Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 04:08, курсовая работа
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента.
С развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. В середине 19 века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.
Введение.
3
I. Системный подход.
6
1.1 Характеристика системного подхода.
6
1.2 Системный подход к управлению и его основатели.
8
1.3 Организационная система: основные элементы и типы.
15
1.4 Современное представление о системном подходе: его основные черты и принципы.
18
1.5 Значение системного подхода в управлении.
20
2. Организация как система.
22
3. Процесс управления.
30
3.1 Системы управления.
30
3.2 Средства управления.
31
3.3 Принятие управленческих решений.
35
4. Организационная характеристика предприятия ООО «Эльдорадо».
38
4.1. Численный состав работников предприятия.
40
4.2. Отрицательные стороны работы предприятия.
42
4.2.1. Проблемы, связанные с уходом специалистов.
43
Заключение.
Но представители школы научного управления практически не рассматривали отношения между членами организации. Более того, они фактически отрицали значимость горизонтальных связей, рассматривая исключительно вертикальные, властные связи в направлении только сверху вниз - от руководителей к подчиненным. Невнимание к человеческому фактору самым отрицательным образом сказывалось на работе рациональных организаций, которым не удавалось повышать эффективность деятельности несмотря на наличие ресурсов. Вновь актуализировалась проблема отчуждения и аномии.
Эти обстоятельства подтолкнули ряд исследователей организаций к проведению всесторонних исследований человеческих взаимоотношений в коллективе. Основная идея, которой они руководствовались, состояла в следующем:
социальная организация - это не механизм и не биологический организм, поэтому нельзя игнорировать отношения между людьми, возникающие в ходе производства, их общение между собой. Организация, в которой не придают значения горизонтальным связям, представляется неполной, ее члены изолированы, что, снижает их заинтересованность в выполняемой работе. Налаживание контактов и отношений между членами коллектива организации - существенный резерв повышения эффективности деятельности и улучшения организационной структуры.
Формирование школы
Хотторнский эксперимент
при всех его методологических недостатках,
допущенных при формулировании выводов
и выявленных позднее, послужил основой
для формирования мощной научной
школы, строившей свою теорию на концепции
человеческих отношений. Эта концепция
стала в свою очередь краеугольным
камнем для одного из самых влиятельных
и быстро прогрессирующих направлений
в исследовании организаций, известного
как психологическое
Концепция человеческих отношений
изначально была направлена против основных
положений тейлоризма и школы
научного управления. В противовес
подходу к работнику с позиций
биологизма (когда эксплуатируются
в основном такие ресурсы работника,
как физическая сила, навыки, интеллект)
член организации стал рассматриваться
как социопсихологическое существо.
Такие теоретики школы
Политика управления, согласно концепции школы человеческих отношений, предусматривала комплекс мероприятий по удовлетворению многих важнейших потребностей и нужд членов организации: улучшение условий труда, условий релаксации (отдыха и восстановления сил), проведения свободного времени, а также в значительной степени способствовала демократизации отношений между руководителями и подчиненными, заставила руководителей учитывать личностные качества работников.
Одной из самых главных
заслуг создателей концепции человеческих
отношений можно назвать то, что
они отвели неформальной организации
(или неформальной организационной
структуре) важную, а иногда и решающую
роль в организационной
Разработка психологического подхода в теории организаций. Идеи школы человеческих отношений развивали представители психологической школы в теории организации. Так, американские исследователи организационного поведения У. Френч и Ч. Белл, сравнивали организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся элементы неформальной структуры организации, а в верхней (видимой) части - формальной. Такой подход в значительной степени расширил возможности управления человеческими ресурсами в организации, позволил выработать сбалансированный подход к соотношению формальной и неформальной организационных структур и способы взаимодействий между ними.
В целом работы представителей школы человеческих отношений и исследователей, стоящих на близких теоретических позициях, стали основой демократического стиля управления организацией, характеризующегося постоянной ориентацией руководителей на поведение подчиненных, необходимым уровнем самоконтроля, высокой мотивацией работников и включенностью работника в процесс управления организацией.
Школа человеческих отношений и психологическое направление сыграли большую роль в развитии теории организаций. Представители этих направлений:
- ввели учет человеческого
фактора, поведения членов
- выделили неформальную
структуру организации, что
- существенно обогатили
теорию мотивации, используя
Вместе с тем эти
теории не могли учесть ряда серьезных
проблем, и в настоящее время
их применение в чистом виде ограничено.
Так, представители школы
- преувеличивали влияние психологического фактора;
- не принимали во внимание
особенностей корпоративной
- не оставляли руководителю
возможности для принятия
- не учитывали связи
психологического фактора с
- рассматривали организацию
только как закрытую систему
без учета влияния рыночного
и институционального
Решению проблем, связанных с применением психологических теорий, способствовало внедрение теории систем, или системного подхода, в практику изучения организаций4.
3. Процесс управления.
3.1 Системы управления.
Производственно - хозяйственная деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности.
Управление предприятием
осуществляется в соответствии с
его Уставом. Предприятие является
юридическим лицом, пользуется правами
и выполняет обязанности
Управление предприятием
осуществляется на базе определенной
организационной структуры. Структура
предприятия и его
- решение одних и также
вопросов не должно находится
в ведение разных
- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.
Структура управления может
изменяться во времени в соответствии
с динамикой масштабов и
Системой называется совокупность элементов и связей между ними, обладающая свойством, не сводящимся к сумме свойств элементов. Как видим, по определению, система должна состоять, как минимум, из двух связанных, взаимодействующих друг с другом элементов. Системное свойство - это новое качество элементов, изначально независимых.
Системы имеют элементы, связанные в пространстве, - это структура системы вещества, устройства, организации. Система «живет» во времени - это означает наличие технологий, процессов. Образованные из людей системы - это коллективы, фирмы, организации.
Как же анализировать системы, выявлять и использовать системные свойства?
Вот классический пример - технические системы существуют не сами по себе. Каждая из них входит в надсистему, являясь одной из ее частей и взаимодействуя с другими ее частями; но и сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей - подсистем. Первый признак талантливого мышления - умение переходить от системы к надсистеме и подсистемам. А для этого должны работать три мысленных экрана.
Вроде бы все просто! Надсистема - система - подсистема. Почему же так часто происходит смешивание разных системных уровней? Где критерий одного системного уровня и есть ли он? Есть, конечно! К подсистемам данной системы надо относить лишь те элементы, совокупность которых обеспечивает имеющееся системное свойство.
Подсистем в системе может быть очень много, но их всегда можно сосчитать. Иначе обстоит дело с определением надсистемы для рассматриваемой системы. Любая система сама может быть элементом многих более сложных систем. Поэтому системный анализ и его результаты сильно зависят от контекста, в котором рассматривается система.
3.2 Средства управления.
Как известно, процесс управления заключается в планировании, организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны эти важнейшие функции, определяющие в совокупности существо предмета управления, тем результативнее управление. Многие промышленные фирмы на собственном опыте убедились, что планирование является средством, позволяющим им определять характер, формы и последовательность будущих действий на протяжении продолжительного периода.
В общих чертах в планирование
входят: выявления перспектив развития
внешнего окружения, формулирование целей
и вероятных стратегий, установление
первостепенных задач и определение
курсов действий для их достижения.
Продукцией планирования является система
планов - долгосрочных, среднесрочных
и оперативных. Процесс планирования
охватывает все уровни управления и
создает необходимые
Многие зарубежные специалисты
непрерывно подчеркивают, что смысл
внутрифирменного планирования в конечном
счете сводится к определению
решений, которые требуется принять
сегодня для обеспечения
- выбора как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий фирмы;
- выработки ориентирующих линий и действий, которые помогают выполнять поставленные цели или преодолевать угрожающие ситуации;
- установления стандартов оперативной деятельности, которые используются как база для осуществления контроля;
- пересмотра более ранних планов в свете меняющихся условий.
Наиболее важными целями разных фирм являются: обеспечение определенного уровня прибылей, объема продаж, быстрая реализация товаров, проникновение на рынок, усовершенствование изделий, повышение производительности труда, более полное использование производственных мощностей, достижение ритмичного производства.
Информация о работе Системный подход в управлении организацией