Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития, а также анализ трудовых ресурсов.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть общее понятие структуры управления и организационных полномочий.
2. дать характеристику основных видов структур управления, их преимуществ и недостатков.
3. изучить современные тенденции развития организационных структур управления.
4. провести анализ состава и структуры кадров.
5. провести анализ показателей движения кадров.
Введение...................................................................................................................3
1.Организационные структуры управления и тенденции их развития……………………………………………………………………………5
1.1.Общее понятие структуры управления и организационных полномочий………………………………………………………………………..5
1.2.Характеристика основных видов структур управления, их преимущества и недостатки…………………………………………………….12
1.3.Современные тенденции развития организационных структур управления……………………………………………………………………….21
2. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………………...27
2.1. Анализ состава и структуры кадров……………………………………27
2.2. Анализ показателей движения кадров……………………………….....35
Заключение…………………………………………………………………...…..39
Список литературы………………………………………………………………41
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА -
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
«Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Чите
(ЗабИЖТ ИрГУПС)
Кафедра «Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы теории управления»
Выполнила:
Чита 2012 год
Содержание
Введение......................
1.Организационные структуры
управления и тенденции их развития…………………………………………………………
1.1.Общее понятие
структуры управления и организационных
полномочий……………………………………………………
1.2.Характеристика
основных видов структур управления, их
преимущества и недостатки……………………………………………………
1.3.Современные тенденции
развития организационных структур управления……………………………………………………
2. Анализ трудовых ресурсов………………
2.1. Анализ состава и структуры кадров……………………………………27
2.2. Анализ показателей движения кадров……………………………….....35
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
Каждая организация имеет систему управления, которая также является объектом исследования.
Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность -- это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании.
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития, а также анализ трудовых ресурсов.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть
общее понятие структуры
2. дать характеристику
основных видов структур
3. изучить современные
тенденции развития
4. провести анализ состава и структуры кадров.
5. провести анализ показателей движения кадров.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются организационные структуры управления.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
1.Организационные
структуры управления и
1.1Общее понятие структуры управления и организационных полномочий.
Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Такими элементами являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи, необходимость в них возникает при иерархичности управления (при наличии нескольких уровней управления). Линейные связи отражают движение управленческих решений между так называемыми линейными руководителями(лицами, полностью отвечающими за деятельность организации, её структурных подразделений). Функциональные связи отражают движение информации и управленческих решений по специальным вопросам (маркетинг, реклама, производство и т.д.).[15, c 94-95]
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами. Полномочия делегируются должности.
Полномочия передаются от высших к низшим уровням организации, являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но даже полномочия высшего руководства ограничены.
Линейные полномочия - передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Они предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд.[8, c 84-89]
Необходимо отметить три типа административного аппарата (АП).
Консультативный аппарат. Когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе. Обязанность этих специалистов - консультирование линейного руководства.
Обслуживающий аппарат. Функции аппарата могут быть распространены на выполнение определенных услуг.
Личный аппарат (это разновидность обслуживающего аппарата). Формируется, когда руководитель нанимает секретаря или помощника. В обязанности личного аппарата входит исполнение того, что требует руководитель. В организации член этого аппарата не имеет никаких полномочий. Когда он действует, то это делается по поручению руководителя.
Рекомендательные полномочия. Линейное руководство будет обращаться за консультациями к консультативному аппарату, когда потребуются его знания. Но линейные руководители могут решить проблему, не ставя аппарат в известность.
Обязательные согласования. Поскольку аппарат может испытывать трудности в общении с линейным руководством, фирма иногда расширяет полномочия аппарата до обязательных согласований с ним каких-либо решений. Когда согласования обязательны, линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Линейные руководители не обязаны следовать рекомендациям аппарата.
Параллельные полномочия. Цель - установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок.
Функциональные полномочия. Аппарат, обладающий такими полномочиями, может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. По существу, линейные полномочия президента организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Функциональные полномочия устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей.
Линейные полномочия персонализируют и упрощают взаимоотношения подчиненных и начальников. Получатель полномочий принимает на себя личную ответственность за задачи и отвечает перед делегирующим за их выполнение. Если подчиненный сталкивается с проблемами, то он точно знает, к кому следует обратиться за решением. Если непосредственный начальник не может обеспечить решение, то эта проблема передается по цепи команд наверх упорядоченным образом. Работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед этим человеком. Лицо, у которого возникла проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней.[8, c 90-93]
Требования к формированию организационной структуры управления:
1) четко формулируется цель предприятия;
2) достигается
максимальная простота
3) обеспечивается четкая передача информации и обратная связь;
4) устанавливается
единая подчиненность.
5) ограничивается
количество подчиненных. Норма
управления определяется
6) ограничивается количество звеньев управления: чем их больше, тем дольше идет информация снизу вверх и распоряжения сверху вниз, чем больше возможностей искажения их в процессе передачи;
7) четко различаются
и координируются функции
8) высшим руководством координируется ответственность служб.[14,c 54-56]
Факторы, определяющие
организационную структуру
1. размеры производственной деятельности компании;
2. производственный профиль компании;
3. сфера деятельности компании;
4. особенности взаимодействия предприятия с партнёрами по бизнесу.
Функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов. Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий.
Внешняя среда предприятия формируется в результате взаимодействия массы связанных и не связанных с ним субъектов хозяйственной деятельности (покупателей, других предприятий, инвесторов, наемных работников, государства). Каждая группа, вступая в рыночные сделки, руководствуется определенными побуждениями - мотивами. В зависимости от того, насколько важны предприятию те или иные субъекты, оно должно на эти мотивы ориентироваться. Пересечение всех мотивов, прежде всего отражается на номенклатуре выпускаемой предприятием продукции. Более того, как правило, организационная структура любого предприятия "подстраивается" под номенклатуру выпускаемой продукции, объем выпуска и пр.
Продукция, выпускаемая предприятием может быть предназначена для людей узкого круга со специфическими, отличными от других потребностями или для удовлетворения потребностей обычных, повседневных, или для удовлетворения быстро изменяющихся потребностей. В зависимости от этого мотивы конечных потребителей можно разделить так: физиологическое выживание; социальные факторы потребления (традиция, мода, ажиотаж и т.п.); индивидуальные вкусы и предпочтения.