Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития, а также анализ трудовых ресурсов.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть общее понятие структуры управления и организационных полномочий.
2. дать характеристику основных видов структур управления, их преимуществ и недостатков.
3. изучить современные тенденции развития организационных структур управления.
4. провести анализ состава и структуры кадров.
5. провести анализ показателей движения кадров.
Введение...................................................................................................................3
1.Организационные структуры управления и тенденции их развития……………………………………………………………………………5
1.1.Общее понятие структуры управления и организационных полномочий………………………………………………………………………..5
1.2.Характеристика основных видов структур управления, их преимущества и недостатки…………………………………………………….12
1.3.Современные тенденции развития организационных структур управления……………………………………………………………………….21
2. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………………...27
2.1. Анализ состава и структуры кадров……………………………………27
2.2. Анализ показателей движения кадров……………………………….....35
Заключение…………………………………………………………………...…..39
Список литературы………………………………………………………………41
3) сетевые организации
используют достоинства
Виртуальные структуры - их деятельность опирается на информационные технологии с широко распределёнными звеньями управления. Специализируются на продвижении товаров и услуг. К ним относятся интернет-магазины.
Отличительные признаки:
1) широкое применение интернет-технологий;
2) отсутствие
инфраструктуры предприятия
3) большое количество партнёров по доставке, хранению и распределению грузов и товаров;
4) применение современных финансовых систем учёта и оплаты.
[10, c 172-174]
Современное развитие организационных структур характеризуется широким делегирование полномочий нижележащим структурным уровням и заменой административных методов управления экономическими, вплоть до внутрифирменной купли-продажи промежуточных результатов труда и образования внутренней конкуренции на предприятии. Эта идея и лежит в основе многомерной организационной структуры, и в основе технологии и организационно-финансовой структуры - «Управление с помощью бизнес-единиц». (Бизнес-единица - это относительно самостоятельное подразделение компании (направление бизнеса), имеющее отдельные задачи и стратегию, деятельность которого можно планировать независимо от других подразделений)
Предприятия, внедрившие эту технологию, приобретают существенные конкурентные преимущества за счет создания эффективной системы мотивации, увязывающей личные интересы сотрудников с интересами собственника предприятия.
Система «Управление с помощью бизнес-единиц» в основном основана на дивизиональном принципе управления с созданием эффективной финансовой структуры предприятия с максимальным использованием системы бюджетирования для повышения рентабельности деятельности структурных подразделений и предприятия в целом, с введением полного внутреннего хозрасчета.
Финансовая структура делит организацию не функциям, а по центрам финансового учета. Это позволяет контролировать источники возникновения доходов и расходов и максимально объективно диагностировать состояние организации.
Центр финансового учета (ЦФУ) - самостоятельный субъект финансовых отношений, участвующий в бизнес-процессе и оказывающий непосредственное воздействие на его финансовый результат.
В зависимости от своих задач, принципов формирования своих бюджетов и характера воздействия на финансовый результат деятельности организации в целом каждый ЦФУ относится к одному из трех основных видов:
1) Профит-Центр - ЦФУ, непосредственно ведущий и развивающий один или несколько бизнес-проектов и обеспечивающий тем самым достижение своей главной цели - получение прибыли от их реализации.
Основным характерным условием рассмотрения ЦФУ как "профит-центра" является отсутствие к моменту его образования непогашенной задолженности перед корпорацией по произведенным затратам на организацию и развитие всех реализуемых им бизнес-проектов и его способность приносить текущую прибыль по ним. Руководители профит-центров индивидуально договариваются с руководством организации о процентном распределении результатов деятельности. Предусматривается разделение, как дохода, так и убытков.
Данная система стимулирует активность профит-центров и вместе с тем заставляет большое внимание уделять страхованию рисков, поскольку убыток будет покрываться ими из собственного бюджета.
2) Центр Затрат
- ЦФУ, обеспечивающий поддержку
и обслуживание реализации
3) Венчур-Центр - ЦФУ, главная цель которого - организация и развитие новых бизнес-проектов, связанных с ожиданием прибыли от их реализации в будущем.
Кроме того, в виде отдельного структурного подразделения - профит-центра, создается Центральное казначейство.
Основными функциями центрального казначейства являются: поддержание общей ликвидности организации; внутри корпоративное перераспределение ресурсов; определение внутри корпоративной (трансфертной) цены ресурсов.
В системе «Управление с помощью бизнес - единиц» у каждого руководителя подразделения появляются персональные финансовые риски. Если бонус руководителя подразделения (определяемый из прибыли) не покрывает полученный аванс, он обязан вернуть разницу в кассу предприятия.
Система «Управление с помощью бизнес-единиц» не вводит никаких ограничений на систему мотивации, предлагает лишь ограничение на фонд оплаты труда (ФОТ). Поэтому руководитель выплачивает основную сумму заработка сотрудников в виде переменной части заработной платы, в зависимости от выполнения поставленных перед ними задач. Т.е. она используется как инструмент мотивации, учитывая вклад каждого сотрудника в общий результат подразделения. Однако, процент неудач при формировании бизнес-единиц очень велик.
В России систему бизнес-единиц начали вводить с начала 90-х годов. Но к 2000 году многие ушли от нее и вернулись к функциональной структуре.
Система «Управление с помощью бизнес-единиц» имеет как плюсы, так и минусы.
Преимущества:
1. Трансфертные цены носят менее субъективный характер, становятся рыночными, более объективными.
2. Структурные
подразделения имеют большую
свободу и могут быстрее
3. При ограниченном
финансировании они могут
4. Повышенная
реальная мотивация
Недостатки:
1. Приоритет
тактических целей перед
2. Для эффективной
внутренней конкуренции
3. Разобщенность структурных подразделений, у каждого своя цель, свой интерес, резкое обострение серьезных конфликтов на этой почве.
4. Сложность
организации работ по
5. Очень сильная зависимость результатов от личности руководителя структурного подразделения.
6. Требуется
очень четкая регламентация
Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.
2. Анализ трудовых ресурсов.
2.1 Анализ структуры и состава кадров.
Главной производственной силой предприятия являются трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы часть трудового коллектива, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями необходимыми для осуществления производственного процесса данного предприятия. Квалификационные кадры – необходимое условие бесперебойного процесса производства, обеспечение сложенной и четкой работы, гарантирующей безопасность. Поэтому при изучении результатов хозяйственной деятельности любого предприятия особое внимание необходимо уделять анализу численности и составу кадров.
При
анализе трудовых ресурсов по
численности и составу по
Определяется
абсолютный излишек или
При проведении анализа следует иметь в виду, что в случаях перевыполнения плана по выпуску продукции, фактическая численность работающих иногда также превышает плановую. В подобных случаях в основном изучается та часть рабочих, которая непосредственно связанна с основными видами деятельности. Поэтому целесообразно установить так называемый относительный излишек или недостаток основных рабочих, которые определяются сравнением численности рабочих по отчету с плановой численностью, скорректированный на выполненный объем работы. Большое значение имеет анализ структуры кадров по видам деятельности. При изучении структурных подразделений сопоставляется фактический и плановый удельный вес численности категорий работников в общей сумме работающих. Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей: коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести кадров, коэффициент стабильности кадров. Необходимо изучить причины увольнения работников, это позволит принять действенные меры по сокращении текучести кадров.
При изучении состава и
При анализе трудовых ресурсов
по уровню образования и
Сопоставление численности
Группировка трудовых ресурсов
по уровню образования,
Напряжение в обеспечении
При
управлении трудовыми
Наглядно представим структуру контингента по категориям работников в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Анализ состава и структуры кадров по категориям работников.
Показатели |
2008 |
2009 |
Удельный вес | |
2008 |
2009 | |||
Контингент (всего, чел.) |
150 |
145 |
100 |
100 |
Руководители |
13 |
13 |
9 |
9 |
Специалисты |
45 |
43 |
30 |
30 |
Служащие |
38 |
35 |
25 |
24 |
Рабочие |
54 |
54 |
36 |
37 |