основных фондов, условия труда работников, организация  рабочих мест, текучесть кадров, заинтересованность работников в достижении высоких результатов деятельности, применение прогрессивных форм торговли и т.д.

     Оценка  эффективности управления магазина «Класс Маркет» за 2010 - 2011 гг

     Определяя степень эффективности существующей системы управления магазина «Класс Маркет» с помощью основных показателей функционирования, необходимо отметить, что за анализируемый период они увеличились.

     Самым положительным моментом является рост показателя рентабельности в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Увеличение фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют о повышении эффективности использования основных фондов магазина. В отчетном году увеличились размеры торговой площади, несмотря на это увеличилась и нагрузка на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом. Результатом роста объема продаж является рост товарных запасов. Показатель эффективного использования основных средств - скорость обращения товарных запасов, который в отчетном году вырос на 22.04%. Так же плюсом в деятельности магазина является рост производительности труда. Тенденция роста зафиксирована и у таких показателей как: товарооборот на 1 руб. ФЗП (на 27.09%), прибыль на одного работника (на 184.11%),  

     Оценка  эффективности управления магазина «Класс Маркет»

     Анализируя  показатели  необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно низкая (17.9 баллов). Делая вывод, руководству необходимо в дальнейшем совершенствовать и внедрять новые наиболее эффективные действия, реализация которых повысит степень эффективности управления до оптимального уровня.

     2.3. Анализ существующей  кадровой политики  магазина «Класс Маркет»

     Фазы  воспроизводства  персонала магазина «Класс Маркет»

     Существуют  несколько элементов стратегии  управления персоналом в магазине «Класс Маркет»:

  1. отбор персонала;
  2. оценка персонала;
  3. развитие персонала;
  4. мотивация персонала.

     При наборе персонала руководство магазина пользуется следующими критериями и  принципами. Несмотря на структуризацию процесса отбора, руководству иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала  заранее не планируется и осуществляется лишь в момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. Потребность  в персонале оценивается директором и основывается на изменении объема работ.

     Главным моментом является оценка персонала, которая  осуществляется для определения  соответствия работника занимаемому  им вакантному месту (должности) и выполняется  тремя способами:

     1. Оценка потенциала работника  (профессиональные знания, опыт, деловые  и нравственные качества, психология  личности, здоровье и работоспособность,  уровень общей культуры).

     2. Оценка индивидуального вида (позволяет  установить качество, сложность  и результативность труда конкретного  сотрудника и его соответствие  занимаемой должности ).

     В магазине «Класс Маркет» главным лицом в оценке персонала является непосредственно директор. Он отвечает за полноту и объективность информационной базы, необходимой для текущей оценки. Оценка персонала в магазине проводится следующим образом.

     Кроме того, оценка может помочь в решении  некоторых дополнительных задач:

  • установление обратной связи с работником по профессиональным и организационным вопросам;
  • удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

     Основным  методом воздействия на систему  управления персоналом для обеспечения  ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение  квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет  работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.

На практике в магазине «Класс Маркет» не применяются такие методы. Здесь осуществляется только подготовка кадров непосредственно перед принятием должностных полномочий.

     2.4. Выявление проблем  в системе управления  персоналом в магазине  «Класс Маркет»

     На  основе проведенного анализа финансово - хозяйственной деятельности магазина «Класс Маркет» можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом

     Преимущества  и недостатки системы  управления персоналом магазина «Класс Маркет»

     Преимущества:

    • Подготовка кадров перед принятием должностных обязательств;
    • При найме предпочтение отдается кандидату с опытом, что позволяет не тратить средства на обучение;
    • Быстрая адаптация персонала в неформальной обстановке;
    • Учет мнений персонала.

     Недостатки:

    • Отсутствие долгосрочного планирования кадров
    • Отсутствие четкой кадровой политики
    • Отсутствие кадрового резерва
    • Возрастной ценз
    • Отсутствие передвижения кадров для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах
    • Отсутствие поощрения инициативы персонала
    • Частичное отсутствие материального стимулирования.
    • Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне

     Указанные недостатки являются минусом организации  системы управления персоналом магазина. Устранение этих минусов могло бы привести к решению многих проблем, таких как больничные листы, отпуск.

     Руководству необходимо обращать внимание на приведенные  выше недостатки, т.к. в итоге они  сказываются на конечном результате деятельности магазина.

     Отсутствие  четкой кадровой политики

     Для рационального использования трудового  резерва, для своевременного обеспечения  организации персоналом, для эффективности  работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование).

     Отсутствие  долгосрочного планирования

     Подбор  кадров осуществляется лишь в тот  момент, когда возникает острая необходимость  заполнения вакансий. При этом допускаются  ряд ошибок: запаздывание в обеспечении  торгового процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности  в приеме.

     Отсутствие  кадрового резерва

     Нехватка  работников особенно ощутима во время  отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности магазина в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу  приходится выполнять сверхурочную работу).

     Отсутствие  поощрения инициативы работника и материального  стимулирования

     Мотивация - это процесс побуждения к деятельности для достижения целей организации. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.

Информация о работе Система управления персоналом