Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование процесса формирования социальной ответственности и этики в системе управления организацией.
Задачи работы включают в себя рассмотрение основных подходов к определению социальной ответственности и этики в управлении:
выделить основные виды и подходы социальной ответственности и этики в управлении;
рассмотреть как социальная ответственность и этика в управлении организации влияет на эффективную работу трудового персонала;
показать значимость соблюдения моральных норм в управлении организации.
Введение ...………………………………………………………………………..…..3
I. История развития социальных вопросов в менеджменте ……………………...6
1.1. Место социальной ответственности
в классических теориях управления…………………………………………...…....6
1.2 Социальная ответственность и этика
в системе управленческих категорий………………………………………………15
II. Развитие профессиональной этики в современных теориях управления…….23
2.1Современные теории социальной ответственности (ХIХ-ХХ вв.)……………23
2.2 Реализация социальных и этических
норм в управленческой деятельности………………………………………….…..32
Заключение …………………………………………………………………….……45
Литература ……………………………………………………………………….….46
Этика становится неотъемлемым элементом менеджмента. Его основная черта – в отсутствии единого шаблона морального стандарта, другими словами, в том, что у каждого человека имеется свое понимание этических норм. Этический менеджмент в организации – это, прежде всего, диалог по поводу ценностей, определения «что такое хорошо и что такое плохо».
На авторитет руководителя оказывает
сильное влияние наличие
Еще одним значимым вопросом сегодня
становится экология жизни человека
в организации, проблема совмещения
личных ценностей и интересов
с ценностями и интересами компании.
Этот внутренний конфликт игнорировать
нельзя. Диалог между компанией и
сотрудниками по поводу общих правил
и норм взаимодействия, ценностей
и целей развития становится условием
формирования сильной внутренней корпоративной
идентичности. Базовым ограничением
внедрения этических норм в организации
является невозможность их прямого
административного
Возвращаясь к возможностям внедрения
этических норм не административным,
а рекомендательным порядком, стоит
сосредоточиться на методах трансляции
этических норм. Партнерский подход
к их внедрению предполагает добровольность
и индивидуальную мотивацию сотрудника
к исполнению этических норм. Такой
подход основан на понимании сотрудниками
необходимости существования
Таким образом, ресурсом организации становится добровольная инициатива, всеобщая этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.
Сформулируем принципы трансляции этических норм, позволяющие реализовать такой подход:
1. Диалогичность и максимальная
прозрачность всего процесса
разработки и введения в
2. Добровольность принятия
3. Равенство всех сотрудников в исполнении этических норм. Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения.
Основной ресурс, а следовательно,
и способ регулирования деловой
этики в организации – это
свобода принятия этических норм.
Свобода принятия предусматривает
возможность отказа от предлагаемых
этических норм. При этом, если отказ
карается увольнением, то мы уже имеем
дело с феноменом «вынужденной этичности».
Поэтому реальная свобода – это
возможность работать в организации,
даже если сотрудник не полностью
разделяет корпоративные
Предмет усилий этического менеджмента
- выявление, формулирование, внедрение,
поддержание, модернизация и модификация
этических корпоративных норм и
принципов, составляющих систему деловой
этики компании. Создание Кодексов
корпоративной этики стало
В 2002 году одной из первых крупных компаний в России, создававших свой Кодекс, была Тюменская нефтяная компания. Сейчас многие организации прошли путь создания кодекса и практически все столкнулись с проблемой исполнения, с вопросом: «Как внедрить и поддерживать заявленные этические стандарты?».[22]
Опираясь на собственный опыт и наблюдения, мы можем с уверенностью утверждать, что хотя практика создания самих этических кодексов становится общеизвестной, к сожалению, пока что еще редко можно встретить примеры построения в компании системы исполнения этих этических норм.
Наличие ясных и соблюдаемых этических норм в организации помогает сотрудникам ориентироваться в сложных ситуациях, снижает риск возможных нарушений, помогает формировать приверженность сотрудников компании. И, если кодекс корпоративной этики определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками компании, то система исполнения:
Этические нормы занимают особое положение
в системе общественных правил. С
одной стороны, они не предусматривают
такой жесткой системы
Эффективность внедрения этических
стандартов в директивном порядке
является крайне низкой. Для того, чтобы
они стали индивидуальными
Рассмотрим подробнее
Страх наказания. Это один из наиболее простых и древних мотивов, который нацелен на удовлетворение потребности в безопасности. Он распространен в кодексах универсальной этики, составляющих суть или являющихся элементами религиозных учений. В частности, в христианстве за несоблюдение заповедей в качестве мер наказания выступают епитимья и Страшный суд в загробной жизни.
Другой возможный двигатель этичного поведения – боязнь осуждения (морального порицания) другими членами референтной группы, то есть той, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется.
Групповая принадлежность: профессиональная и корпоративная
Для человека значимой часто является
принадлежность к какому-либо сообществу
(профессиональному, социальному). Соблюдение
профессиональных заповедей подчеркивает
внутреннюю принадлежность к сообществу.
Страх исключения из рядов сообщества
за неисполнение профессиональных этических
норм, что в ряде случаев означает
и потерю возможности работать по
профессии, представляет собой сильный
рычаг для выполнения данных заповедей
и норм. Профессиональные этические
кодексы наиболее эффективно действуют
в сообществах «свободных»
«…нравственный закон внутри меня»
Рисунок 2.1.1
Мотивы соблюдения этических норм
Мотив следующего уровня – соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при выполнении этих законов. Здесь этические нормы играют более широкую, экзистенциальную роль, выполнение нравственного закона становится одним из условий гармоничного существования личности. Только на этом уровне выполнение нравственных норм является самодостаточной ценностью, при этом мнение референтной группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения.
Выделенные нами мотивы соблюдения
этических норм на основе анализа
собственного практического опыта
соответствуют классификации
Вышеперечисленные уровни развития нравственности (моральных суждений) принято соотносить со стадиями зрелости личности, организации, социальной системы. Возникает закономерный вопрос – до какого уровня целесообразно развивать деловую этику в организации? Напрашивающийся ответ – до постконвенционального – не так однозначно позитивен, как кажется на первый взгляд [11].
Представим себе, что сотрудник
достиг постконвенциального уровня
и стал принимать этические принципы
и нормы организации как свои
собственные жизненные
В российских же организациях наиболее приемлемо остановиться на уровне социального одобрения в принятии организационных ценностей и этических норм. Для сотрудников, которые предполагают менять места работы в ходе своей трудовой деятельности, личностно безопаснее воспринимать нормы организации как ограничение (и условие достижения успеха) на период работы в ней. Особенно удачна с точки зрения деловой этики ситуация, когда этические системы сотрудника и организации близки [16].
Ключевым элементом для
Информация о работе Социальная ответственность и этика менеджмента