Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование процесса формирования социальной ответственности и этики в системе управления организацией.
Задачи работы включают в себя рассмотрение основных подходов к определению социальной ответственности и этики в управлении:
выделить основные виды и подходы социальной ответственности и этики в управлении;
рассмотреть как социальная ответственность и этика в управлении организации влияет на эффективную работу трудового персонала;
показать значимость соблюдения моральных норм в управлении организации.
Введение ...………………………………………………………………………..…..3
I. История развития социальных вопросов в менеджменте ……………………...6
1.1. Место социальной ответственности
в классических теориях управления…………………………………………...…....6
1.2 Социальная ответственность и этика
в системе управленческих категорий………………………………………………15
II. Развитие профессиональной этики в современных теориях управления…….23
2.1Современные теории социальной ответственности (ХIХ-ХХ вв.)……………23
2.2 Реализация социальных и этических
норм в управленческой деятельности………………………………………….…..32
Заключение …………………………………………………………………….……45
Литература ……………………………………………………………………….….46
Приоритет материальных интересов в управлении и неэтичное отношение может привести к так называемой «текучести кадров», когда любой работник будет готов не задумываясь покинуть организацию, если ему будет предложена другая работа. Такая ситуация очень пагубна для организации, так как ведет к ее нестабильности, внутреннему разрушению.
Таким образом, очевидна исключительно важная роль этичного управления персоналом для успеха любой организации. Для качественного выполнения своей работы любому человеку необходимо чувствовать себя защищенным, быть уверенным в том, что отношение к нему будет этичным и справедливым.
Что же касается внешней стороны деятельности организации, то этичное отношение должно присутствовать и здесь. Если управление персоналом скрыто от глаз общественности, то социальная ответственность организации «лежит на поверхности». Общество может оценить деятельность организации в этой сфере и соответственно сформировать свой образ того или иного предприятия.
Существует мнение о том, что социальная ответственность не нужна и даже опасна для организации, ведь затраты, к примеру, на благотворительность увеличивают расходы предприятия. Постепенно это может привести к убыточному производству со всеми вытекающими неприятностями. Однако все же утверждение о том, что «быть этичным - выгодно», представляется довольно обоснованным[24].
В центре проблемы социальной ответственности
находятся личные ценности, общие
убеждение относительно добра и
зла. Люди, полагающие, что «организации
должны максимизировать прибыль, подчиняясь
закону», скорее всего, придадут высокую
ценность максимизации прибыли, эффективности
и жесткому следованию закону и низкую
ценность - альтруизму. Такие люди считают,
что организация ведет себя правильно
и является социально ответственной,
пока ее действия отвечают данной системе
ценностей. Чтобы сделать выбор
в пользу правильного поведения,
важно иметь начальное
Комитеты по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалистов по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнения функции «социальной совести» организации [17].
Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.
Существуют три основные интерпретации концепции социальной -ответственности организации. Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность организации – увеличение прибыли для своих акционеров
. «Существует одна и только
одна социальная
Вторая точка зрения прямо противоположна этой теории: «Корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни». Отрадно, что подобные фразы (с поправкой на то, что речь идет о жизни россиян) все чаще звучат из уст российского президента. Третью позицию представляет теория «разумного эгоизма». Она настаивает на том, что социальная ответственность организации – это просто «хороший бизнес, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные программы, фирма сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение -это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
Юридическая ответственность, в отличие от социальной, подразумевает соблюдение конкретных законов и норм государственного регулирования, определяющих, что может, а чего не может делать организация. Социальная ответственность, напротив, связана с определенной степенью добровольности реагирования организации.
Российские организации все
больше склоняются к «расширенному
толкованию» понятия
II. Развитие профессиональной этики в современных теориях управления
Теория капитала Карла Маркса
Карл Маркс (Karl Marx, 1818—1883) — немецкий философ, экономист, социолог. Если отвлечься от идеологии и того, что под знаменем «марксизма» в России был произведен самый грандиозный социальный эксперимент XX в., Маркс внес огромный вклад в развитие социально-экономических теорий.
Маркс известен как создатель теории капитала, прибавочной стоимости и труда как такого же продукта, как и все то, что рабочий производит. С точки зрения организационной теории — это основа всех моделей организационной эффективности.
Важнейшее
положение, оказавшее влияние на
развитие концепции организационных
конфликтов — теория антагонистических
противоречий между трудом и капиталом.
Конечно, современные подходы к
организационным конфликтам не ограничиваются
исследованием «коренного»
У К. Маркса сформулированы и другие важные положения, входящие в различных вариантах в проблематику теории организации: институционализация групповых объединений (профсоюзы), власть, авторитет.
Эмиль Дюркгейм
(Emil Durkheim, 1858—1917) — французский социолог-
В своем труде «Общественное разделение труда» (1893) Дюркгейм рассматривал эволюцию общества как результат углубляющегося разделения труда, которое имеет моральный характер в силу органической зависимости индивидов друг от друга. Разделение труда рассматривалось Дюркгеймом как один из важнейших факторов перехода общества от аграрного к индустриальному, в котором, собственно, и зародились современные промышленные организации. Дюркгейм также исследовал понятия специализации и иерархии, связанные с разделением труда.
Дюркгейм
предложил также разделять
В конечном
итоге, следует сказать, что социология
Эмиля Дюркгейма является основной
структурно-функционального
Теория бюрократии Макса Вебера
Макс
Вебер (Max Weber, 1884—1920) — крупнейшая фигура
в немецкой и мировой гуманитарно-
Макс
Вебер создал одну из наиболее стройных
и обоснованных концепций типов
социального действия. Изучая историю
и особенности различных
И классификация
типов социального поведения, рассматриваемая
в трудах М. Вебера, ценна именно
с точки зрения проблем современного
общества, характерной чертой которого
является рациональность и расширение
сферы целерационального
Отдельно
следует упомянуть о его
Вебер сформулировал ряд характеристик идеальной бюрократии, которые отражают ее суть, и которые мы рассмотрим в следующей главе. Во многом благодаря своей теории бюрократии Макс Вебер по праву считается отцом современной теории организации. Достаточно сказать, что подавляющее большинство современных государственных, муниципальных, образовательных, да и хозяйственных организаций строятся на принципах, которые Макс Вебер называл принципами «рациональной бюрократии»[23].
Тектология Александра Богданова
Александр
Александрович Богданов (настоящая
фамилия — Малиновский, 1873—1928) —
один из самых ярких и недооцененных
представителей русской революционной
интеллигенции начала XX в. Он занимался
многим, сочетая в себе революционный
порыв и энциклопедичность
А. Богданов вошел в историю философии и социальной мысли как создатель эмпириомонизма — течения, близкого к философии Э. Маха, в рамках которого А.Богданов создал и развивал тектологию — «всеобщую организационную науку». Исходным положением тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления и процесса с точки зрения их организации, т.е. отношений всех частей целого и отношений этого целого со всеми внешними системами.
Согласно
А. Богданову, законы организации систем
едины для любых объектов, самые
разнородные явления
Тектологию Богданова многие авторы называют основой современной теории систем, которая, в свою очередь, стала одной из влиятельнейших концепций в теории организации.
Если говорить именно о теории организации, то тектология имеет прямое отношения к таким аспектам, как строение и развитии организационных комплексов, устойчивость и неопределенность, организационные кризисы и изменения. Очень интересным является формулировка Богдановым закона наименьших (слабого звена). Необходимость учета слабых звеньев, их выравнивания с ушедшими вперед и достижения баланса между различными частями и показателями плана сегодня является общепризнанной в теории и практике планирования деятельности организаций (и экономики в целом).
Информация о работе Социальная ответственность и этика менеджмента