Социализация личности в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целю данной курсовой работы является исследование специфики социализации личности в организации и ее анализ на примере ОАО «Аэропорт «Пулково». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия «социализация личности в организации»;
- изучить понятие «социализация персонала»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Понятие социализации. Типы социализации 5
1.2. Этапы социализации личности 7
1.3. Основные факторы социализации личности 15
1.4. Агенты социализации 17
2.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 20
2.1. Понятие социализации персонала 20
2.2. Этапы социализации персонала 21
2.3. Факторы, оказывающие влияние на социализацию персонала 23
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АЭРОПОРТ «ПУЛКОВО» 27
3.1. Общая характеристика организации 27
3.2. Социализация индивида в ОАО «Аэропорт «Пулково» 31
3.3. Рекомендации по улучшению социализации персонала в ОАО «Аэропорт «Пулково» 39

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

Стимулирующее воздействие  на развитие межличностных и межгрупповых взаимоотношений оказывают социальные программы: спортивные мероприятия, в которых принимают участие работники аэропорта, предоставление служебного автобуса, предоставление путевок для детей работников, обеспечение абонементами в фитнес-клубы. Эти мероприятия мотивируют персонал к неформальному общению, расширению социальных связей и т. п.

Исследуя профессиональный аспект развития личности в трудовом коллективе, отметим, что одним из достижений менеджмента аэропорта  в этой области стало открытие в 2007 г. учебного центра, призванного консолидировать усилия всех подразделений для обеспечения бесперебойного и качественного профессионального обучения сотрудников аэропорта. До момента открытия центра обучение в основном производилось силами самих подразделений, либо не проводилось совсем (даже при назревающей актуальности), что в социально-профессиональном плане не давало удовлетворения в качественном получении знаний в таких областях, как изучение иностранного языка, авиационная безопасность, информационные технологии.

Немаловажный социальный аспект - получение работниками свидетельств о прохождении того или иного  курса, повышая тем самым свой профессиональный статус. Накопленный  профессиональный опыт, наличие сертификатов и свидетельств учитываются при  проведении аттестации сотрудника (для  повышения профессиональной категории - для специалистов). Таким образом, с одной стороны, рост профессиональных знаний и связей способствует достижению более высокого профессионального  статуса, а с другой - аттестация на более высокую категорию подразумевает  необходимость постоянного профессионального  развития, переподготовки и т. п.

В 2008 г. Учебный центр ставит перед собой несколько важных задач: открытие и проведение курсов английского языка для ряда подразделений аэропорта, реализация тренинговых программ по различным темам, затрагивающим повышение индивидуального потенциала. Также с ноября 2008 г. апробируется и внедряется первая корпоративная тренинговая программа «Качество обслуживания пассажиров: успешная работа фронт-офиса» для персонала аэропорта, непосредственно вступающего в контакт и во взаимодействие с пассажирами. Это позволит обеспечить качество обслуживания пассажиров на высоком профессиональном уровне, повысит общий культурный уровень сотрудников.

Безусловно, внедрение тренинговых и других программ для профессионального развития персонала в западных странах давно не новинка, однако на российском пространстве кадровой политики подобные управленческиерешения в авиационной сфере претворяются в жизнь сравнительно недавно.

С ноября 2007 г. и до настоящего момента около 500 человек прошли профессиональное обучение, инструктажи и тестирование на базе учебного центра аэропорта «Пулково». Темы проведенных семинаров, тренингов и инструктажей охватывают вопросы системы менеджмента качества, бюджетирования, авиационной безопасности, действий в чрезвычайных ситуациях, информационных технологий. Таким образом, можно сделать вывод о направленности обучения в сторону безопасности, надежности и качества процесса наземного обслуживания пассажиров.

Ключевую роль в создании «корпоративного климата» обеспечивает выбранный курс кадровой политики. Кадровая политика, проводимая в аэропорту  «Пулково», представляет собой смешение двух стилей осуществления кадровой политики и управления персоналом: контроль за признаками негативного  состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса, и рациональность в решении  социально-кадровых вопросов. Структуру  кадровой политики составляют системы  целей, принципов и основных направлений  деятельности, задающих единые правила  для всех субъектов социального  управления по формированию и рациональному  использованию способностей индивида, как в его личных интересах, так  и в интересах организации.

По степени открытости/закрытости кадровая политика аэропорта «Пулково» относится коткрытой. По виду собственности аэропорт относится к открытому акционерному обществу, т. е. деятельность аэропорта, инновационные проекты, направление развития имеет значение не только для административного и руководящего персонала, но и для акционеров, одним из которых является город. При первичном анализе, организация достаточно открыта для потенциальных сотрудников любого уровня с опытом работы и в других отраслях. Однако основу коллектива подразделений, задействованных в обслуживании пассажиров, составляют выпускники (студенты) вузов без опыта работы.

Как и любой социальный процесс, процесс реализации политики стимулирования на практике претерпевает некоторые изменения, выявляет характерные  для той или иной сферы наземного  обслуживания тенденции. Среди положительных  тенденций можно отметить следующие:

• повышение уровня сознательности и дисциплинированности персонала  при выполнении технологических  операций в целом;

• повышения уровня ответственности  руководителей подразделений за качество работы, выполняемой персоналом;

• постепенный рост качества подготовки персонала при профессиональном обучении;

• снижение количества несоответствий в работе, случаев некачественного  выполнения технологий и инструкций;

• повышение общего уровня профессиональной подготовки работников, профессионального самосознания.

Сформированная система  премирования выступает как относительно устойчивый стимулирующий фактор, оказывающий  воздействие на мотивирование труда, на оперативное устранение несоответствий, а главное - на предотвращение нарушений  путем ответственного исполнения своих  обязанностей, не только формального  контроля со стороны руководства, приобретения новых знаний и умений в профессиональной деятельности, повышения собственных квалификационных показателей. Еще одной задачей в рамках системы премирования выступает повышение качества выполняемых аэропортом услуг: регистрация пассажиров, обработка багажа, предоставление информации о полетах, обслуживание различных категорий пассажиров, осуществление контроля за производственным процессом и так далее.

Среди проявлений отрицательного характера в избранном курсе  проведения кадровой политике выделим  следующие:

• влияние человеческого  фактора на формулировку показателей, следовательно, - на логику определения  несоответствия и степени его  значимости для обеспечения бесперебойного протекания технологического процесса и соблюдения норм техники безопасности и охраны труда (субъективные критерии оценки).

• цепочка «выявление несоответствия -оперативность принятия мер для устранения - предоставление объяснительной по установленному факту - решение о депремирировании - подача всех документов на согласование смежным подразделениям аэропорта (финансистам, экономистам, юристам)» хотя и функционирует, но пока отсутствует единая система понимания и трактовки тех или иных случаев, что вызывает вопросы методологического характера.

• возможно, данная система  приемлема только для оценки производственных показателей, где важна профессиональная грамотность работника, оперативность  осуществления операций и принятий решений (в том числе в сбойных  ситуациях). На производстве критериями оценки являются: временные нормативы выполнения операций технологического цикла, грамотность и личная заинтересованность в осуществлении работы «здесь и сейчас», результат которой можно наблюдать сразу же: регистрация пассажиров, оформление багажа - выпуск багажной бирки, получение пассажиром посадочного талона, посадка на борт воздушного судна, справочные данные для пассажира, обеспечение обслуживания различных категорий пассажиров на вылет и прилет, обслуживание трансферных пассажиров и так далее.

Одним из показателей успешности профессиональной социализации личности является уровень оплаты труда, а  фактором, влияющим на профессиональную социализацию - система оплаты труда. Некоторые социологи сходятся во мнении, что «уровень оплаты труда  должен напрямую зависеть от трудового вклада работника». Применительно к персоналу исследуемой организации отметим, что уровень оплаты труда преждевсего зависит от занимаемой должности и соответственно от степени ответственности, выполняемых функций. Являясь достаточно стабильной в социально-экономическом отношении организацией, аэропорт «Пулково» не только регулярно повышает оклады сотрудников, но осуществляет попытки расширения социальных программ. В 2008 г. сотрудникам, принявшим участие в перспективных проектах развития подразделений, успешно проявившим организаторские способности, обеспечившим качественную работу, были выделены финансовые средства на проведение санитарно-курортного лечения и оздоровительного отдыха.

Положительной тенденцией проводимых руководством аэропорта преобразований, является понимание, что в условиях рынка, жесткой конкуренции работники  должны быть предрасположены к инновационной  деятельности. Начиная с 2005 г., когда  аэропорт был преобразован в самостоятельную  организацию, менеджмент взял курс на стратегическое инновационное развитие. Самые существенные изменения произошли  в 2007 г.: были созданы несколько новых  подразделений и профессиональных групп (трудовых коллективов), среди  которых такие, как группа корпоративных  отношений, отдел комплексной защиты информации и другие. Преобразования подчеркивают стремление руководства  аэропорта к достижению высоких  показателей организации как  обслуживающей компании, и как  организации, заинтересованной в главном  своем ресурсе -персонале. Повышение степени социальной направленности профессионального и личностного развития сотрудника, произошедшее за последние 2 года, безусловно, оказывает благоприятное воздействие на удовлетворение социальных потребностей в безопасности, надежности, стабильности, уважении и развития индивида.

3.3. Рекомендации по улучшению социализации персонала в ОАО «Аэропорт «Пулково»

 

Деятельность по социализации персонала является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации и существенно влияет на ее эффективность.

Работа по развитию социализации персонала не может быть успешной без активного участия руководителей всех уровней. Каждый руководитель отвечает за состояние социализации в своем подразделе. Для выполнения ряда работ по диагностике социализации и определению направлений ее изменения предлагается формировать экспертные группы, которые состоят из менеджеров, неформальных лидеров, ведущих специалистов организации. В их составу должны входить и представители потребителей, профсоюзов.

Необходимо иметь в  виду, что различные мероприятия  по социализации организации целесообразно осуществлять, учитывая уровень организации управленческих процессов. Этот уровень при всей неопределенности и трудности его оценки должен определяться такими факторами, как степень соблюдения принципов организации управленческих процессов (непрерывность, прямоточность, специализация, экономичность, ритмичность и др.); регламентация управленческих процессов (применение различных регламентов); отработанность и прогрессивность структур управления; отладка систем мотивации; экономические и организационные взаимосвязи и т.д

 

Организация будет планировать себя саму, и даже такие деликатные вопросы, как ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудников, отношение руководства к людям, стиль поведения. При этом реализация проекта должна осуществляться через самосовершенствование организации и ее сотрудников. Поэтому желательно, чтобы сотрудники всех звеньев принимали участие в разработке и обсуждении программы развития социализации. Тогда в них возникнет чувство соучастия и они будут считать проект своим.

Очевидно, что во все время  внимание отводится семи системным  факторам. Часть из них (внешняя среда, время) независимые, их только можно  изучать, учитывать, в других нужно  планировать изменения для повышения  корпоративной культуры. Процесс  изменений - неравномерен. Так, изменения  некоторых групп зависимых факторов, например, изменение размеров организации, ее целей и даже некоторых элементов  управления согласно требованиям внешней  среды могут предшествовать изменениям корпоративной культуры.

Для обеспечения соответствия высоким требованиям международных  стандартов и конкурентоспособности  необходимо проведение  работы по повышению социализации и корпоративной культуры каждого работника аэропорта, направленной на удовлетворение потребностей клиентов. Для создания сильной корпоративной культуры следует добиться к данным показателям:

- слаженность и взаимодействие;

- удовлетворенность работой  и гордость за ее результаты;

- преданность организации  и готовность соответствовать  ее высоким стандартам;

- высокая требовательность  к качеству труда;

- готовность к переменам,  вызванным требованиями прогресса  и конкурентной борьбой.

Предлагаются следующие мероприятия по повышению социализации персонала:

- организация конкурсов  профессионального мастерства среди  работников компании, установление  особого ритуала поощрения лучших  по профессии, возможно определение  “человека года” компании. Главное здесь- система публичного поощрения с приглашением членов семьи;

- установление льгот и  поощрений для сотрудников, проработавших  в компании определённое число  лет;

- расширение ассортимента  услуг, оказываемых службами организации  (юридической, информационной, технической,  транспортной и др.) своим сотрудникам;

- расширение выпуска рекламных  материалов и сувенирных изделий  для сотрудников компании (часы, галстуки, записные книжки и пр.);

- установление Дня рождения  компании;

- поддержка сотрудников  в формировании их страховых  и пенсионных фондов;

- создание системы сбора  и реализации предложений и  просьб сотрудников предприятия  (порядок, сроки, соответствующие  распоряжения).

Все вышеперечисленные мероприятия  направлены на формирование уважения сотрудников к компании и к  друг другу ,что способствует социализации личности в организации и плодотворной работе каждого сотрудника.

Информация о работе Социализация личности в организации