Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития, а также анализ трудовых ресурсов.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть общее понятие структуры управления и организационных полномочий.
2. дать характеристику основных видов структур управления, их преимуществ и недостатков.
3. изучить современные тенденции развития организационных структур управления.
4. провести анализ состава и структуры кадров.
5. провести анализ показателей движения кадров.
Введение...................................................................................................................3
1.Организационные структуры управления и тенденции их развития……………………………………………………………………………5
1.1.Общее понятие структуры управления и организационных полномочий………………………………………………………………………..5
1.2.Характеристика основных видов структур управления, их преимущества и недостатки…………………………………………………….12
1.3.Современные тенденции развития организационных структур управления……………………………………………………………………….21
2. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………………...27
2.1. Анализ состава и структуры кадров……………………………………27
2.2. Анализ показателей движения кадров……………………………….....35
Заключение…………………………………………………………………...…..39
Список литературы………………………………………………………………41
Недостатки:
1) недостаточно
четкое распределение
2) тенденции
к чрезмерной централизации
3) аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
[14, c 104]
Линейно-функциональная структура
Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.
Достоинства:
1) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
2) освобождение
руководителей отделов от
3) стандартизация и формализация процессов в данной структуре.
Недостатки:
1) чрезмерная
заинтересованность в
2) трудность
поддержания постоянных
3) необходимо постоянно координировать деятельность структурных подразделений.[14, c 105]
Дивизиональная структура
Дивизиональная структура. Ключевыми фигурами в управлении организацией с дивизиональной структурой являются менеджеры, возглавляющие производственные отделения. При этом стратегия развития, научно-исследовательские разработки, финансовая и инвестиционная политика входят в компетенцию высшего звена управления.
Образование дивизионов производится по одному из критериев:
· по выпускаемой продукции - продуктовая специализация;
· по ориентации на определённые группы потребителей - потребительская специализация;
· по обслуживаемым территориям - региональная специализация.
Специализация по продукту становится объективно оправданной, если для предприятия важно координировать различные виды деятельности, связанные с производством какого-либо продукта. За счёт такой специализации достигается большая согласованность действий и улучшается обслуживание клиентуры.
При структуризации по продукту ответственность за получение прибыли возлагается в основном на руководителей подразделений.
Потребительская специализация ориентирована на группы потребителей, имеющих определённые или специфические потребности.
Региональная специализация является целесообразной, если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством и нуждами потребителей, упрощает связь организации с клиентами. Она связана также со снижением уровня издержек: выбор района для размещения предприятия может быть связан со стремлением снизить транспортные расходы, правильное расположение складских помещений уменьшит затраты времени на доставку, что может повлиять на получение заказов.
Достоинства:
1) относительно
большая самостоятельность
2) быстрая реакция на изменение рынка;
3) снижение конфликтных ситуаций между должностными лицами;
4) быстрое и оперативное принятие решений;
5) освобождение высших руководителей фирмы от рутинных и оперативных решений задач.
Недостатки:
1) высокие затраты на
организацию координации
2) высокая потребность в руководящих кадрах;[14, c 106 – 109]
Адаптивные организационные структуры
С 60-х годов многие организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие по сравнению с бюрократией типы организационных структур. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями организации. В адаптивных структурах сотрудники должны решать свои конкретные задачи в свете задач организации в целом. Взаимодействие между сотрудниками различных рангов -это скорее, консультации коллег, чем приказ начальника подчиненному.
Достоинства:
1) интеграция
различных видов деятельности
в рамках реализации
2) значительная
активизация деятельности
3) вовлечение руководителей и специалистов различных служб в сферу активной творческой деятельности;
4) сокращение нагрузки на руководителей;
5) достижение
высокой гибкости и
Недостатки:
1) длительная подготовка по управлению проектами;
2) нарушается принцип единоначалия;
3) борьба за власть;
4) дублирование функций управления;
5) неопределённость
в занятости персонала в
Проектная организационная структура
Проектная организация - это временная структура, создаваемая длярешения конкретной задачи. Для этого собирают в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации. Команда осуществляет сложный проект в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за установленные пределы затрат. Когда проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем отделе или уходят из этой организации.
Существует несколько типов проектных организаций. В так называемых чистых, или сводных, проектных структурах временная группа специалистов представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной организации. Руководителю проекта подчинены не только члены группы, но и все выделенные для решения этой задачи ресурсы. Чисто проектные структуры используются только для решения каких-либо крупномасштабных задач. [14,с 111]
Матричная организационная структура
Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы). Такая схема широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям.
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная. Эффективность управления фирмой во многом зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений.
Поэтому скелет управления - его организационная структура - должен обрастать «мускулатурой управления». Этому способствуют следующие нормативные документы: положения об отделах и службах; должностные инструкции.
Первичным элементом структуры управления является служебная должность. Должностные инструкции обеспечивают четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками фирмы. Они содержат: общую часть; основные задачи и обязанности; права; ответственность работника. Обычно должностная инструкция является основой аттестации сотрудника по результатам его деятельности. В мировой практике управления акционерной компанией присутствует, как правило, своеобразный надстроечный орган управления (надстройка над исполнительными органами президентом, вице-президентом) - совет фирмы (наблюдательный совет, совет директоров). Уже во время поиска вкладчиков наипервейшим делом является создание такого Совета. Считается, что важны следующие составляющие успеха бизнеса: хороший состав управленцев; хороший план дела; хорошие вкладчики; хороший совет директоров. Аппарат управления акционерной компанией включает линейную администрацию и весь персонал инженерно-технических работников, занятых в производственных подразделениях и службах. Линейное руководство предприятия: директор, управляющий производством, начальники и мастера цехов. Директор в системе управления крупной фирмы относится к среднему звену управляющих и отвечает перед фирмой за успех производства.[14, c 112-113]
Бригадная (кросс - функциональная) структура управления
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Её активное применение как структуры управления организацией началось с 80-х годов. Основными принципами такой организации управления являются:
1) автономная работа рабочих групп (бригад);
2) самостоятельное
принятие решений рабочими
3) замена жестких
управленческих связей
4) привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения, так отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы (бригады), в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.
Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:
1) сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
2) гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
3) работа в группах создает условия для самосовершенствования;
4) возможность
применения эффективных
5) сокращается
потребность в специалистах
Недостатки:
1) усложнение взаимодействия;
2) сложность в координации работ отдельных бригад;
3) высокая квалификация и ответственность персонала;
4) высокие требования к коммуникациям.
Данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам.[14, c 113-114]
1.3. Современные тенденции развития организационных структур управления
Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действующими.
Любая, даже самая совершенная структура управления производством обречена на изменения и дальнейшее совершенствование.
Причина неизбежности новых организационных структур управления кроется в постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы управления, моральном старении структуры и в таком мощном катализаторе социальных, экономических и управленческих изменений, как научно-технический прогресс (замена оборудования, освоение новых изделий и технологий). Важно, чтобы каждое нововведение было бы должным образом аргументировано. Руководители предприятия должны быть морально готовы к возможным сбоям в работе, к нарушениям привычных ритмов деятельности.
Опыт передовых предприятии России и успешно работающих, зарубежных фирм показывает, что наметилась стойкая тенденция замены чисто инженерного, узкофункционального труда более творческим, разнообразным, требующим самостоятельных управленческих решений. Все шире вовлекаются в процесс управления низовые структурные звенья, более высокие иерархические уровни концентрируются на решении наиболее сложных, стратегических задач. Эти изменения в содержании управленческого труда требуют упрощения сложных иерархических структур.
Увеличение масштабов производства и его усложнение в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки информации обуславливают развитие новых организационных структур управления. В основе этого развития - переход к структурам, обеспечивающим быструю реакцию на изменения, происходящие в производстве.[10, c 165-167]
Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры.
Основные направления
совершенствования
1) децентрализация производственных и сбытовых операций;
2) нововведенческая экспансия; переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
3) отказ от
использования
С развитием рыночных отношений и динамичным развитием внешней среды, вызвало к жизни новые типы структуры: сетевые и виртуальные.
Сетевые структуры - комплекс организаций, который заключает контракты на проведение любых видов хозяйственной деятельности.
Отличительные признаки:
1) многие сетевые
организации используют
2) сетевые организации полагаются на рыночные механизмы (спрос, предложение и конкуренцию)