Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:33, курсовая работа
Целю данной курсовой работы является исследование специфики социализации личности в организации и ее анализ на примере ОАО «Аэропорт «Пулково». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия «социализация личности в организации»;
- изучить понятие «социализация персонала»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Понятие социализации. Типы социализации 5
1.2. Этапы социализации личности 7
1.3. Основные факторы социализации личности 15
1.4. Агенты социализации 17
2.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 20
2.1. Понятие социализации персонала 20
2.2. Этапы социализации персонала 21
2.3. Факторы, оказывающие влияние на социализацию персонала 23
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АЭРОПОРТ «ПУЛКОВО» 27
3.1. Общая характеристика организации 27
3.2. Социализация индивида в ОАО «Аэропорт «Пулково» 31
3.3. Рекомендации по улучшению социализации персонала в ОАО «Аэропорт «Пулково» 39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
кафедра «Управление и экономика
предпринимательства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Социализация индивида в организации»
По направлению подготовки 080200.62 Менеджмент
Дисциплина:Теория менеджмента
Выполнила:Айдыбаева Н.Н.
Группа: БМД-2
Проверил:
Ст. преподаватель
Валеева О.Р.
Уфа – 2012
сОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Понятие социализации. Типы социализации 5
1.2. Этапы социализации личности 7
1.3. Основные
факторы социализации личности
1.4. Агенты социализации 17
2.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 20
2.1. Понятие социализации персонала 20
2.2. Этапы социализации персонала 21
2.3. Факторы,
оказывающие влияние на
3. АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АЭРОПОРТ «
3.1. Общая характеристика организации 27
3.2. Социализация
индивида в ОАО «Аэропорт «
3.3. Рекомендации
по улучшению социализации
Социализация личности представляет собой адаптацию личности к окружающей среде, усвоение ею тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменение индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным.
Вхождение человека в организацию-это особо сложный и чрезвычайно важный процесс социализации, от успешности которого зависит дальнейшее развитие как члена организации, так и самой организации. Быть членом организации совсем не одно и то же, что входить в организацию, становиться ее членом. Процессу вхождения человека в организацию всегда сопутствует решение нескольких проблем. Во-первых, это проблема адаптации человека к новому окружению, решение которой не всегда проходит успешно, так как требуется правильное взаимодействие обеих сторон: человека и организационного окружения. Во-вторых, это проблема коррекции или изменения поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это проблема изменений и модификаций в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет вакансию, свободное место для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. От решения данных проблем зависит не только то, сможет ли человек войти в организацию, но и то, как человек будет работать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением, а следовательно то, насколько успешно будет развиваться организация.
Задачи установления взаимодействия
между человеком и
Целю данной курсовой работы является исследование специфики социализации личности в организации и ее анализ на примере ОАО «Аэропорт «Пулково». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия «социализация личности в организации»;
- изучить понятие «социализация персонала»;
- провести анализ и
определить приоритетные
Объектом курсовой работы является ОАО «Аэропорт «Пулково». Предмет курсовой работы – деятельность ОАО «Аэропорт «Пулково».
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).
Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.
По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.
Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).
Помимо стадий или фаз
процесса социализации надо выделять
также понятие «содержание
Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:
1)с первой и второй половиной жизни;
2)с формальными и неформальными институтами.
Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.
Другие ученые считают, что
первичная социализация, как и
вторичная, продолжается всю жизнь,
и они не делятся по половинам
жизни. Критерий здесь нормативно-
Вторая точка зрения может
быть более убедительна тем, что
в мировой социологии традиционно
употребляются термины «
Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.
Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.
Формальными называются такие
контакты или взаимоотношения, содержание,
порядок, время и регламент которых
регулируется каким-либо документом. Пример
– армия. Неформальными – взаимодействия
между двумя и большим
Обе группы – первичная
и вторичная, – как и оба
типа отношений (неформальные и формальные),
жизненно необходимы человеку. Однако
время, уделяемое им, и степень
их влияния по-разному
Существует несколько классификаций этапов социализации.
Согласно одной из классификаций по отношению к трудовой деятельности выделяют следующие этапы:
1. Дотрудовой этап социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.
К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования никак не могут быть отнесены к следующей стадии.
С другой стороны, специфика
обучения в учебных заведениях подобного
рода довольно значительна по сравнению
со средней школой, в частности
в свете все более
2. Трудовой этап социализации
охватывает период зрелости
3. Послетрудовой этап социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.