Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование процесса формирования социальной ответственности и этики в системе управления организацией.
Задачи работы включают в себя рассмотрение основных подходов к определению социальной ответственности и этики в управлении:
выделить основные виды и подходы социальной ответственности и этики в управлении;
рассмотреть как социальная ответственность и этика в управлении организации влияет на эффективную работу трудового персонала;
показать значимость соблюдения моральных норм в управлении организации.
Введение ...………………………………………………………………………..…..3
I. История развития социальных вопросов в менеджменте ……………………...6
1.1. Место социальной ответственности
в классических теориях управления…………………………………………...…....6
1.2 Социальная ответственность и этика
в системе управленческих категорий………………………………………………15
II. Развитие профессиональной этики в современных теориях управления…….23
2.1Современные теории социальной ответственности (ХIХ-ХХ вв.)……………23
2.2 Реализация социальных и этических
норм в управленческой деятельности………………………………………….…..32
Заключение …………………………………………………………………….……45
Литература ……………………………………………………………………….….46
А. Богданов
ввел ряд тектологических правил
или законов: пропорциональности, равновесия,
композиции (конъюгации) и др., которые
практически в неизменной трактовке
рассматриваются некоторыми российскими
представителями теории организации
как всеобщие организационные законы.
Правда, современная теория организации,
ушедшая от чисто системного подхода,
не рассматривает эти законы как
нечто универсальное и
В целом Богданов был, конечно, не совсем свободен от марксистских и, отчасти, большевистских взглядов на капитализм и социализм. Он говорил, что для капиталистических организаций (комплексов) в большей степени характерны разрушительные процессы, а для социалистических — созидательные. Но, как показала история, как раз капиталистические организации оказались гораздо более адаптивными, чем социалистические, в том числе и потому, что западная организационная наука развивалась, учитывая реалии, а не теоретико-идеологические конструкции.
Научный менеджмент Фредерика Тейлора
Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Tailor, 1856—1915) — американский инженер и исследователь, которого считают отцом классической теории научного управления. Отсчет эре научного менеджмента положило опубликование Тейлором в 1911 г. книги «Принципы научного управления», значение которой для менеджмента, может быть, такое же, как для христианства — Библия.
Поскольку
теория организации — это, по сути,
часть современной
Тейлор
детально исследовал процессы разделения
труда, разбивая действия рабочих на
отдельные движения и замеряя
время выполнения этих движений. Результаты
таких замеров использовались затем
для разработки более эффективных
приемов работы, ведущих к повышению
эффективности деятельности организации
в целом. Тейлор также занимался
вопросами вертикального
Среди важнейших принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру. Среди основных положений школы научного управления, которые внесли существенный вклад в теорию организации, можно также отметить следующие:
Теория менеджмента Честера Барнарда
Честер
Барнард (Chester Barnard, 1887—1961) — американский
исследователь, автор книги «Функции
руководителя» (1938), в которой он
дал определение формальной организации,
ее составных элементов и их назначения,
а также выделил субъективные
и объективные аспекты такого
механизма организационной
Барнард
также фактически создал новую теорию
организационной структуры, фокусируясь
на организации как
К другим важнейшим положениям подходов Барнарда, используемым современной теорией организации, относятся:
Вообще
Честер Барнард считается одним
из наиболее значимых представителей
одной из разновидностей системного
подхода в управлении и теории
организации — школы социальных
систем. Но, по сути, организационные
исследования Барнарда по времени опередили
появление собственно системной
теории в том виде, в котором
ее сформулировали Берталанфи, Боулдинг
и другие. Поэтому Барнард
Организационный гуманизм. Концепция «человеческих отношений»
В 30-е
гг. XX в. классические подходы к управлению
подвергаются усиливающейся критике,
основным мотивом которой выступает
требование гуманизации труда. Появляется
концепция «человеческих
Возникновение
концепции «человеческих
Критически
относясь к реалиям индустриального
общества, Мэйо считал, что следует
строить новые организационные
отношения, учитывающие социальные
и психологические аспекты
Организация должна быть ориентирована в большей мере на людей, чем на производство, и ответственность за новую направленность и развитие организации лежит на высшем руководстве.
Основные
положения организационной
Особое
внимание уделялось важности неформальных
факторов поведения людей и их
влиянию на производительность труда.
Изучение групповых отношений стало
важным фактором оптимизации организационной
деятельности. Исследователи обнаружили,
что в организациях функционировали
отдельные группы, обладавшие собственными
нормами и целями, которые зачастую
не совпадали с объявленными нормами
и целями организации. Эти социальные
группы, образующиеся в конечном итоге
вследствие существующего разделения
труда, обладали достаточной
Системный подход
Одна
из самых известных в 80-е гг. системных
организационных концепций
Представители
еще одного направления в теории
организации рассматривали
Этические нормы выступают в
роли регулятора отношений в коллективе,
который или будет
Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.
Работодатель предоставляет
Нормы
всегда являются средством реализации
принципов, идеологии, т. е. любая нормативная
система отражает определенные взгляды
какой-то группы людей. Качество этических
норм, действующих в коллективе,
должно стать предметом постоянной
заботы кадровой службы. Если в коллективе
получат широкое
Качество этических норм в деятельности организации во многом зависит от руководителя, его авторитета. Авторитет руководителя — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Одной из наиболее этически нагруженных является должность руководителя. С одной стороны, в процессе управления людьми проявляется большое число этических дилемм, с другой – руководитель является основой системы исполнения кодекса: лично транслирует этические нормы в действии, разбирает этические конфликты подчиненных, консультирует по поводу сложных этических ситуаций. В связи с этим руководитель должен обучаться принципам этичного лидерства, хорошо ориентироваться в этической проблематике. В ходе такого обучения рассматриваются этические проблемы менеджмента с точки зрения линейных руководителей, разрабатываются корпоративные стандарты в области этичного управления.
Информация о работе Социальная ответственность и этика менеджмента